Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-98-121

Аннотация

Введение. Интенсивно развивающиеся адаптивные информационные технологии, с одной стороны, позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) активно включаться в дистанционные коммуникации, что существенно облегчает процессы их социальной адаптации. С другой стороны, неконтролируемое использование Интернета и нелимитированное общение в сети, особенно в подростковом возрасте, являются дополнительными факторами риска, возрастающего в случае нарушений психофизического развития.

Цель представленной в статье работы – изучение проблемы интернетзависимости старших школьников с ОВЗ в ее взаимосвязи с уровнем их социальной адаптированности.

Методология и методики. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и представления отечественной и зарубежной психологии о проблемном использовании Интернета и об интернет-аддикции у нормально развивающихся подростков и их сверстников с ОВЗ. В ходе изыскания использовались такие эмпирические методы, как анкетирование, психодиагностика и опрос; а также качественный и количественный виды анализа полученных данных, включая методы математической статистики (сравнение показателей выборок по критерию Манна-Уитни); корреляционный анализ с применением линейного коэффициента корреляции Пирсона. Вычисления проводились с помощью пакета программ «Excel» и SPSS 16.0 (Statistical Package for Social Science – Статистический пакет для социальных наук).

Результаты и научная новизна. Установлены общие и специфические особенности поведения старших школьников с ОВЗ в сети Интернет. Выявлены качества личности, служащие предпосылками формирования интернет-зависимости у данной категории учащихся. Утверждается, что виртуальная коммуникация для подростков с ОВЗ выступает своего рода адаптационнокомпенсаторным ресурсом, помогающим преодолевать коммуникативные сложности. В то же время недостаточная саморегуляция поведения затрудняет самоконтроль в периоды пребывания в сети, что увеличивает риски негативного влияния взаимодействий с Интернетом на физическое и психическое состояние. Индивидуальные предпосылки проблемного использования виртуального пространства обусловлены характером психофизических нарушений у подростка с ОВЗ.

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов для диагностики, профилактики и коррекции интернет-зависимости старших школьников с ОВЗ.

Об авторах

И. П. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Волкова Ирина Павловна – доктор педагогических наук, доцент кафедры основ коррекционной педагогики

Санкт-Петербург

Researcher ID: Y-8457–2018



Н. Н. Королева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Королева Наталья Николаевна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности

Санкт-Петербург

Researcher ID: D-9910–2017



И. М. Богдановская
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Богдановская Ирина Марковна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности

Санкт-Петербург

Researcher ID: D-8804–2017,

Scopus Author ID: 57192820293



Г. Ю. Иконникова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Иконникова Галина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности

Санкт-Петербург

Researcher ID: D-9800–2017



А. В. Машкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Машкова Антонина Владимировна – аспирант кафедры олигофренопедагогики

Санкт-Петербург

Researcher ID: D-9792–2017



Список литературы

1. Chakraborty J., Chakraborty S., Dehlinger J. et al. Designing video games for the blind: results of an empirical study // Universal Access in the Information Society. 2017. № 16 (3). P. 809–818. DOI: 10.1007/s10209–016–0510-z

2. Haage A., Bosse I. K. Media Use of Persons with Disabilities. Universal Access in Human-Computer Interaction // Human and Technological Environments. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2017. 10279. DOI: 10.1007/978–3-319–58700–4_34

3. Sallafranque-St-Louis F., Normand C. L. From solitude to solicitation: How people with intellectual disability or autism spectrum disorder use the Internet // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. № 11 (1). article 7. DOI: 10.5817/CP2017–1–7

4. Белозеров С. А. Виртуальные миры MMORPG: часть II. Средство от социально-психологического стресса [Электрон. ресурс] // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 71–89. Режим доступа: https://psyjournal.hse.ru/data/2015/05/19/1097217643/PJHSE_1_2015_71_89.pdf

5. Александрова М. А., Живайкина А. А. Роль Интернета в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья [Электрон. ресурс] // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2017. № 7 (1). Режим доступа: https://medconfer.com/node/11264 (дата обращения: 29.09.2019)

6. Бухтиярова И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества [Электрон. ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6 (1). С. 122–125. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologiikakfaktor-razvitiya-sovremennogo-inklyuzivnogo-obschestva (дата обращения: 29.09.2019)

7. Волкова И. П., Писаренко Е. Н. Значение и особенности использования инвалидами по зрению компьютерных сетевых технологий // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 50–55.

8. Королева Н. Н., Волкова И. П., Богдановская И. М. Социально-психологическая поддержка инвалидов по зрению в высокотехнологичной информационной среде [Электрон. ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2014. ART 2047. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014/2247.htm

9. Сорокина А. Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 45–64.

10. Маринова Т. Ю., Зарецкая О. В. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных ролевых онлайн-игр // Социальная психология и общество. 2015. № 6 (3). С. 109–119. DOI: 10.17759/sps.2015060308

11. Солдатова Г. В., Олькина О. И. Минусы открытости. Российские школьники: личная информация и безопасность в сети // Дети в информационном обществе. 2015. № 20. С. 26–47.

