Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Знание и восприятие химических эпонимов студентами университетов Беларуси и США

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-113-142

Полный текст:

Аннотация

Введение. К важнейшим инструментам качественного образования любого уровня относится дидактический принцип воспитывающего обучения, соблюдение которого усиливает результативность выбираемых педагогами методических средств. Общепризнанным эффективным методом обучения и воспитания считается положительный пример. В качестве такового в образовательной сфере рекомендуется использовать биографии и описания деятельности ученых-первооткрывателей, многие фамилии которых стали нарицательными или вошли в состав научных эпонимов (производных от имен собственных терминов и понятий, обозначающих явление, закон, теорию, изобретение и др.). Эпонимы изучаются с позиций многих наук, в том числе педагогики, а согласно декларируемым в национальных документах об образовании принципам гуманизации и историзма они могут применяться как средство воспитания при освоении естественных и других дисциплин. Однако данные об исследованиях подобной роли эпонимов отсутствуют. Неизвестно, в частности, как соответствующий пласт учебной лексики воспринимается учащимися и изменяется ли ее восприятие у студентов университета по сравнению со школьниками. Этот пробел в методологии и методике преподавания в полной мере относится и к такому предмету, как «Химия».

Цели представленной в публикации работы состояли в выяснении отношения студентов университетов разных стран – Беларуси и США – к химическим эпонимам и выявлении связей между рефлексивным их осмыслением и прочными знаниями будущих специалистов.

Методология и методика. Для опроса обучающихся в Орегонском и Белорусском государственном университетах, проводившегося посредством интернет-ресурсов, была разработана авторская анкета, состоящая из 27 вопросов с разными типами ответов. Анализ собранной информации производился с помощью пакета IBM® SPSS®, методами описательной (вычисление среднего и стандартного отклонений, дисперсии) и выводной (использование тестов Манна – Уитни и Пирсона) статистики.

Результаты и научная новизна. По итогам опроса установлено, что студенты обеих стран определяют химические эпонимы по ассоциативному ряду лучше, чем по их содержанию (сущности). У белорусских респондентов показатели знания эпонимов оказались несколько выше, чем у американских испытуемых, что объясняется спецификой выборок (в первой доля студентовхимиков была более представительной), графика и продолжительности химических курсов. Узнаваемости химических эпонимов, степень которой различна, способствуют их повторяемость, уникальность и фонетичность. У большинства всей совокупности участников анкетирования зафиксированы нерефлексивное восприятие эпонимов и неопределенное отношение к ним. Главным фактором хорошего знания, рефлексивного положительного отношения к эпонимам является высокая мотивация к их усвоению, которая обусловлена избранной специальностью, – разумеется, наиболее мотивированы в этом плане студенты профильных специальностей «Химия» и «Преподавание химии». Сделан вывод о том, что, с одной стороны, в реализации принципов гуманизации и историзма нельзя делать ставку исключительно на эпонимы: чтобы избежать просчетов, следует придерживаться системного подхода, подразумевающего комплекс средств и методов. С другой стороны, планомерная, регулярная работа с химическими эпонимами помогает глубже проникнуть в суть изучаемых явлений и позволяет ускорить и гармонизировать процесс претворения химической теории в практику. К сожалению, эпонимам, как и их источникам – персоналиям ученых, – в учебной литературе уделяется все меньше внимания, что в корне неправильно.

Практическая значимость. Материалы предпринятого автором исследования и полученные результаты будут полезны учителям и преподавателям химии при разработке уроков, лекционных курсов, цикла семинарских и лабораторных занятий, а также при составлении учебных пособий и написании учебников.

Об авторе

В. К. Слабин
Орегонский университет
Соединённые Штаты Америки
кандидат педагогических наук, научный сотрудник факультета образования


Список литературы

1. Гаврилейко Ю. А. Эпонимия научных терминов // Профессионально-ориентированный перевод: реальность и перспективы. Сборник научных трудов по материалам 8-й Международной научно-методической интернет-конференции / под ред. Н. Н. Гавриленко. Москва: Российский университет дружбы народов, 2013. С. 25–36.

2. Новинская Н. В. Термины-эпонимы в языке науки // Вестник Российского университета дружбы народов. 2013. № 4. С. 34–38 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/terminy-eponimy-v-yazyke-nauki (дата обращения: 28.03.2019).

3. Вацуро К. В., Мищенко Г. Л. Именные реакции в органической химии. Москва: Химия, 1976. 528 с.

4. Ballentyne D. W. G., Lovett D. R. A dictionary of named effects and laws in chemistry, physics and mathematics. London: Chapman and Hall, 1961. 355 p.

