РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-74-84
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования – развитию универсальных предпосылок учебной деятельности у дошкольников. На ступени предшкольного обучения у детей очень важно сформировать алгоритмические умения – способность и готовность при решении задач различного типа совершать в строгой последовательности некоторую систему операций по предложенному образцу. Алгоритмические умения носят метапредметный характер и могут вырабатываться как на предметных занятиях при выполнении различных видов учебной деятельности, так и в ходе режимных процедур и мероприятий, а также в домашней обстановке, когда ребенок находится в семье.
Выделены компоненты алгоритмических умений (личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный) и основные показатели их сформированности, которые характеризуют не только навыки составления и осуществления алгоритмов, но и развитие интегративных качеств личности ребенка, являющихся основой для развития универсальных учебных действий при дальнейшем обучении в начальной школе. Представлена методика развития алгоритмических умений у дошкольников, которая включает три последовательных, соответствующих возрасту этапа: формирование умений исполнять линейные алгоритмы (средняя группа детского сада); способностей выполнять разветвляющиеся, циклические алгоритмы (старший дошкольный возраст); закрепление приобретенных навыков и постепенное увеличение доли самостоятельности в составлении алгоритмов, целеполагании, контроле, коррекции и рефлексии (подготовительная к школе группа).
Материалы статьи адресованы прежде всего специалистам, работающим в сфере дошкольного образования: воспитателям, методистам, психологам, руководителям детских садов.
Об авторах
Л. В. ВоронинаРоссия
доктор педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии детства Ураль- ского государственного педагогического института
Е. А. Утюмова
Россия
старший преподаватель Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического института
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия кмысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm655–1.htm.
3. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М.: Политиздат, 1975. 496 с.
Рецензия
Для цитирования:
Воронина Л.В., Утюмова Е.А. РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. Образование и наука. 2013;1(1):74-84. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-74-84
For citation:
Voronina L.V., Utyumova Y.A. Developing the Many-Sided Background of the Preschool Children Learning Activities by means of Algorismic Skills Development. The Education and science journal. 2013;1(1):74-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-74-84