Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-154-185

Полный текст:

Аннотация

Введение. В российской системе дошкольного образования в последние годы наблюдаются серьезные изменения, связанные не только с обусловленной временем неизбежностью обновления содержания учебновоспитательного процесса и появлением его новых форм и методов, но и с необходимостью повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и обучения детей. В этом плане целесообразно обратиться к практике социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО), потенциал которого пока раскрыт не в полной мере.

Цель публикации – представить авторскую технологию развития в условиях совместной деятельности семьи и ДОО базовых (основных) компетенций педагогов дошкольных организаций и родителей детей, посещающих эти учреждения.

Методология и методики. При проектировании технологии учитывались основные положения компетентностного, гуманистического, системнодеятельностного и квалиметрического подходов, позволяющие реализовать принципы индивидуализации, сотрудничества и самоорганизации. В качестве основного инструментария на этапах выявления и оценивания уровня развития базовых компетенций участников исследования использовался метод групповых экспертных оценок. Для организационно-методического сопровождения процесса формирования данных компетенций применялся кейсметод, подразумевающий выполнение практико-ориентированных заданий, проведение дискуссий и деловых игр.

Результаты и научная новизна. Социальное партнерство рассмотрено как наиболее продуктивный формат взаимоотношений специалистов педагогической сферы и родителей, являющихся экспертами в воспитании и понимании своего ребенка. Добровольное и долговременное сотрудничество, построенное на доверии, признании взаимной ответственности, общих целях и ценностях, дает широкие возможности повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и способствует профессиональному росту педагогического персонала ДОО. Скомплектован «эталонный» тезаурус, представляющий собой иерархическую совокупность взаимосвязанных компетенций, которыми должна обладать каждая из сторон взаимодействия для полноценного развития ребенка младшего возраста. Выделены этапы социального партнерства, учитывающие индивидуальные образовательные запросы его субъектов и их потребности: членов семей дошкольников − в квалифицированной профессиональной помощи и поддержке; детей − в образованных родителях; педагогов − в информации об особенностях поведения воспитанников вне ДОО. Разработан и апробирован в ходе эксперимента алгоритм формирования базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников.

Практическая значимость. Предлагаемая технология может быть использована как непосредственно при реализации социального партнерства в ДОО, так и в системе повышения квалификации педагогов и при их подготовке к аттестации в качестве методического материала, демонстрирующего способы решения задач, указанные в ФГОС дошкольного образования.

Об авторах

В. Б. Веретенникова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Веретенникова Вероника Борисовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Института психологии и образования

Казань



О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
Россия

Шихова Ольга Федоровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики

Ижевск

Scopus Author ID 56114180900



Ю. А. Шихов
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова
Россия

Шихов Юрий Александрович – доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики

Ижевск

Scopus Author ID 7003852705



Список литературы

1. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / под ред. Л. В. Коломийченко. Москва: Сфера, 2014. 128 с.

2. Лебедева К. М. Условия повышения эффективности подготовки родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье [Электрон. ресурс] // Глобальный научный потенциал. 2017. № 7 (76). С. 12–16. Режим доступа: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/76/g-n-p7(76)-main.pdf (дата обращения: 12.08.2018).

3. Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2007. № 7. С. 83–88.

4. Овчарова Р. В. Психология родительства: учебное пособие. Москва: Академия, 2005. 368 с.

5. Криволапова Н. А., Воробьева Т. П. Повышение родительской компетентности: социальная проблема // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 143–146.

6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник. Москва: Академия, 1999. 232 с.

7. Монина Г. Б. «Осознанное родительство» как условие становления качества жизни детей дошкольного возраста // Образование и качество жизни. 2017. № 1 (03). С. 5–8.

8. Задворная М. С. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов дошкольных организаций с родителями // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 115–118.

9. Шабас С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 8. С. 4–11.

10. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Москва: Просвещение, 2011. 192 с.

