Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207

Аннотация

Введение. В современном мире профессионалу практически в любой сфере занятости, чтобы быть востребованным на рынке труда, быстро построить карьеру и добиться личного успеха, необходимо владеть soft skills (англ. «мягкие / гибкие навыки»): умениями общаться и нестандартно, творчески мыслить, работать в команде и брать на себя ответственность, эффективно организовывать свое время и быстро адаптироваться в новых ситуациях и т. п. – т. е. нужно быть обладателем социальных качеств, которые принято называть универсальными компетенциями, помогающими находить оптимальные взвешенные решения в широком спектре ежедневных профессиональных задач. Эти навыки не поддаются количественному измерению и, как правило, не описаны в должностных инструкциях, но именно они обеспечивают высокую производительность и продуктивность труда в любой отрасли. В западных странах уже достаточно давно изучаются вопросы и стратегии формирования soft skills у разных категорий населения. В последнее время эти проблемы гораздо чаще стали привлекать внимание и российских ученых. Растущая актуальность указанной проблематики связана с переменами, происходящими в системе образования, изменениями образовательных и личностных ориентиров, требований к профессиональной деятельности. Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills.

Цели предпринятого авторами исследования – обозначить основные тенденции изучения soft skills и возможностей их обретения индивидом; обнаружить точки соприкосновения и отличия отечественных и зарубежных изысканий; выявить наиболее перспективные направления научных поисков.

Методология и методы. Работа выполнена с опорой на сравнительно-исторический метод. В ходе исследования использовались контент-анализ и сопоставительный анализ содержания документов, статей и материалов статистических отчетов, размещенных в международных базах данных Scopus и Web of Science в период с 1975 г. по март 2019 г.

Результаты и научная новизна. Впервые проведенный в области отечественной педагогики ретроспективный панорамный обзор публикаций о soft skills и систематизация иной касающейся обсуждаемой темы информации указывают на сходство существующих в разных странах проблем: отсутствия должного внимания к формированию soft skills при составлении учебных программ; недостаточного привлечения работодателей к этому процессу; сложности наблюдения и оценки «гибких» навыков; несовпадения набора приобретенных выпускниками вузов во время учебы компетенций с ожиданиями и спросом на рынке труда и др. Предлагаются различные пути развития soft skills: организация специальных, преподающихся вне предметного контекста курсов (уже показавших свою неэффективность), освоение soft skills параллельно с процессом предметного обучения или посредством потенциала отдельных дисциплин. Но международное научное сообщество солидарно в том, что образовательные программы в любом случае необходимо переориентировать на формирование soft skills. Вместе с тем общей тенденцией является изложение в большинстве исследований локальных статистических результатов, довольно узкая профессиональная тематика изысканий и ограниченность их по времени (1–2 учебных года). Среди методического инструментария измерения универсальных социальных навыков как российские, так и иностранные авторы отдают предпочтение case study, classroom research и опросникам.

В целом российская педагогическая наука демонстрирует тот же вектор развития, что и зарубежная, однако проходит те же, что и другие страны, стадии с отставанием. Единственное существенное отличие установлено в части тематики исследований: ученых России, судя по публикациям, мало занимает проблема soft skills мигрантов, которая за рубежом является одной из самых актуальных. Возможно, это объясняется спецификой миграционных процессов: если в страны Евросоюза прибывает множество иноземцев с совершенно разной культурной и религиозной ментальностью, то в Россию мигрируют в основном выходцы из бывших советских республик, близких к россиянам по эмоциональному интеллекту.

Практическая значимость. Результаты аналитического обзора позволяют научно-педагогической общественности составить целостное представление об основных тенденциях изучения проблем формирования soft skills и вычленить приоритетные направления дальнейших исследований.

Об авторах

И. К. Цаликова
Тюменский государственный университет
Россия

Цаликова Ида Константиновна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания

Ишим



С. В. Пахотина
Тюменский государственный университет
Россия

Пахотина Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания

Ишим



Список литературы

1. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3–9 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25337243 (дата обращения 25.12.2018).

2. Herzig A., Lorini E., Pearce D. Social intelligence // AI & Society. 2017. Available from: https://doi.org/10.1007/s00146-017-0782-8 (date of access: 20.12.2018).

