Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
Аннотация
Введение. Глобальные трансформации важнейших институтов современного общества, ускорение темпов его развития и тотальная цифровизация актуализируют поиск новых, ранее не изученных детерминант реализации потенциала человека. Возможными предикторами как профессионального, так и в целом жизненного самоосуществления личности, по мнению ученых, являются soft skills, или «мягкие» навыки, – развитые коммуникативные качества, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и т. п.
Цель представленного в статье исследования заключалась в эмпирическом изучении проявлений soft skills у студентов вузов во взаимосвязи с параметрами самореализации, выраженность которых позволяет прогнозировать степень успешности самоосуществления и саморазвития личности.
Методология и методики. На теоретическом уровне предпринят ретроспективный анализ понятий «самоосуществление» и «soft skills» в отечественной и зарубежной науке. Эмпирическая часть исследования выполнялось при помощи методик «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова) и «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности – САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калина). Для диагностики soft skills использовался методический комплекс, включающий опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» – КОСКОМ (В. Н. Куницына), методики изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина), диагностики уровня рефлексии (A. B. Карпов), исследования отношения личности к инновациям (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»; тесты «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта), «Моя информационная культура» (Н. И. Гендина), «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш). При обработке результатов применялся метод ранговой корреляции Cпиpмeнa.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные подходы к пониманию и исследованию «мягких» навыков студентов. С опорой на обзор научных источников выделены основные группы soft skills: базовые коммуникативные навыки, навыки self-менеджмента и эффективного мышления. В совокупности они повышают качество решения конкретной личностью широкого круга профессиональных и общих жизненных задач. Авторы доказывают обусловленность благополучия профессионального и частного мира показателями soft skills студентов. Обладание коммуникативно-личностными ресурсами, владение теорией и практикой осуществления self-менеджмента (влияющего на мотивацию приобретения знаний и способность к рефлексии), умение мыслить продуктивно (строить прогнозы, проектировать, создавать и осваивать инновационные продукты) повышают психологическую устойчивость личности будущего специалиста, ее способность сохранять стабильность, сопротивляемость негативным явлениям при свободе поведения. Подчеркивается, что soft skills не только выступают ключевыми предикторами профессионального развития, но и обеспечивают формирование активной, творческой позиции по отношению к своей деятельности и собственной жизни. Резюмируется, что создание условий для развития soft skills студентов подготовит их к адекватному восприятию и реализации социально-профессиональных инноваций в будущем.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны работникам системы профессионального образования – прежде всего, тьюторам и преподавателям, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.
Об авторах
Л. Н. СтепановаРоссия
Степанова Любовь Николаевна – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики
Куйбышев
Э. Ф. Зеер
Россия
Зеер Эвальд Фридрихович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития
Екатеринбург
Список литературы
1. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5–9.
2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9–28 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2017–8-9–28 (дата обращения: 08.04.2019).
3. Maslow A. Motivation and personality. New York: Harper and Row, 1970. 369 p.
4. Rogers C. R., Dymond R. F. (Eds.) Psychotherapy and personality change: University of Chicago Press, 1954. 447 р.
5. Bugental J. F. T. The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy (Enlarged edition). New York: Irvington, 1981. 477 p.
6. May R. Love and will. New York: Norton, 1969. 352 p.
7. Horney K. The Neurotic Personality Of Our Time. New York: W. W. Norton and Co, 1937. 299 р.
8. Fromm E. Values, Psychology and Human Existence // New Knowledge in Human Values. New York: Harper and Row, 1959. P. 151–164.
9. Perls F., Hefferline R, Goodman P. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. New York: Gestalt Journal Press, 1951. 551 р.
10. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991. 300 с.
11. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. Москва: МГУ, 1990. 367 с.
12. Братусь Б. С. Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988. 304 с.
13. Клочко В. Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: материалы региональной конференции, 20 октября 2010. Барнаул: БГПУ, 2000. С. 3–7.
14. Логинова И. О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 18–28.
15. Логинова И. О., Чупина В. Б., Стоянова Е. И., Живаева Ю. В. Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса [Электрон. ресурс] // Известия ВГПУ. 2015. № 2 (97). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sootnosheniya-haraktera-ustoychivosti-zhiznennogo-mira-studentov-s-tipom-zhiznennogo-stsenariya-na-primere-studentov (дата обращения: 08.04.2019).
16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная пресса, 2000. 384 с.
17. Богомаз С. А., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Подойницина М. А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 49–58.
18. Алонцева А. И., Морозова И. С. Самоосуществление личности студентов на этапе вхождения в вуз [Электрон. ресурс] // Вестник КемГУ. 2013. № 3 (55). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoosuschestvlenie-lichnosti-studentov-na-etape-vhozhdeniya-v-vuz (дата обращения: 09.01.2019).
19. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл, 2011. С. 107–130.
20. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 09.12.2018).
21. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 10.12.2018).
22. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125(дата обращения: 11.12.2018).
23. Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и soft skills – в чем разница? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/obuchenie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (дата обращения: 10.12.2016).
24. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hardskills? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php (дата обращения: 09.12.2018).
25. Клюковская И. Функциональных навыков уже недостаточно? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.management.com.ua/notes/soft_skills.html (дата обращения: 11.12.2018).
26. Новиков А. М., Чошанов М. А. Компетенция и компетентность [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://epo.ucoz.com/index/kompetencija_i_kompetentnost/0–7 (дата обращения: 10.12.2018).
27. Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (дата обращения: 11.01.2019).
28. Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/soft-skills%D0%BC%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/a-4837922 (дата обращения: 11.03.2019).
29. Татаурщикова Д. Soft skills [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.03.2019).
30. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28). С. 53–58.
31. Ананьева Т. 10 компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu(дата обращения: 11.02.2019).
32. Muhleisen S., Oberhuber N. Karrierefaktor Soft Skills. Rudolf Haufe Verlag, Freiburg i. Br., 2005. 230 р.
33. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 11.12.2018).
34. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/5-63733.html (дата обращения: 11.01.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019;21(8):65-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
For citation:
Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predictors of Students’ Life Self-Fulfillment. The Education and science journal. 2019;21(8):65-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89