Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-98-121
Resumen
Введение. Интенсивно развивающиеся адаптивные информационные технологии, с одной стороны, позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) активно включаться в дистанционные коммуникации, что существенно облегчает процессы их социальной адаптации. С другой стороны, неконтролируемое использование Интернета и нелимитированное общение в сети, особенно в подростковом возрасте, являются дополнительными факторами риска, возрастающего в случае нарушений психофизического развития.
Цель представленной в статье работы – изучение проблемы интернетзависимости старших школьников с ОВЗ в ее взаимосвязи с уровнем их социальной адаптированности.
Методология и методики. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и представления отечественной и зарубежной психологии о проблемном использовании Интернета и об интернет-аддикции у нормально развивающихся подростков и их сверстников с ОВЗ. В ходе изыскания использовались такие эмпирические методы, как анкетирование, психодиагностика и опрос; а также качественный и количественный виды анализа полученных данных, включая методы математической статистики (сравнение показателей выборок по критерию Манна-Уитни); корреляционный анализ с применением линейного коэффициента корреляции Пирсона. Вычисления проводились с помощью пакета программ «Excel» и SPSS 16.0 (Statistical Package for Social Science – Статистический пакет для социальных наук).
Результаты и научная новизна. Установлены общие и специфические особенности поведения старших школьников с ОВЗ в сети Интернет. Выявлены качества личности, служащие предпосылками формирования интернет-зависимости у данной категории учащихся. Утверждается, что виртуальная коммуникация для подростков с ОВЗ выступает своего рода адаптационнокомпенсаторным ресурсом, помогающим преодолевать коммуникативные сложности. В то же время недостаточная саморегуляция поведения затрудняет самоконтроль в периоды пребывания в сети, что увеличивает риски негативного влияния взаимодействий с Интернетом на физическое и психическое состояние. Индивидуальные предпосылки проблемного использования виртуального пространства обусловлены характером психофизических нарушений у подростка с ОВЗ.
Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов для диагностики, профилактики и коррекции интернет-зависимости старших школьников с ОВЗ.
De los autores
И. ВолковаRussian Federation
Н. Королева
Russian Federation
И. Богдановская
Russian Federation
Г. Иконникова
Russian Federation
А. Машкова
Russian Federation
Referencias
1. Chakraborty J., Chakraborty S., Dehlinger J. et al. Designing video games for the blind: results of an empirical study // Universal Access in the Information Society. 2017. № 16 (3). P. 809–818. DOI: 10.1007/s10209–016–0510-z
2. Haage A., Bosse I. K. Media Use of Persons with Disabilities. Universal Access in Human-Computer Interaction // Human and Technological Environments. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2017. 10279. DOI: 10.1007/978–3-319–58700–4_34
3. Sallafranque-St-Louis F., Normand C. L. From solitude to solicitation: How people with intellectual disability or autism spectrum disorder use the Internet // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. № 11 (1). article 7. DOI: 10.5817/CP2017–1–7
4. Белозеров С. А. Виртуальные миры MMORPG: часть II. Средство от социально-психологического стресса [Электрон. ресурс] // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 71–89. Режим доступа: https://psyjournal.hse.ru/data/2015/05/19/1097217643/PJHSE_1_2015_71_89.pdf
5. Александрова М. А., Живайкина А. А. Роль Интернета в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья [Электрон. ресурс] // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2017. № 7 (1). Режим доступа: https://medconfer.com/node/11264 (дата обращения: 29.09.2019)
6. Бухтиярова И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества [Электрон. ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6 (1). С. 122–125. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologiikakfaktor-razvitiya-sovremennogo-inklyuzivnogo-obschestva (дата обращения: 29.09.2019)
7. Волкова И. П., Писаренко Е. Н. Значение и особенности использования инвалидами по зрению компьютерных сетевых технологий // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 50–55.
8. Королева Н. Н., Волкова И. П., Богдановская И. М. Социально-психологическая поддержка инвалидов по зрению в высокотехнологичной информационной среде [Электрон. ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2014. ART 2047. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014/2247.htm
9. Сорокина А. Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 45–64.
10. Маринова Т. Ю., Зарецкая О. В. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных ролевых онлайн-игр // Социальная психология и общество. 2015. № 6 (3). С. 109–119. DOI: 10.17759/sps.2015060308
11. Солдатова Г. В., Олькина О. И. Минусы открытости. Российские школьники: личная информация и безопасность в сети // Дети в информационном обществе. 2015. № 20. С. 26–47.