3. Степина А. В. Современные тенденции исследования социального интеллекта // Живая психология. 2018. № 5 (1). P. 71–76 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.18334/lp.5.1.39026 (дата обращения: 20.12.2018).

4. Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453–465. Available from: https://doi.org/10.1177/1080569912460400 (date of access: 24.12.2018).

5. Andrews J., Higson H. Graduate employability, ‘soft skills’ versus ‘hard’ business knowledge: A European study // Higher Education in Europe. 2010. № 33 (4): Employability, Mobility and the Labour Market. P. 411–422. Available from: https://doi.org/10.1080/03797720802522627 (date of access: 20.12.2018).

6. Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies – Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. № 11 (2). P. 87–101. Available from: https://doi.org/10.1080/18186874.2016.1248061 (date of access: 21.12.2018).

7. Vogler J. S., Thompson P., Davis D. W., Mayfield B. E., Finley P. M., Yasseri D. The hard work of soft skills: augmenting the project-based learning experience with interdisciplinary teamwork // Instructional Science. 2018. № 46 (3). P. 457–488. Available from: https://doi.org/10.1007/s11251-017-9438-9 (date of access: 24.12.2018).

8. Zakaria N., Ma'arof R., Ibrahim B. Relationship between employability skills towards career management among vocational students // Pertanika Journal of Social Science and Humanities. 2017. 25 (S). P. 73–80. Available from: http://psasir.upm.edu.my/id/eprint/58306/1/JSSH%20Vol.%2025%20%28S%29%20May.%202017%20%28View%20Full%20Journal%29.pdf#page=89 (date of access: 24.12.2018).

9. Sisson L. G., Adams A. R. Essential hospitality management competencies: The importance of soft skills // Journal of Hospitality and Tourism Education. 2013. № 25 (3). P. 131–145. Available from: https://doi.org/10.1080/10963758.2013.826975 (date of access: 20.12.2018).

10. Balcar J., Simek M., Filipová L. Soft skills of Czech graduates // Review of Economic Perspectives. 2018. № 18 (1). P. 45–60. Available from: https://www.researchgate.net/publication/323925663_Soft_Skills_of_Czech_Graduates (date of access: 20.12.2018).

11. Bartel J. Teaching soft skills for employability // TESL Canada Journal. 2018. № 35 (1). P. 78–92. Available from: https://doi.org/10.18806/tesl.v35i1.1285 (date of access: 21.11.2018).

12. Callier V., Singiser R. H., Vanderford N. Connecting undergraduate science education with the needs of today’s graduates // F1000 Research. 2014. № 3. P. 279. Available from: https://doi.org/10.12688/f1000research.5710.1, https://www.researchgate.net/publication/272080498_Connecting_undergraduate_science_education_with_the_needs_of_today's_graduates (date of access: 20.12.2018).

13. Gale A. J., Duffey M. A., Park-Gates Sh., Peek P. F. Soft Skills versus hard skills: practitioners’ perspectives on interior design interns // Journal of Interior Design. 2017. № 42 (4). P. 45–63. Available from: https://doi.org/10.1111/joid.12105 (date of access: 20.11.2018).

14. Dorozyński T., Świerkocki J., Urbaniak W. Employers expectations vis-à-vis graduates of faculties of economics. Results of a direct study // Comparative Economic Research. 2016. № 19 (2). P. 93–109. Available from: https://doi.org/10.1515/cer-2016-0015 (date of access: 22.12.2018).

15. Al-Araidah O., Al Theeb N., Bader M., Mandahawi N. A study of deficiencies in teamwork skills among Jordan caregivers // International Journal of Health Care Quality Assurance. 2018. № 31 (4). P. 350–360. Available from: https://doi.org/10.1108/IJHCQA-11-2016-0175 (date of access: 20.12.2018).

16. Mardis M. A., Ma J., Jones F. R., Ambavarapu C. R., Kelleher H. M., Spears L. I., McClure C. R. Assessing alignment between information technology educational opportunities, professional requirements, and industry demands // Education and Information Technologies. 2018. № 23 (4). P. 1547–1584. Available from: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9678-y (date of access: 20.12.2018).