11. Бурд М. А. Дошкольное воспитание детей в ФРГ // Детский сад от А до Я. 2008. № 2. С. 106–111.

12. Гришина Г., Дружинина Н., Ермолинская Е. и др. Семья и компетентные родители: социально-педагогические аспекты реализации сознательного родительства в образовании: коллективная монография / ГОУ ВО «ГГТУ», ФГБУ науки Институт языкознания РАН. Орехово-Зуево: [б. и.], 2016. 200 с.

13. Kampfe K., Westphal M. Gesamtüberblick zu Programmen und Formen von Elternarbeit im Kita-Bereich. Erziehungsund Bildungspartnerschaften. Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden, 2013. p. 152–158. Available from: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978–3-531–94295–7#about (дата обращения: 12.08.2019).

14. Nicol J., Taplin J. Understanding the Steiner Waldorf Approach: Early Years Education in Practice. London; New York: Routledge, 2012. 173 p.

15. Winder C. M. Pre-service and experienced early childhood educators' perceptions of their work with families. Toronto, 2014. 76 p. Available from: http://tspace.libraru.utoronto.ca/bitstrem/1807/68350/1/Winder_Constance_M_201406_PhD_thesis.pdf (date of access: 05.08.2019).

16. McMillan D. J. Close encounters: Issues in pre-school parental involvement in Northern Ireland // Child Care in Practice. 2005. № 11 (2). P. 119–134.

17. Oostdam R., Hooge E. Making the Difference with Active Parenting: Forming Educational Partnerships between Parents and Schools // The European Journal of Psychology of Education. 2013. № 28. Р. 337–351.

18. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 52–63.

19. Белолуцкая А. К., Леван Т. Н. и др. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии// Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 6. С. 72–78.

20. Bertram T., Pascal C. Manual DQP – Desenvolvendo a qualidade em parceria. Lisboa: Direção-Geral de Inovação e de Desenvolvimento Curricular. 2009. 200 р. Available from: https://www.dge.mec.pt/sites/default/files/EInfancia/documentos/manual_dqp.pdf (date of access: 31.07.2019).

21. Hadley F., Rouse E. The family-centre partnership disconnect: creating reciprocity // Contemporary Issues in Early Childhood. 2018. Vol. 19, № 1. P. 48–62. Available from: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1463949118762148 (date of access: 05.08.2019).

22. Turnbull A. P., Turnbull H. R., Erwin E. J. et al. Families, professionals, and exceptionality: Positive outcomes through partnerships and trust. 7th ed. Boston, MA: Merrill/Prentice Hall, 2015. 336 p.

23. Epstein J. L., Sanders M. G., Simon B. S. School, family, and community partnerships: Preparing educators and improving schools. 2nd ed. Boulder, CO: Westview Press, 2011. 395 p. Available from: https://www.govinfo.gov/content/pkg/ERIC-ED467082/pdf/ERIC-ED467082.pdf (date of access: 9.08.2019).

24. Benjamin M. D. Teacher and Parental Influence on Childhood Learning Outcomes. Walden University, 2015. 167 p. Available from: https://scholarworks.waldenu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2777&context=dissertations (date of access: 05.08.2019).

25. Oliveira-Formosinho J., Formosinho J. Pedagogy-in-participation: Childhood association Educational Perspective. Braga: Research Center on Child Studies of University of Minho, 2012. 35 р. Available from: https://www.researchgate.net/publication/281094984_Pedagogy-in-Participation_Childhood_Association_Educational_Perspective (date of access: 05.08.2019).

26. Hadley F., Rouse E. The family-centre partnership disconnect: creating reciprocity // Contemporary Issues in Early Childhood. 2018. Vol. 19, № 1. P. 48–62. Available from: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1463949118762148 (date of access: 05.08.2019).

27. Christian L. G. Understanding families: applying family systems theory to early Childhood practice // Young Children. 2006. № 61 (1). P. 12–20.

