О генезисе интернационализации высшего образования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-9-28
Аннотация
Введение. Научно-образовательное сообщество часто недооценивает значение фундаментальных исследований в сфере интернационализации высшего образования. Между тем философское обоснование данного феномена может пролить свет на природу и законы его развития. Изучение такой проблемы, как генезис интернационализации высшей школы, в свою очередь, может существенно повлиять на дальнейшие разработки по организации и развитию данной деятельности, определению конечных целей и возможностей их достижения, интерпретации концептуальных этических, политических и духовных составляющих международной академической мобильности.
Цель представленного в статье исследования – вскрыть истинные причины и условия возникновения интернационализации как нового уровня высшего образования, государственной и наднациональной политики.
Методология и методы. Работа выполнена с опорой на методологическую концепцию критического анализа с использованием ретроспективного, рефлексивного, сравнительного видов анализа, методов синтеза, обобщения и систематизации различных научных точек зрения.
Результаты исследования и научная новизна. В настоящее время философские аспекты интернационализации высшего образования разрабатываются узким кругом ученых, рассматривающих ее генезис сквозь призму глобализации. Выделены три варианта имеющихся позиций: интернационализация как часть глобализации; как ответ на ее вызовы; как явление, предваряющее глобализационные трансформации. В каждом из этих подходов интернационализация выглядит как взаимодействие национальных субъектов, противостоящих унификации. Между тем страны – лидеры интернационализации, скорее, сами выступают унификаторами, что ставит под сомнение все версии происхождения обсуждаемого феномена. Автор данного исследования исходит из других предпосылок – разрушения мировой колониальной системы и завершения холодной войны, актуализировавших интеграционную повестку в Европе ХХ века. Новая международная стратегия добрососедства и интеграции потребовала укрепления не привычных вертикальных, а горизонтальных связей. Запрос времени обусловил расцвет интернационализации высшего образования, пришедшей на смену идее «мягкой силы», которая обеспечивала национальные интересы, в частности, через направление избыточных ресурсов образования за границу. Когда государственная субъектность приобрела значение базовой ценности в Европе и вообще в международном общении, понадобилась интернационализация, повышающая общеевропейскую конкурентоспособность за счет объединения усилий разных стран.
Практическая значимость. Четкое понимание генезиса и сути процесса интернационализации высшей школы позволит избежать нерационального расходования ресурсов на уровне как конкретных учреждений, так и национальных институтов и, что более важно, поможет преодолеть препятствия, сдерживающие развитие образовательных систем.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. СмоляковБеларусь
Смоляков Дмитрий Анатольевич – кандидат философских наук, научный сотрудник Белорусско-китайского исследовательского центра философии и культуры Линнаньского педагогического университета, Чжаньцзян, КНР; старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь.
Список литературы
1. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203–210.
2. Блинова Е. А. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Вестник ГУУ. 2014. № 13. С. 233–240.
3. De Wit H., Hunter F. (Ed.). Internationalization of higher education: A study for the European Parliament. Brussels: European Parliament Policy Department B: Structural and Cohesion Policies. 2015. 321 p. DOI: 10.2861/6854
4. Stier J. Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: idealism, instrumentalism and educationalism // Journal Globalisation, Societies and Education. 2004. Vol. 2, № 1. Р. 83–96.
5. De Wit H. (Ed.). Strategies for internationalisation of higher education: a comparative study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: EAIE Secretariat, 1994. 176 p.
6. De Wit H., Knight J. (Ed.). Quality and Internationalisation in Higher Education. OECD, 1999. 272 p. DOI: 10.1787/9789264173361-en
7. Stiasny M. (Ed.). Going global: Identifying trends and drivers of international education. London: Emerald Group Publishing, 2012, 250 p.
8. Deardorff D. (Ed.). The SAGE handbook of international higher education. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc, 2012. 552 p. DOI: 10.4135/9781452218397
9. Куприянова-Ашина В., Чанг Жу. Интернационализация высшего образования. Российские подходы // Международные процессы. 2013. Т. 11, № 2 (33). С. 85–94.