17. Pang E., Wong M., Leung C. H., Coombes J. Competencies for fresh graduates’ success at work: Perspectives of employers // Industry and Higher Education. 2018. № 33 (1). P. 55–65. Available from: https://doi.org/10.1177/0950422218792333 (date of access: 20.12.2018).

18. Cobb E. J., Meixelsperger J., Seitz K. K. Beyond the classroom: fostering soft skills in Pre-Professional LIS Organizations // Journal of Library Administration. 2015. № 55 (2). P. 1–7. Available from: https://doi.org/10.1080/01930826.2014.995550 (date of access: 20.12.2018).

19. Mohamed A. M., Abdullah D., Dom T. N. M. Soft skills of dental students’ competence: What is important for patients and how do students fare? // World Journal of Dentistry. 2017. № 8 (3). P. 157–163. Available from: https://ukm.pure.elsevier.com/en/publications/soft-skills-of-dental-students-competence-what-is-important-for-p (date of access: 19.12.2018).

20. Stavjaníčková I. How to be a succesful graduate? Results of a comparative analysis of the Demand and Supply on the Labour Market // WSEAS Transactions on Business and Economics. 2015. № 12. P. 1–9. Available from: https://www.researchgate.net/publication/283735248_How_to_be_a_succesful_graduate_Results_of_a_comparative_analysis_of_the_Demand_and_Supply_on_the_Labour_Market (date of access: 20.12.2018).

21. Gruzdev M. V., Kuznetsova I. V., Tarkhanova I. Y., Kazakova E. I. University graduates’ soft skills: the employers’ opinion // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (4). P. 690–698. Available from: http://ejournal1.com/journals_n/1545139005.pdf (date of access: 20.12.2018).

22. Fernández-Sanz L., Villalba M. T., Medina J. A., Misra S. A study on the key soft skills for successful participation of students in multinational engineering education // International Journal of Engineering Education. 2017. № 33 (6). P. 2061–2070. Available from: https://www.researchgate.net/publication/321534626_A_Study_on_the_Key_Soft_Skills_for_Successful_Participation_of_Students_in_Multinational_Engineering_Education (date of access: 20.12.2018).

23. Brooks N. G., Greer T. H., Morris S. A. Information systems security job advertisement analysis: Skills review and implications for information systems curriculum // Journal of Education for Business. 2018. № 93 (5). P. 213–221. Available from: https://doi.org/10.1080/08832323.2018.1446893 (date of access: 22.12.2018).

24. Chowdary D. V. The importance of training engineering students in soft-skills // Abhinav: International Monthly Refereed Journal of Research in Management & Technology. 2014. № 3 (1). Available from: https://www.researchgate.net/publication/293313936_THE_IMPORTANCE_OF_TRAINING_ENGINEERING_STUDENTS_IN_SOFT-SKILLS (date of access: 20.12.2018).

25. Chamorro-Premuzic T., Arteche A., Bremner A. J. Greven C., Furnham A. Soft skills in higher education: importance and improvement ratings as a function of individual differences and academic performance // Educational Psychology. 2010. № 30 (2). P. 221–241. Available from: https://doi.org/10.1080/01443410903560278 (date of access: 20.12.2018).

26. Hadiyanto H., Mukminin A., Failasofah F., Arif N., Fajaryani N., Habibi A. In search of quality student teachers in a digital era: Reframing the practices of soft skills in teacher education // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017. № 16 (3). P. 70–77. Available from: https://www.researchgate.net/publication/318868507_In_search_of_quality_student_teachers_in_a_digital_era_Reframing_the_practices_of_soft_skills_in_teacher_education (date of access: 20.12.2018).

27. Ritter B. A., Small E. E., Mortimer J. W., Doll J. L. Designing management curriculum for workplace readiness: developing students’ soft skills // Journal of Management Education. 2018. № 42 (1). P. 80–103. Available from: https://doi.org/10.1177/1052562917703679 (date of access: 25.12.2018).

28. Yashin А., Bagirova A., Klyuev A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills // Ekonomski Vjesnik. 2018. № 31 (2). С. 261–274. Available from: https://doaj.org/article/a2eef4f441094082be088f68f831f6b0 (дата обращения: 14.03.2019).