5. Papeo G., Pulici M. Italian chemists’ contributions to named reactions in organic synthesis: An historical perspective // Molecules. 2013. Vol. 18. P. 10870– 10900. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24008246. DOI: 10.3390/molecules180910870 (date of access: 28.03.2019).

6. Hassner A., Stumer C. Organic syntheses based on name reactions. 2nd ed. Amsterdam: Pergamon, 2002. 454 p.

7. Koehler P. J., Bruyn G. W., Pearce J. M. S. (еds.). Neurological Eponyms. Oxford: Oxford University Press, 2001. 386 p.

8. Beolens B., Watkins M., Grayson M. (eds.). The eponym dictionary of mammals. Baltimore: John Hopkins University Press, 2009. 592 p.

9. Zusne L. Eponyms in psychology: A dictionary and biographical sourcebook. New York: Greenwood, 1987. 360 p.

10. Manser M. H. Dictionary of eponyms. London: Guild, 1989. 307 p.

11. Beeching C. L. A dictionary of eponyms. 3rd ed. London: Library Association Publishing, 1989. 224 p.

12. Enersen O. D. Whonamedit? A dictionary of medical eponyms. 2003. Available from: http://www.whonamedit.com (date of access: 28.03.2019).

13. Slabin U. Teaching general chemistry with instructor's screen sharing: Students' opinions about the idea and its implementation // Journal of Baltic Science Education. 2013. Vol. 12, № 6. P. 759–773.

14. Popescu F., Opriţ-Maftei C. On identity, alterity and hybridity with English eponyms in chemistry // Annals of «Dunărea de Jos» University of GALAŢI. Fascicle XIII, New Series [Internet]. 2009 [cited 2019 Aug 16]; Issue 28, XVI (XXVII). P. 55–60. Available from: http://www.litere.ugal.ro/prev/docint/CERCETARE/Publicatii/Anale.%20Fascicula%20XIII.%20Limba%20si%20literatura/2009%20FULL%20TEXT%20.pdf

15. Слабін У. Праблемы асіміляцыі прозвішчаў замежных вучоныххімікаў у беларускай мове // Праблемы беларускай навуковай тэрміналогіі. 1-я Нацыянальная канферэнцыя, 4–6 траўня 1994 г. Мінск, 1995. С. 225–233.

16. Kanne J. P., Rohrmann C. A., Lichtenstein J. E. Eponyms in radiology of the digestive tract: Historical perspectives and imaging appearances // Radiographics. 2006. Vol. 26, № 1. P. 465–480. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16549610. DOI: 10.1148/rg.262055130 (date of access: 28.03.2019).

17. Bayer A. E. The «Biglan model» and the smart messenger: A case study of eponym diffusion // Research in Higher Education. 1987. Vol. 26, № 2. P. 212– 223. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00992030. DOI: 10.1007/BF00992030 (date of access: 28.03.2019).

18. Слабін У. Хімічныя эпонімы: “за” і “супраць” // Менделеевские чтения – 2017. Сборник научных статей Республиканской научно-практической конференции, 24 февраля 2017 г. Брест: Брестский государственный университет, 2017. С. 228–231.

19. Allchin D. K. The gender of Boyle’s law // Site of University of Minnesota. Available from: http://www.tc.umn.edu/~allch001/papers/boyle.pdf (date of access: 14.03.2019).

20. Fernández-Cano A., Fernández-Guerrero I. M. Eponymy for research evaluation: Spanish cases from the educational field // Research Evaluation. 2003. Vol. 12, № 3. P. 197–203. Available from: https://academic.oup.com/rev/article-abstract/12/3/197/1535414. DOI: 10.3152/147154403781776591 (date of access: 28.03.2019).

21. Slabin U. Verkhovsky eponyms in the epoch of educational ethnocentrism // 2nd International Baltic Symposium on Science and Technology Education (BalticSTE2017). Šiauliai, 12–15 June 2017. P. 122–124. Available from: https://www.researchgate.net/publication/318573268_Verkhovsky_eponyms_in_the_epoch_of_educational_ethnocentrism (date of access: 28.03.2019)

22. Slabin U. Science education as problematic area in modern education // Journal of Baltic Science Education. 2007. Vol. 6, № 3. P. 4. Available from: https://www.researchgate.net/publication/318921011_Science_education_as_problematic_area_in_modern_education (date of access: 28.03.2019).