10. Дубовицка Л., Шварцзова Х., Вархолова Т. Интернационализация высшего образования как часть Болонского процесса // Научный диалог. 2013. № 2 (14). С. 8–21.
11. Смоляков Д. А. Философские основания интернационализации высшего образования // Вести Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. 2019. Т. 64, № 2. С. 135–145. DOI: 10.29235/2524–2369–2019–64–2-135–144
12. Scott P. (Ed.). The Globalization of Higher Education. Buckingham: Open University Press, 1998. 134 p.
13. Brandenburg U., de Wit H. The End of Internationalization // International Higher Education. 2011. № 62, Winter. P. 15–17.
14. De Wit H. Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysis. Westport: Greenwood press, 2002. 288 р.
15. Khight J. Internationalization of Higher education in OECD / de Wit. H. (Ed.) // Quality and Internationalisation in Higher Education. Paris: OECD Publishing, 1999. Р. 13–29.
16. Altbach P. Globalization and the University: Realities in an Unequal World // Tertiary Education and Management. 2004. Р. 3–25. January. DOI: 10.1007/978–1-4020–4012–2_8
17. Mitchell D., Nielsen S. Internationalization and Globalization in Higher Education / Cuadra-Montiel H. (Ed.) // Globalization Education and Management Agendas. London: Intechopen, 2012. Р. 3–22. DOI: 10.5772/48702
18. Vestal T. International education: Its history and promise for today. Westport: Greenwood Publishing Group, 1994. 224 p.
19. Dixon M. Globalization and international higher education: Contested positionings // Journal of Studies in International Education. 2006. № 10 (4). P. 319–333.
20. Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Economy Media, Culture & Communication. 1990. Vol. 7, № 2. P. 295–310.
21. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford: Stanford University Press, 1990. 188 р.
22. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. Москва: Весь мир, 2004. 188 с.
23. Kolawole T. O. Imperialism and the African Indigenous Knowledge System. In: Adeniran A., Ikuteyijo L. (Ed.). Africa Now! Cham: Palgrave Macmillan, 2018. P. 267–290. DOI: 10.1007/978–3-319–62443–3_12
24. Бердяев Н. А. Судьба России. Ответы по психологии войны и национальности. Москва: Леман и Сахаров, 1918. 240 с.
25. Hobson J. Imperialism: A Study. Available from: https://www.marxists.org/archive/hobson/1902/imperialism/intro.htm (дата обращения: 05.10.2018)
26. Ngugi W. T. Decolonizing the mind: The politics of language in African literature. Studies in African literature. Oxford: James Currey Ltd., 2005. 114 p.
27. Calvet L-J. Langue, corps, société. Paris: Payot, 1979. 176 p.
28. Sekhar R. Colonialism and imperialism and its impact on English language // Asian Journal of Multidimensional Research. 2012. № 1 (4). P. 111–120.
29. Stuchtey B. Colonialism and Imperialism, 1450–1950 // European History Online (EGO). 2010. Available from: http://www.ieg-ego.eu/stuchteyb-2010-en (дата обращения: 05.10.2018)
30. Brooks C. The apostle of internationalism: Stephen Duggan and the geopolitics of international education // Political Geography. 2015. № 49. P. 64–73.
31. Hunt M. H. The American Remission of the Boxer Indemnity: A Reappraisal // Journal of Asian Studies. April. 1972. P. 539–559.
32. Nye J. S. Soft Power and American Foreign Policy // Political Science Quarterly. 2004. № 119/2. P. 255–270.
33. Enders J. (Ed.). The extent and impact of higher education governance reform across Europe. Enschede: Center for Higher Education Policy Studies, 2006. 228 p.
34. Feyen B., Krzaklewska E. The ERASMUS Phenomenon – Symbol of a New European Generation? (Education Beyond Borders Studies in Educational and Academic Mobility and Migration). Switzerland: Peter Lang AG, 2013. 245 p.
Рецензия
Для цитирования:
Смоляков Д.А. О генезисе интернационализации высшего образования. Образование и наука. 2019;21(8):9-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-9-28
For citation:
Smaliakou D.А. The Genesis of Higher Education Internationalisation. The Education and science journal. 2019;21(8):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-9-28