Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-143-164
Аннотация
Введение. В настоящее время получили распространение психотерапевтические практики, опирающиеся на философские и богословские представления о логосной природе человека, выражающейся не только в его способности к членораздельной речи, но и в характерном для homo sapiens занятии – поиске смысла жизни и смыслов различных событий и ситуаций, в которых оказывается индивид, поступков, которые он совершает. К подобным видам психотерапии относятся логотерапия, некоторые виды когнитивно-поведенческой терапии, методика российского педагога С. А. Рачинского. Эти методы и техники можно назвать психолого-педагогическими и выделить их как отдельное направление педагогики, поскольку в отличие от классических психологических практик, часто исповедующих этический релятивизм, они транслируют нравственные ценности, совпадающие с традиционными моралью и духовностью, проповедуемыми христианством.
Цель статьи – рассмотреть с педагогической точки зрения мировоззренческие основания и содержательные особенности психологических практик, базирующихся на религиозно-философском понимании логосной природы человека и позволяющих решать задачи воспитания и самовоспитания.
Методология и методы. Теоретический фундамент исследования составили эксплицированные философские и богословские учения, а также труды основоположника логотерапии В. Франкла и родоначальника философской антропологии М. Шелера. Эмпирические материалы были заимствованы из доступных документов и источников, а также получены в ходе опросов и неформализованного интервью с педагогами и психологами, в том числе имеющими священнический сан, которые практикуют церковно-психологические методы для исцеления от психосоматических расстройств и для коррекции поведенческих паттернов. Собранная и обобщенная информация обрабатывалась методами философско-антропологического анализа.
Результаты и научная новизна. Впервые с позиций педагогики проанализированы методы психолого-корреционной работы и духовно-нравственного воспитания, представляющие собой синтез психологических практик, христианских ценностно-мировоззренческих и богословских концепций. Описаны конкретные примеры эффективной реализации данных методов – школа когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральной) терапии во Владивостоке, организованная протоиереем Ростиславом Морозом, и техника излечения от заикания по методике С. А. Рачинского, новаторски применяющаяся иеромонахом Иоанном (Зайцем) на Камчатке. Главным результатом исследования авторы считают выявление современных аспектов совершенствования психолого-педагогических методов в церковно-богословской рецепции.
Практическая значимость. Предоставленные вниманию научной общественности уникальные материалы о действенных методах психологической коррекции поведенческих и психофизиологических расстройств и выводы авторов исследования могут быть задействованы при разработке курсов когнитивно-поведенческой терапии, лечения заикания, в психолого-педагогическом сопровождении и социальной работе.
Об авторах
А. В. ПоповкинРоссия
кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии
Г. С. Поповкина
Россия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Кукарцева М. А., Колосова И. В. Религия и границы светского общества // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (журнал политической философии и социологии политики). 2014. № 3 (74). С. 126–133.
2. Гребенюк А. В., Колосова И. В., Скиженок А. В. Православная парадигма российской государственности // Диалог религий в современном мире: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. Москва: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2017. С. 74–127.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. Москва: Мысль, 1986. 670 с.
4. Ротенберг В., Аршавский В. Поисковая активность и адаптация. Москва: Наука, 1984. 192 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
6. Цветкова Б. Л., Пантелеева И. А. Логотерапия как технология социальной работы с молодежью // Технологии социальной работы с молодежью. Материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Кострома: Костромской государственный университет, 2015. С. 40–45.
7. Ямбаева Е. Р., Шалаев В. П. Логотерапия и ее место в социальной работе и в современном обществе // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы материалы международной междисциплинарной научной конференции. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. С. 231–232.
8. Равочкин Н. Н., Устьянцев А. С. Экзистенциальный анализ и логотерапия в социальной работе // Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 22.
9. Formella Z. Zycie jako zadanie. Viktor Emil Frankl w setna rocznice urodzin. Seminare. 2006. № 23. P. 385–401. (In Polish)
10. Kakkori L. Frankl and the Philosophy of Moral Growth. Encyclopedia of Philosophy of Education. Springer. Edition by Peters Michael A. 1st ed. 2017.
11. Sotillos S. Bendeck. Behaviorism: The Quandary of a Psychology without a Soul. Kazi Publications: The Institute of Traditional Psychology, 2017.
12. Ameli M. Reason, Meaning, and Resilience in the Treatment of Depression: Logotherapy as a Bridge Between Cognitive-Behavior Therapy and Positive Psychology // Clinical Perspectives on Meaning. 2016. С. 223–244. DOI:10.1007/978–3-319–41397–6_11
13. Zaiser R. Working on the noetic dimension of man: Philosophical practice, logotherapy, and existential analysis // Philosophical Practice: Journal of the American Philosophical Practitioners Association. 2005. № 1 (2). P. 83–88. DOI: 10.1080/17428170500226088
14. Okan N., Ekşi H. Spirituality in logotherapy // Spiritual Psychology and Counseling. 2017. № 2. P. 143–164. DOI: 10.12738/spc.2017.2.0028
15. Vujisic Z. Modern psychologies. An Orthodox perspective. VDM Verlag Dr. Müller, 2010. 112 p.
16. Vujisic Z. The art and science of healing the soul. A Guide to Orthodox Psychotherapy. VDM Verlag Dr. Müller, 2010. 116 p.
17. Воронова А. А. Духовные основы образования детей с особыми возможностями здоровья: прошлое и настоящее // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2(6). С. 179–186.
18. Воронова А. А. Церковно-приходская школа как духовно-культурная среда // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 1(3). С. 167–173.
19. Петряева А. В. Идеи С. А. Рачинского о коррекции заикания у обучающихся // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 35. С. 105–107 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2017/771192.htm (дата обращения: 12.04.2019).
20. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах // [Соч.] С. Рачинского. Санкт-Петербург: Синод. тип. 1883. [4]. 123 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003596908#? page=1 (дата обращения: 10.04.2019).
21. Рачинский C. Древние классические языки в школе // Московский сборник / Издание К. П. Победоносцева, 5-е, доп. Москва: Синодальная типография, 1901. С. 293–298 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://zaumnik.ru/drevnie-jazyki-shkole/rachinskij.html (дата обращения: 12.04.2019).
22. Рачинский С. А. Заикание и церковно-славянское чтение // Хрестоматия по истории отечественной педагогики XIX – начала ХХ века. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. С. 361–364.
23. Шелер М. Ordo Amoris // Шелер М. Избранные произведения. Москва: Гнозис, 1994. C. 339–337.
24. Элиаде М. Священное и мирское. Москва: МГУ, 2012. 142 с. 25. Иоанн (Заяц), иеромонах. Церковная реабилитация заикающихся в Камчатском мужском монастыре по методике профессора С. А. Рачинского // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения «К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741–2011)». 19– 20 окт. 2011 г. Петропавловск-Камчатский, 2012. С. 36–40.
Рецензия
Для цитирования:
Поповкин А.В., Поповкина Г.С. Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик. Образование и наука. 2019;21(7):143-163. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-143-164
For citation:
Popovkin A.V., Popovkina G.S. Healing by Logos: Christian Aspects of Certain Modern Psycho-Pedagogical Practices. The Education and science journal. 2019;21(7):143-163. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-143-164