Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Инжиниринговый центр как инновационный компонент профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-90-112

Полный текст:

Аннотация

Введение. Тотальная цифровизация всего спектра жизнедеятельности, в том числе сферы высшего профессионального образования, актуализирует поиск адекватных современному состоянию общества и потребностям развития цифровой экономики способов и форм подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий – IT-специалистов. Одним из таких способов может стать конструктивное скоординированное сотрудничество преподавательского корпуса и обучающихся с создаваемыми при вузах инжиниринговыми центрами как точками активных разработок, освоения, эффективной эксплуатации и коммерциализации новых технологий.

Цель статьи – анализ процесса и результатов подготовки бакалавров ITнаправлений на основе взаимодействия педагогического коллектива ТГПУ им. Л. Н. Толстого с организованным на базе этого университета инжиниринговым центром (ИЦ) «Цифровые средства производства».

Методология и методы. Ведущими подходами к изучению обсуждаемой проблемы были системный и компетентностный подходы. Применялись методы социально-исторического и теоретико-методологического анализа, моделирования, оценки и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта образовательных учреждений. В ходе апробации инновационных методов обучения проводились собеседования, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

Результаты и научная новизна. Кратко описано разработанное в ТГПУ научно-методическое обеспечение совместной деятельности педагогического вуза и ИЦ, сформулированы ее задачи и принципы: принцип активности; объединение усилий заинтересованных сторон при определяющей позиции университета; связь предлагаемых обучающимся объектов профессиональной деятельности и типов профессиональных задач с требованиями основной образовательной программы; научность и информационно-методическая поддержка; обеспечение информационной безопасности личности при решении научно-исследовательских задач и создании интеллектуального продукта. Показана продуктивность и перспективность взаимодействия образовательной организации и коммерческой структуры, занимающейся продвижением и реализацией научно-технологических проектов. Благодаря включению студентов в полный цикл производства программного продукта в составе группы его разработчиков подготовка бакалавров IT-направлений приобрела более практико-ориентированный характер, усилилась мотивация учащихся к осуществлению научных исследований, появились дополнительные ресурсы для развития и закрепления навыков работы в команде и, в конечном счете, значительно повысился уровень готовности выпускников к предстоящей профессиональной деятельности. Педагогический эксперимент позволил выявить прямые причинно-следственные связи между участием студентов в решении реальных практических инженерных задач и уровнем сформированности у них дефицитных на рынке труда профессиональных компетенций.

Практическая значимость предпринятого авторами исследования заключается в потенциальных возможностях использования полученных данных для совершенствования методического инструментария, способствующего овладению бакалаврами IT-направлений необходимыми профессиональными компетенциями. Материалы, изложенные в публикации, могут заинтересовать вузовских преподавателей информатики и программирования и быть востребованы руководителями организаций профессионального образования.

Об авторах

А. Н. Привалов
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры информатики и информационных технологий


Ю. И. Богатырева
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий


В. А. Романов
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования


Список литературы

1. Пешкова Г. Ю., Самарина А. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 10. С. 50–75. DOI: 10.17853/1994–5639–2018–10–50–75

2. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1–4.

3. Родин А. А., Минайлова Е. И. Из опыта подготовки квалифицированных кадров в области IT-технологий в соответствии с требованиями мировых стандартов // Педагогический поиск. 2017. № 7–8. С. 34–37.

4. Сейдаметова С., Асанова У., Бекирова Э. Современные технологии обучения при подготовке инженеров-программистов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 2016. № 1. С. 45–50.

5. Шкарбан Ф. В. Особенности практической подготовки будущих инженеров-программистов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2016. № 2 (12). С. 89–106.

6. Шкарбан Ф. В. Особенности обучения дисциплин цикла компьютерных наук в вузах России и за рубежом // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2016. № 3 (13). С. 129–136.

7. Богомолова О. И. Специфика подготовки ИТ-специалистов на примере Казанского национального исследовательского технологического университета // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/5223 (дата обращения: 26.03.2019).

8. Яворский В. В., Сергеева А. О., Пошанов Р. Т. Подготовка специалистов в сфере информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11–4. С. 554–556 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view? id=8637 (дата обращения: 19.07.2019).

9. Сидоров А. В. Особенности подготовки специалистов в области информационных технологий // Молодой ученый. 2017. № 21.1. С. 49–50. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/155/44237/ (дата обращения: 19.07.2019).

10. Шульга Т. Э. Организационные принципы подготовки IT-специалистов. Прикладная информатика. 2009. № 3(21). С. 49–52.

11. Бабкин О. В. и др. Зарубежный опыт профессиональной подготовки программистов // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 11 (131). С. 38–46.

12. Склярова А. М. Система образования в Японии // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Серия «Гуманитарные науки» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eltech.ru/assets/files/university/izdatelstvo/izvestiya-spbgetu-leti/2007–05.pdf/ (дата обращения: 12.02.2019).

13. Богатырева Ю. И., Реброва И. Ю. Адаптация студентов факультета математики, физики и информатики к профессиональной деятельности: содержание и условия развития // Региональная научно-практическая конференция «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области». Тула: ТулГУ, 2014. С. 70–74.

14. Привалов А. Н. Реализация сетевого взаимодействия в условиях ФГОС ВО при подготовке бакалавров направления «Прикладная информатика» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 261–263.

15. Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Ефимова Г. 3. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования // Образование и наука. 2019. № 21 (6). С. 9–28. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2019–6-9–28] (дата обращения: 12.02.2019).

16. Изосимова Т. Н., Рудикова Л. В. Компетентностный подход как гарантия качества подготовки современных специалистов в области IT-технологий // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 1. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. С. 202–209.

17. Рудикова Л. В., Жавнерко Е. В., Скращук В. С. О подготовке специалистов в области информационных технологий // Материалы конференции «Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды». 2014. С. 341–344.

18. Лисовская Н. Б., Трощинина Е. А. Карьерная готовность выпускников педагогического вуза. UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета, 2012. № 3. С. 43–50.

19. Чердакова А. В. Профессиональная подготовка специалистов // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1329–1331 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18918/ (дата обращения: 20.07.2019).

20. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Клепиков А. К. Методические рекомендации по подготовке и выполнению выпускных квалификационных работ студентов направлений подготовки «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Прикладная информатика»: учебно-методическое пособие. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. 72 с.


Для цитирования:


Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. Инжиниринговый центр как инновационный компонент профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений. Образование и наука. 2019;21(7):90-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-90-112

For citation:


Privalov A.N., Bogatyreva Y.I., Romanov V.A. Engineering Centre as Innovative Component of Professional Training of Future IT Specialists.................90 Slabin U. K. Knowledge and Perception of Eponyms in Chemistry by University Students in Belarus and the United States. The Education and science journal. 2019;21(7):90-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-90-112

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)