Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

В. С. МЕРЛИН О ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-146-156

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина – одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение общества психо- логов СССР. Ретроспективно излагаются его взгляды и приводятся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к человеку при преодолении практических задач сформулирована ученым в концепции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к личности, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных факторов в их взаимной связи.

Обобщается опыт работы кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПИ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и продолжает решаться важ- нейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В. С. Мерлина, его учеников и последователей в теоретический фундамент системы педагогического образова- ния становится еще более значимым в условиях демократизации и гуманизации современного общества, при переходе от предметноцентрического обучения к антропоцентрическому. 

Об авторах

Б. А. Вяткин
Институт психологии Пермского государственного педагогического университета, г. Пермь
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, директор Института психологии Пермского государственного педагогического университета



М. Р. Щукин
Институт психологии Пермского государственного педагогического университета, г. Пермь
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии Института психологии Пермского государственного педагогического университета



Список литературы

1. Басов М. Я. Исследовательский метод в работе педагога // Педагог и исследовательская работа над детьми / под ред. М. Я. Басова. М.; Л.: ГИЗ, 1925. С. 5–38.

2. Басов М. Я. Общие основы педологии. М.: Гос. издат., 1931.

3. Быстрова Г. В., Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р. Пути улучшения педагогической направленности в преподавании психологии в пединституте: метод. письмо / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1978.

4. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974.

5. Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей: вопросы методики преподавания психологии в пединститутах. Пермь, 1966.

6. Мерлин В. С. Чему и как учить будущих учителей по психологии // Вопросы психологии. 1964. No 6. С. 141–146.

7. Мерлин В. С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 1-е изд. М.. 1970. С. 385–402.

8. Мерлин В. С. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 1-е изд. М., 1970. С. 369–384.

9. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971.

10. Мерлин В. С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1976. С. 422–440.

11. Мерлин В. С., Вяткин Б. А. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1976. С. 405–421.

12. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

13. Общая психология в педагогическом вузе: учеб. пособие / под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1990.

14. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.

15. Сборник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. С. Мерлина. М.: Просвещение, 1974.

16. Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р., Силина Е. А. Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по общей психологии. Пермь, 1981.

17. Щукин М. Р. Психическое развитие и обучение: метод. пособие для студентов-заочников / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973.

18. Merlin V. S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. Vol 20 (2). 1981–1982. P. 49–72.


Для цитирования:


Вяткин Б.А., Щукин М.Р. В. С. МЕРЛИН О ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО). Образование и наука. 2013;1(1):146-156. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-146-156

For citation:


Vyatkin B.A., Shchukin M.P. V. S. Merlin About the Problem of Psychological Training in the Pedagogical Higher School (Celebrating the 115th Anniversary of the Scientist). The Education and science journal. 2013;1(1):146-156. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-146-156

Просмотров: 732


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)