12. Егоров А. Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Электрон. ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 4 (33). С. 1–17. Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer01.php (дата обращения: 29.09.2019)
13. Griffiths M. Problematic online gaming: Issues, debates and controversies // Medical psychology in Russia. 2015. № 4 (33). P. 5. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer09.php (дата обращения: 29.09.2019)
14. Pontes H. M., Kuss D. J., Griffiths M. D. Clinical psychology of Internet addiction: a review of its conceptualization, prevalence, neuronal processes, and implications for treatment // Neuroscience and Neuroeconomics. 2015. № 4. P. 11–23. DOI: 10.2147/NAN.S60982
15. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2014. № 5. С. 67–69.
16. Тончева А. В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте // Вестник ЧГУ. 2013. № 1. С. 131–136.
17. Savci M., and Aysan F. Social-emotional model of Internet addiction // Klinik Psikofarmakoloj i Bulteni. 2017. № 27 (4). P. 349–358. DOI: 10.1080/24750573.2017.1367552
18. Tao R., Huang X., Wang J., Zhang H., Zhang Y., & Li M. Proposed diagnostic criteria for Internet addiction // Addiction. 2010. № 105. P. 556–564.
19. Weinstein A. Internet addiction: diagnosis, comorbidity and treatment [Электрон. ресурс] // Medical psychology in Russia. 2015. № 4 (33). Р. 1–24. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2014.07.031
20. Davis R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. № 17. P. 187–195. DOI: 10.1016/S0747–5632(00)00041–8
21. Khodakovskaia O. V., Bogdanovskaya I. M., Koroleva N. N., Alekhin A. N., Lugovaya V. F. Problematic Internet Usage and the Meaning-Based Regulation of Activity Among Adolescents // Digital Transformation and Global Society. Communications in Computer and Information Science. 2018. № 859. Р. 227–238. DOI: 10.1007/978–3-030–02846–6_18
22. Ерицян К. Ю., Антонова Н. А., Марудова, Н. М. Проблемное использование Интернета в контексте Интернет-коммуникации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. № 2. С. 15–22.
23. Антоненко А. А. Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков и их профилактика [Электрон. ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2015. № 1 (7). С. 1–4. Режим доступа: http://medpsy.com/climp/2015_1_7/article10.php
24. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Антоненко А. А. Индивидуальнопсихологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2015. № 7 (30). С. 7 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_1_30/nomer10.php
25. Griffiths M. D., Kuss D. J. Adolescent social media addiction (revisited) // Education and Health. 2017. № 35 (3). P. 49–52.
26. Sinkkonen H. M., Puhakka H., Meriläinen M. Internet use and addiction among Finnish Adolescents (15–19 years) // Journal of Adolescence. 2014. № 37 (2). P. 123–131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2013.11.008
27. Good B., Fang L. Promoting Smart and Safe Internet Use Among Children with Neurodevelopmental Disorders and Their Parents // Clinical Social Work Journal. 2015. № 43 (2). P. 179–188. DOI: https://doi.org/10.1007/s10615–015–0519–4
28. Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ОВЗ // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 75–80.
29. Balakrishnan J., Griffiths M. Social media addiction: What is the role of content in YouTube? // Journal of Behavioral Addictions. 2017. № 5. Р. 1–15. DOI: 10.1556/2006.6.2017.058
30. Park S., Kim E. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullyng // Children and Youth Services Review. 2014. № 42. С. 74–81. DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.04.002
31. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Москва: Юрайт, 2018. 359 с.
32. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
33. Goldberg I. Internet addiction disorder // Cyberpsychology and Behavior. 1996. № 3 (4). P. 403–412.
34. Orzack M. H. Computer addiction: What is it? // Psychiatric Times. 1998. № 15 (8). P. 34–38.
35. Lidström H., Ahlsten G. Hemmingsson H. The influence of ICT on the activity patterns of children with physical disabilities outside school // Child: Care, Health and Development. 2011. № 37. P. 313–321. DOI: 10.1111/j.1365–2214.2010.01168.x
36. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. Москва: ПЕР СЭ, 2002. 192 c.
37. Рычкова Л. С. Аддиктивные расстройства в структуре школьной дезадаптации у подростков с легкой умственной отсталостью // Реабилитация в наркологии. 2002. № 1. С. 84–88.
38. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. С.-Петербург: Каро, 2006. 336 с.
39. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование. С.Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 203 с.
40. Костюченко Е. С. Роль интернет-коммуникаций в жизни инвалидов по зрению // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Серия: Психология. № 9. С. 23–290.
Recensión
Para cita:
Volkova I.P., Koroleva N.N., Bogdanovskaya I.M., Ikonnikova G.Yu., Mashkova A.V. Problematic Internet Usage by Adolescents with Disabilities. The Education and science journal. 2019;21(9):98-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-98-121