23. Funk H. Kaempferol: a case study of what eponyms in chemical nomenclature can tell us // Archives of Natural History. 2013. Vol. 40, № 1. P. 72–83. Available from: https://www.euppublishing.com/doi/abs/10.3366/anh.2013.0137. DOI:10.3366/anh.2013.0137 (date of access: 28.03.2019).

24. Turnpenny P. D., Pigott R. W. Deletion 22q11 syndrome: acknowledging a lost eponym as we say farewell to an acronym [Letter to the editor] // Journal of Medical Genetics. 2001. Vol. 38, № 4. P. 271–273. Available from: https://jmg.bmj.com/content/38/4/271. DOI: 10.1136/jmg.38.4.271 (date of access: 28.03.2019).

25. Sala S., De Renzi, Boycott S. The Chauvinistic eponyms // Cortex. 2002. Vol. 38, № 1. P. 87–92. Available from: https://www.academia.edu/31756950/Boycott_the_Chauvinistic_Eponyms (date of access: 28.03.2019)

26. Слабін У. К. Перыядычная сістэма хімічных элементаў амерыканскага бізнесмена // Біялогія і хімія. 2019. № 1. С. 13–16.

27. Слабин В. К. Американский бизнесмен против российского ученого // Химия в школе. 2019. № 2. С. 66–69.

28. Slabin U. Scientific eponym in educational universe // Journal of Baltic Science Education. 2017. Vol. 16, № 2. P. 144–147. Available from: https:// www.researchgate.net/publication/318572574_Scientific_eponym_in_educational_ Universe (date of access: 28.03.2019).

29. Snieckus V. More on named reactions [Letter] // Chemical and Engineering News. 2010. Vol. 88. № 32. P. 3. Available from: https://pubs.acs.org/doi/pdf/10.1021/cen-v088n032.p003. DOI: 10.1021/cen-v088n032.p003 (date of access: 28.03.2019).

30. Govindarajan G., Rao S. S. Scientific history and the educational significance of eponyms in science and medical instruction // Journal of Instructional Psychology. 1993. Vol. 20, № 4. P. 340–343.

31. Slabin U., Krasitski V. For humanization and historicism: How well university students know and what they think about chemical eponyms // Journal of Baltic Science Education. 2017. Vol. 16. № 2. P. 250–265.

32. Slabin U. Chemical eponyms as recognized and perceived by Belarusian and American students // Euro-American Scientific Cooperation. 2017. Vol. 15. P. 51–57.

33. Кутумов И., Телешов С. В. «Именные» приборы // Химия: Первое сентября. 2001. № 36. С. 129–139 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://him.1sep.ru/article.php?ID=200103601 (дата обращения: 28.03.2019).

34. Мухаммадчонов М. С. Мулохизот доир ба истифодаи реаксияхои номи дар дарсхои химия и органики // Номаи донишгох. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2017. № 3 (52). С. 246–251.

35. Silberberg M. S. Chemistry: the molecular nature of matter and change. 6th ed. New York: McGraw-Hill, 2012. 1248 p.

36. Неорганическая химия: в 3 т. / под ред. Ю. Д. Третьякова. Москва: Академия, 2004. Т. 1. 240 с.; 2004. Т. 2. 368 с.; 2007. Т. 3. Кн. 1. 352 с. Кн. 2. 400 с.

37. Bruice P. Y. Organic chemistry. 7th ed. Santa Barbara: Pearson, 2014. 1293 p.

38. Roberts L. D., Allen P. J. Exploring ethical issues associated with using online surveys in educational research // Educational Research and Evaluation. 2015. Vol. 21, № 2. P. 95–108. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13803611.2015.1024421. DOI: 10.1080/13803611.2015.1024421 (date of access: 28.03.2019).

39. Пациорковский В. В., Пациорковская В. В. SPSS для социологов: учебное пособие. Москва: ИСЭПН РАН, 2005. 433 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://csl.isc.irk.ru/BD/Books/spss для социологов.pdf (дата обращения: 28.03.2019).

40. Glezer L. S., Kim J., Rule J., Jiang X., Riesenhuber M. Adding words to the brain’s visual dictionary: Novel word learning selectively sharpens orthographic representations in the VWFA // The Journal of Neuroscience. 2015. Vol. 35, № 12. P. 4965–4972. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25810526. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.4031–14.2015 (date of access: 28.03.2019).


Для цитирования:


Слабин В.К. Знание и восприятие химических эпонимов студентами университетов Беларуси и США. Образование и наука. 2019;21(7):113-142. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-113-142

For citation:


Slabin U.K. Knowledge and Perception of Eponyms in Chemistry by University Students in Belarus and the United States. The Education and science journal. 2019;21(7):113-142. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-113-142

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)