12. Егоров А. Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Электрон. ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 4 (33). С. 1–17. Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer01.php (дата обращения: 29.09.2019)

13. Griffiths M. Problematic online gaming: Issues, debates and controversies // Medical psychology in Russia. 2015. № 4 (33). P. 5. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer09.php (дата обращения: 29.09.2019)

14. Pontes H. M., Kuss D. J., Griffiths M. D. Clinical psychology of Internet addiction: a review of its conceptualization, prevalence, neuronal processes, and implications for treatment // Neuroscience and Neuroeconomics. 2015. № 4. P. 11–23. DOI: 10.2147/NAN.S60982

15. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2014. № 5. С. 67–69.

16. Тончева А. В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте // Вестник ЧГУ. 2013. № 1. С. 131–136.

17. Savci M., and Aysan F. Social-emotional model of Internet addiction // Klinik Psikofarmakoloj i Bulteni. 2017. № 27 (4). P. 349–358. DOI: 10.1080/24750573.2017.1367552

18. Tao R., Huang X., Wang J., Zhang H., Zhang Y., & Li M. Proposed diagnostic criteria for Internet addiction // Addiction. 2010. № 105. P. 556–564.

19. Weinstein A. Internet addiction: diagnosis, comorbidity and treatment [Электрон. ресурс] // Medical psychology in Russia. 2015. № 4 (33). Р. 1–24. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2014.07.031

20. Davis R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. № 17. P. 187–195. DOI: 10.1016/S0747–5632(00)00041–8

21. Khodakovskaia O. V., Bogdanovskaya I. M., Koroleva N. N., Alekhin A. N., Lugovaya V. F. Problematic Internet Usage and the Meaning-Based Regulation of Activity Among Adolescents // Digital Transformation and Global Society. Communications in Computer and Information Science. 2018. № 859. Р. 227–238. DOI: 10.1007/978–3-030–02846–6_18

22. Ерицян К. Ю., Антонова Н. А., Марудова, Н. М. Проблемное использование Интернета в контексте Интернет-коммуникации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. № 2. С. 15–22.

23. Антоненко А. А. Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков и их профилактика [Электрон. ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2015. № 1 (7). С. 1–4. Режим доступа: http://medpsy.com/climp/2015_1_7/article10.php

24. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Антоненко А. А. Индивидуальнопсихологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2015. № 7 (30). С. 7 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_1_30/nomer10.php

25. Griffiths M. D., Kuss D. J. Adolescent social media addiction (revisited) // Education and Health. 2017. № 35 (3). P. 49–52.

26. Sinkkonen H. M., Puhakka H., Meriläinen M. Internet use and addiction among Finnish Adolescents (15–19 years) // Journal of Adolescence. 2014. № 37 (2). P. 123–131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2013.11.008

27. Good B., Fang L. Promoting Smart and Safe Internet Use Among Children with Neurodevelopmental Disorders and Their Parents // Clinical Social Work Journal. 2015. № 43 (2). P. 179–188. DOI: https://doi.org/10.1007/s10615–015–0519–4

28. Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ОВЗ // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 75–80.

29. Balakrishnan J., Griffiths M. Social media addiction: What is the role of content in YouTube? // Journal of Behavioral Addictions. 2017. № 5. Р. 1–15. DOI: 10.1556/2006.6.2017.058

30. Park S., Kim E. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullyng // Children and Youth Services Review. 2014. № 42. С. 74–81. DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.04.002

31. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2018. 359 с.

32. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

33. Goldberg I. Internet addiction disorder // Cyberpsychology and Behavior. 1996. № 3 (4). P. 403–412.

34. Orzack M. H. Computer addiction: What is it? // Psychiatric Times. 1998. № 15 (8). P. 34–38.

35. Lidström H., Ahlsten G. Hemmingsson H. The influence of ICT on the activity patterns of children with physical disabilities outside school // Child: Care, Health and Development. 2011. № 37. P. 313–321. DOI: 10.1111/j.1365–2214.2010.01168.x

36. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. Москва: ПЕР СЭ, 2002. 192 c.

37. Рычкова Л. С. Аддиктивные расстройства в структуре школьной дезадаптации у подростков с легкой умственной отсталостью // Реабилитация в наркологии. 2002. № 1. С. 84–88.

38. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. С.-Петербург: Каро, 2006. 336 с.

39. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование. С.Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 203 с.

40. Костюченко Е. С. Роль интернет-коммуникаций в жизни инвалидов по зрению // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Серия: Психология. № 9. С. 23–290.


Рецензия

Для цитирования:


Волкова И.П., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Машкова А.В. Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья. Образование и наука. 2019;21(9):98-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-98-121

For citation:


Volkova I.P., Koroleva N.N., Bogdanovskaya I.M., Ikonnikova G.Yu., Mashkova A.V. Problematic Internet Usage by Adolescents with Disabilities. The Education and science journal. 2019;21(9):98-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-98-121

Просмотров: 1469


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)