28. Dewey J. My pedagogic creed // School Journal. 1897. Vol. 54. P. 77– 80. Available from: http://dewey.pragmatism.org/creed.htm (date of access: 23.07.2019).

29. Roggman L. A., Peterson C. A., Chazan-Cohen R. Preparing home visitors to partner with families of infants and toddlers // Journal of Early Childhood Teacher Education. 2016. № 37 (4). P. 301–313. DOI: 10.1080/10901027.2016.1241965

30. Bakic-Tomic L., Kirinic Dvorski A. Elements of teacher communication competence: An examination of skills and knowledge to communicate // International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2015. 1 (2). P. 157–166.

31. Viskovic I., Jevtic A. V. Teachers' Opinions on the Possibilities of Collaboration with Parents // Croatian Journal of Education. 2017. Vol. 19, № 1. P. 117–146.

32. Ljubešić M. Pravo na podršku roditelja djece s teškoćama u razvoju // Roditeljstvo u najboljem interesu djeteta i podrška roditeljima najmlađe djece s teškoćama u razvoju. Zagreb, 2014. P. 16–24. Available from: https://www.unicef.hr/wp-content/uploads/2015/09/rz-publikacija_el-knjiga.pdf (date of access: 9.08.2019).

33. Bronfenbrenner U. Making Human Beings Human: Bioecological Perspectives on Human Development. Thousand Oaks, London, New Delhi, Singapore: SAGE, 2005. 306 p.

34. Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95–120. Available from: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/c/477/File/Social%20Capital%20in%20the%20Creation%20of%20Human%20Capital.pdf (date of access: 12.08.2019).

35. Hornby G. Parental Involvement in Childhood Education: Building Effective School Family Partnerships. New York: Springer, 2011. 137 p.

36. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.

37. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

38. Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в XXI веке) / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского гос. ин-та стали и сплавов (технологического ун-та), Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, Смольный ун-т Российской акад. образования [и др.]. Санкт-Петербург [и др.]: [б. и.], 2007. 149 с.

39. Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // Магистр: независимый психолого-педагогический журнал. 1995. № 1. С. 10–16.

40. Валеева Р. А. Саморазвитие и самореализация как цель и результат гуманистического воспитания // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца. Пермь: ПГПУ, 2009. Ч. 1. С. 17–21.

41. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2016. 314 с.

42. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. Москва: Московский психологический институт: Флинта, 1999. 672 с.

43. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1983. 393 с.

44. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. 560 с.

45. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.

46. Шихов Ю. А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе: монография. Москва; Санкт-Петербург; Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Стикс: ИжГТУ, 2007. 208 с.

47. Шихова О. Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта: монография. Москва; Ижевск: Удмуртский университет, 2006. 243 с.

48. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Таксономия образовательных целей педагогов и родителей дошкольников в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта // Образование и наука. 2016. № 7. С. 88–104.

49. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф. Развитие базовых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной организаций // Вестник ИжГТУ. 2018. Т. 21, № 1. С. 140–145.

50. Maleš D. Partnerstvom obitelji i škole do uspješnog odgojno-obrazovnog rada // Odgoj u školi / S. Opić, V. Bilić, M. (ur.) Jurčić. Zagreb, 2015. P. 45–74.

51. Patrikakou E. N., Weissberg R. P., Redding S. School-family partnerships for children’s success. New York: Teacher College Press, 2005. 216 p.

52. Беспалова Н. Р. Отношение родителей к качеству образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/conf/pedagog/xv/27821 (дата обращения: 17.05.2017).


Для цитирования:


Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников. Образование и наука. 2019;21(9):154-185. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-154-185

For citation:


Veretennikova V.B., Shikhova O.F., Shikhov Y.A. The Technique for the Development of Basic Preschool Teacher and Parental Competencies. The Education and science journal. 2019;21(9):154-185. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-154-185

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)