29. Yan L., Yinghong Y., Lui S. M. C., Whiteside M., Tsey K. Teaching «soft skills» to university students in China: the feasibility of an Australian approach // Educational Studies. 2019. № 45 (2). P. 1–17. Available from: https://doi.org/10.1080/03055698.2018.1446328 (date of access: 14.03.2019).

30. Sridharan B., Boud D. The effects of peer judgements on teamwork and self-assessment ability in collaborative group work assessment and Evaluation in Higher Education // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2019. 44 (6). P. 894–909. Available from: https://doi.org/10.1080/02602938.2018.1545898 (date of access: 20.03.2019).

31. Vinichenko M. V., Chulanova O. L., Oseev A. A., Bogdan E. S., Makushkin S. A., Grishan M. A. View interaction of the higher education and key employer for the formation of the actual profile of the competences of graduates of engineering directions // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. № 8 (5). P. 394–404. Available from: http://mjltm.org/article-1-78-en.pdf (date of access: 25.12.2018).

32. Cichon M., Piotrowska I. Level of academic and didactic competencies among students as a measure to evaluate geographical education and preparation of students for the demands of the modern labor market // Quaestiones Geographicae. 2018. № 37 (1). P. 73–86. Available from: https://content.sciendo.com/view/journals/quageo/37/1/article-p73.xml (date of access: 22.12.2018).

33. Tafesse F., Mphahlele M. J. Development of graduates’ attributes in Chemistry within an open distance learning environment: Unisa’s Experience //Africa Education review. 2018. № 15 (2). P. 96–111. Available from: https://doi.org/10.1080/18146627.2017.1314176 (date of access: 19.12.2018).

34. Devedzic V., Tomić B., Jovanovic J., Sevarac Z., Kelly M., Milikic N., Dimitrijevic S., Djuric D. Metrics for students’ soft skills //Applied Measurement in Education. 2018. № 31 (4). P. 283–296. Available from: https://doi.org/10.1080/08957347.2018.1495212 (date of access: 20.11.2018).

35. Yehia S., Gunn C. Enriching the learning experience for civil engineering students through Learner-Centered Teaching // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2018. № 144 (4). Available from: https://doi.org/10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000388 (date of access: 24.12.2018).

36. Espey M. Enhancing critical thinking using team-based learning // Higher Education Research and Development. 2018. № 37 (1). P. 15–29. Available from: https://doi.org/10.1080/07294360.2017.1344196 (date of access: 22.12.2018).

37. Chasidim H., Almog D., Mark S. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere // European Journal of Engineering Education. 2018. 43 (4). P. 638–650. Available from: https://doi.org/10.1080/03043797.2017.1401595 (date of access: 22.12.2018).

38. Latif R., Mumtaz S., Mumtaz R., Hussain A. A comparison of debate and role play in enhancing critical thinking and communication skills of medical students during problem based learning // Biochemistry and Molecular Biology Education. 2018. 46 (4). P. 336–342. Available from: https://doi.org/10.1002/bmb.21124 (дата обращения: 20.12.2018).

39. Kusumoto Y. Enhancing critical thinking through active learning // Language Learning in Higher Education. 2018. № 8 (1). P. 45–63. Available from: https://doi.org/10.1515/cercles-2018-0003 (date of access: 21.12.2018).

40. Локтаева Н. Н. Формирование «мягких навыков» у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // ACADEMIA. Педагогический журнал Подмосковья. 2014. № 2 (2). С. 24–26. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=23515878 (date of access: 21.12.2018).

41. Friberg J. H., Midtboen A. H. Ethnicity as skill: immigrant employment hierarchies in Norwegian low-wage labour markets // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2018. № 44 (9). P. 1463–1478. Available from: https://doi.org/10.1080/1369183X.2017.1388160 (date of access: 24.12.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science). Образование и наука. 2019;21(8):187-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207

For citation:


Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. Scientific Research on the Issue of Soft Skills Development (Review of the Data in International Databases of Scopus, Web of Science). The Education and science journal. 2019;21(8):187-207. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207

Просмотров: 9761


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)