Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Исследование образовательной среды школы в контексте обеспечения равного доступа к качественному образованию

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89

Полный текст:

Аннотация

Введение. В официальных международных и государственных российских документах декларируется обязательность обеспечения равного доступа к качественному образованию всех граждан вне зависимости от места их проживания и социального статуса. В связи с этим актуальной становится оценка состояния школьной среды и ее потенциала с точки зрения соблюдения требований оказания квалитативных образовательных услуг всем представителям подрастающего поколения.

Цель изложенного в публикации исследования состоит в изучении деятельности и ресурсов московских школ в контексте равных возможностей детей к получению образования, достойного общества знаний.

Методы и методики. Основным методом работы был избран международный экспертный инструмент – шкала SACERS, адаптированная сотрудниками лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов Московского городского педагогического университета (МГПУ). Обработка данных осуществлялись с помощью методов описательной статистики, дисперсионного, регрессионного анализа и Т-критерия Стьюдента в модификации Уэлча.

Результаты и научная новизна. На рандомной выборке (22 образовательных комплекса) продиагностированы особенности условий обучения в разных московских школах, определен индекс качества их образовательной среды и ее структурных компонентов (n = 58). Установлена неоднородность средних учебных учреждений по предметно-пространственной организации, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности, а также наличию инфраструктуры для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В то же время сходными оказались показатели «посещаемость», «пространство для подвижной активной деятельности», «дисциплина», «взаимодействие сверстников», «взаимодействие между педагогами и родителями», «возможности для профессионального развития». Среди обследованных объектов выделено шесть «однородных» и десять «неоднородных» комплексов. В первых, в отличие от вторых, имеются предпосылки для относительно одинакового доступа всех школьников к образованию высокого уровня. Этот факт подтверждается диапазоном значений индекса качества образовательной среды и погрешностями его стандартного отклонения.

Практическая значимость. Проведенное исследование позволило получить дифференцированное представление о реальной образовательной ситуации в столичных школах, исходя из чего следует искать решение управленческой задачи развития системы образования, гарантирующей качественное обучение каждого школьника.

Об авторах

Е. В. Иванова
Московский городской педагогический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов 

Researcher ID D-2028-2019,

Scopus Autor ID 57199325543



И. А. Виноградова
Московский городской педагогический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов 

Researcher ID H-1571- 2018,

Scopus Autor ID 57199325852



С. А. Зададаев
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва
Россия

кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель руководителя департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий 

Researcher ID D-3121- 2019,

Scopus Autor ID 6506481410



Список литературы

1. Фрумин И. Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 7.

2. Bourdieu P., Passeron J. C. La reproduction éléments pour une théorie du système d’enseignement. Paris: Editions de Minuit. 1970. 284 с.

3. Breen R., Jonsson J. O. Inequality of Opportunity in Comparative Perspective: Recent Research on Educational Attainment and Social Mоbility // Annual Review of Sociology. 2005. Vol. 31. P. 223–243.

4. Legewie J., DiPrete T. A. School Context and the Gender Gap in Educational Achievement // American Sociological Review. 2012. Vol. 77, № 3. P. 463– 485. DOI: 10.1177/0003122412440802

5. Jackson M. Determined to Succeed? Performance vs Choice in Educational Attainment. Stanford: Stanford University Press, 2013. DOI: 10.11126/stanford/9780804783026.001.0001

6. Shmis T., Parandekar S. D. Education Equity in the Russian Federation: Summary Report. 2018. Available from: documents.vsemirnyjbank.org (дата обращения: 20.02.2019)

7. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120–145.

8. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. Москва: ЦСПиМ, 2013. 224 с.

9. Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–271.

10. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58–95.

11. Дербишинир Н. С., Пинская М. А. Управленческие стратегии директоров эффективных школ // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 123–124. DOI: 10.17323/1814–9545–2016–3-110–129

12. Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135–161. DOI: 10.17323/1814–9545–2016–1-135–167

13. Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., Чиркина Т. А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198–227. DOI: 10.17323/1814– 9545–2018–2-198–227

14. O' Dougherty Wright M., Masten A. S., Narayan A. J. Resilience processes in development: Four waves of research on positive adaptation in the context of adversity // Goldstein S., Brooks R. B. (Eds.). Handbook of resilience in children. New York: Springer, 2013. Р. 15–38.

15. Henderson N. Havens of Resilience // Resilience and Learning. 2013. Vol. 71, № 1.

16. Harms T., Jacobs E., White D. School Age Care Environment Rating Scale. New York: Teachers College press, 1996.

17. Halle T., Vick Whittaker J. E., Anderson, R. Quality in Early Childhood Care and Education Settings: A Compendium of Measures, Second Edition. Prepared by Child Trends for the Office of Planning, Research and Evaluation, Administration for Children and Families, U. S. Department of Health and Human Services. Washington, DC: Child Trends, 2010.

18. Ivanova E. V., Vinogradova I. A. Scales SACERS: Results of the Study of the Educational Environment of Moscow Schools // European Journal of Contemporary Education, 2018, Vol. 7. № 3. Р. 498–510. DOI: 10.13187/ejced.2018.3.498

19. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 66–79.

20. Ясвин В. А. Организационно-психологические риски объединения школьных организаций // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Перо, 2017. С. 7–12.


Для цитирования:


Иванова Е.В., Виноградова И.А., Зададаев С.А. Исследование образовательной среды школы в контексте обеспечения равного доступа к качественному образованию. Образование и наука. 2019;21(7):69-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89

For citation:


Ivanova E.V., Vinogradova I.A., Zadadaev S.A. The Study of School Educational Environment in the Context of Ensuring Equal Access to Quality Education. The Education and science journal. 2019;21(7):69-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)