Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-143-164
Resumen
Введение. В настоящее время получили распространение психотерапевтические практики, опирающиеся на философские и богословские представления о логосной природе человека, выражающейся не только в его способности к членораздельной речи, но и в характерном для homo sapiens занятии – поиске смысла жизни и смыслов различных событий и ситуаций, в которых оказывается индивид, поступков, которые он совершает. К подобным видам психотерапии относятся логотерапия, некоторые виды когнитивно-поведенческой терапии, методика российского педагога С. А. Рачинского. Эти методы и техники можно назвать психолого-педагогическими и выделить их как отдельное направление педагогики, поскольку в отличие от классических психологических практик, часто исповедующих этический релятивизм, они транслируют нравственные ценности, совпадающие с традиционными моралью и духовностью, проповедуемыми христианством.
Цель статьи – рассмотреть с педагогической точки зрения мировоззренческие основания и содержательные особенности психологических практик, базирующихся на религиозно-философском понимании логосной природы человека и позволяющих решать задачи воспитания и самовоспитания.
Методология и методы. Теоретический фундамент исследования составили эксплицированные философские и богословские учения, а также труды основоположника логотерапии В. Франкла и родоначальника философской антропологии М. Шелера. Эмпирические материалы были заимствованы из доступных документов и источников, а также получены в ходе опросов и неформализованного интервью с педагогами и психологами, в том числе имеющими священнический сан, которые практикуют церковно-психологические методы для исцеления от психосоматических расстройств и для коррекции поведенческих паттернов. Собранная и обобщенная информация обрабатывалась методами философско-антропологического анализа.
Результаты и научная новизна. Впервые с позиций педагогики проанализированы методы психолого-корреционной работы и духовно-нравственного воспитания, представляющие собой синтез психологических практик, христианских ценностно-мировоззренческих и богословских концепций. Описаны конкретные примеры эффективной реализации данных методов – школа когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральной) терапии во Владивостоке, организованная протоиереем Ростиславом Морозом, и техника излечения от заикания по методике С. А. Рачинского, новаторски применяющаяся иеромонахом Иоанном (Зайцем) на Камчатке. Главным результатом исследования авторы считают выявление современных аспектов совершенствования психолого-педагогических методов в церковно-богословской рецепции.
Практическая значимость. Предоставленные вниманию научной общественности уникальные материалы о действенных методах психологической коррекции поведенческих и психофизиологических расстройств и выводы авторов исследования могут быть задействованы при разработке курсов когнитивно-поведенческой терапии, лечения заикания, в психолого-педагогическом сопровождении и социальной работе.
De los autores
А. ПоповкинRussian Federation
Г. Поповкина
Russian Federation
Referencias
1. Кукарцева М. А., Колосова И. В. Религия и границы светского общества // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (журнал политической философии и социологии политики). 2014. № 3 (74). С. 126–133.
2. Гребенюк А. В., Колосова И. В., Скиженок А. В. Православная парадигма российской государственности // Диалог религий в современном мире: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. Москва: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2017. С. 74–127.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. Москва: Мысль, 1986. 670 с.
4. Ротенберг В., Аршавский В. Поисковая активность и адаптация. Москва: Наука, 1984. 192 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.
6. Цветкова Б. Л., Пантелеева И. А. Логотерапия как технология социальной работы с молодежью // Технологии социальной работы с молодежью. Материалы III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Кострома: Костромской государственный университет, 2015. С. 40–45.
7. Ямбаева Е. Р., Шалаев В. П. Логотерапия и ее место в социальной работе и в современном обществе // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы материалы международной междисциплинарной научной конференции. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. С. 231–232.
8. Равочкин Н. Н., Устьянцев А. С. Экзистенциальный анализ и логотерапия в социальной работе // Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 22.
9. Formella Z. Zycie jako zadanie. Viktor Emil Frankl w setna rocznice urodzin. Seminare. 2006. № 23. P. 385–401. (In Polish)
10. Kakkori L. Frankl and the Philosophy of Moral Growth. Encyclopedia of Philosophy of Education. Springer. Edition by Peters Michael A. 1st ed. 2017.
11. Sotillos S. Bendeck. Behaviorism: The Quandary of a Psychology without a Soul. Kazi Publications: The Institute of Traditional Psychology, 2017.
12. Ameli M. Reason, Meaning, and Resilience in the Treatment of Depression: Logotherapy as a Bridge Between Cognitive-Behavior Therapy and Positive Psychology // Clinical Perspectives on Meaning. 2016. С. 223–244. DOI:10.1007/978–3-319–41397–6_11
13. Zaiser R. Working on the noetic dimension of man: Philosophical practice, logotherapy, and existential analysis // Philosophical Practice: Journal of the American Philosophical Practitioners Association. 2005. № 1 (2). P. 83–88. DOI: 10.1080/17428170500226088
14. Okan N., Ekşi H. Spirituality in logotherapy // Spiritual Psychology and Counseling. 2017. № 2. P. 143–164. DOI: 10.12738/spc.2017.2.0028
15. Vujisic Z. Modern psychologies. An Orthodox perspective. VDM Verlag Dr. Müller, 2010. 112 p.
16. Vujisic Z. The art and science of healing the soul. A Guide to Orthodox Psychotherapy. VDM Verlag Dr. Müller, 2010. 116 p.
17. Воронова А. А. Духовные основы образования детей с особыми возможностями здоровья: прошлое и настоящее // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2(6). С. 179–186.
18. Воронова А. А. Церковно-приходская школа как духовно-культурная среда // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 1(3). С. 167–173.
19. Петряева А. В. Идеи С. А. Рачинского о коррекции заикания у обучающихся // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 35. С. 105–107 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2017/771192.htm (дата обращения: 12.04.2019).
20. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах // [Соч.] С. Рачинского. Санкт-Петербург: Синод. тип. 1883. [4]. 123 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003596908#? page=1 (дата обращения: 10.04.2019).
21. Рачинский C. Древние классические языки в школе // Московский сборник / Издание К. П. Победоносцева, 5-е, доп. Москва: Синодальная типография, 1901. С. 293–298 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://zaumnik.ru/drevnie-jazyki-shkole/rachinskij.html (дата обращения: 12.04.2019).
22. Рачинский С. А. Заикание и церковно-славянское чтение // Хрестоматия по истории отечественной педагогики XIX – начала ХХ века. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. С. 361–364.
23. Шелер М. Ordo Amoris // Шелер М. Избранные произведения. Москва: Гнозис, 1994. C. 339–337.
24. Элиаде М. Священное и мирское. Москва: МГУ, 2012. 142 с. 25. Иоанн (Заяц), иеромонах. Церковная реабилитация заикающихся в Камчатском мужском монастыре по методике профессора С. А. Рачинского // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения «К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741–2011)». 19– 20 окт. 2011 г. Петропавловск-Камчатский, 2012. С. 36–40.
Recensión
Para cita:
Popovkin A.V., Popovkina G.S. Healing by Logos: Christian Aspects of Certain Modern Psycho-Pedagogical Practices. The Education and science journal. 2019;21(7):143-163. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-143-164