Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-186-220

Полный текст:

Аннотация

Введение. Система общего образования – социальный институт, через который проходит все детское население. Общеобразовательная школа как важнейшее звено в социализации индивида призвана сопровождать процесс становления личности и усвоения ею базовых социокультурных ценностей и ориентиров, в том числе норм здорового образа жизни. В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике существуют различные модели организации деятельности образовательных учреждений по формированию культуры здоровья обучающихся. Однако отдельным учреждениям нередко недостаточно собственных сил и возможностей для достижения желаемого результата.

Цель изложенного в публикации исследования – обоснование теоретико-методологических основ интеграции ресурсов различных социальных институтов посредством их кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве для формирования культуры здоровья обучающихся.

Методология и методы. В работе была задействована многоуровневая концепция методологического знания. На философском уровне в качестве основополагающего был принят аксиологический подход, имеющий особую значимость для охраны здоровья как высшей универсальной человеческой ценности и ключевой ценностной ориентации личности (по А. Маслоу), детерминирующей полноценное развитие индивидуума. Общенаучный уровень в исследовании представлен системно-интеракционистским подходом, обеспечивающим соотношение системности и взаимодействия. Системность предполагает рассмотрение объекта (организации, педагогической системы, образовательного пространства и т. д.) не как суммы его компонентов, а как единого функционального целого, обладающего качествами, отличными от качеств отдельных его составляющих. Интеракционистский компонент (англ. interaction – взаимодействие) способствует решению педагогической проблемы посредством использования связей и переходов между объектами, воздействующими друг на друга. На конкретно-научном уровне изыскания ведущим был интегративный подход, согласно которому учебно-воспитательный процесс осуществляется с привлечением ресурсов всех субъектов образовательной деятельности. На технологическом уровне производились поэтапное планирование работы, последовательное решение поставленных задач и интерпретация результатов. Административно-управленческому аспекту данного уровня соответствовал кластерный подход, психолого-педагогическому – личностно-деятельностный. Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования, как понятийно-терминологический и теоретико-методологический анализ, сопоставление, интерпретация, теоретическое моделирование, обобщение, формирующий педагогический эксперимент.

Результаты и научная новизна. Даны определения понятий «региональное образовательное пространство» и «кластер по формированию культуры здоровья обучающихся в региональном образовательном пространстве». Разработаны и описаны теоретико-методологические основания интеграции ресурсов и возможностей различных региональных институтов, ведомственных и межведомственных структур в условиях их кластерного взаимодействия, направленного на развитие культуры здоровья обучающихся. Сконструированы структурно-функциональная модель и технологическая карта такого взаимодействия.

Практическая значимость. Полученные результаты формируют предпосылки для систематизации деятельности специалистов сферы образования, других социальных институтов и органов исполнительной власти на местах по созданию и развитию региональных кластеров в интересах охраны здоровья подрастающего поколения.

Об авторах

В. А. Федоров
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Федоров Владимир Анатольевич – доктор педагогических наук, профессор, научно-образовательный центр профессионально-педагогического образования

Екатеринбург



K. В. Чедов
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Чедов Константин Васильевич кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта

Пермь



Список литературы

1. Тюмасева З. И. Оздоровление современного образования как средство успешной социализации молодого педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 198–205.

2. Трещева О. Л., Карпеев А. Г., Криживецкая О. В., Терещенко А. А. Характеристика культуры здоровья личности с позиции системного подхода // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 154–157.

3. Малярчук Н. Н. Концептуальные подходы к понятию «культура здоровья» // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 1. С. 255–263.

4. Маджуга А. Г. Здоровьесозидающий менеджмент образования: система управления здоровьем субъектов образовательного процесса как ресурсом // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: труды межд. науч.-практ. конф., посвященной 200-летию педагогического образования в Казанском (Приволжском) федеральном университете / под ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. С. 341–347.

5. Горбушина С. Н. Личность будущего учителя как субъект культуры здоровья: концепция и принципы развития // Валеология. 2005. № 1. С. 89–93.

6. Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12–15.

7. Галиев М. К., Нотфуллин И. Х., Семенов С. А. Принципы ориентации учащихся школ, ссузов и вузов на саморазвитие культуры здоровья // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 3–8.

8. Cockerham W., Lüschen G., Abel T., Kunz G. Sport, Gesundheit und Gesundheitskultur. Beiträge der Forschungskomitees, Sektionen und Ad – hoc – Gruppen. Zürich: SeismoVerl., 1989. P. 426–428.

9. Irkhin V. N., Bogacheva E. A. Management mechanisms of the health oriented educational system development (by the example of Belgorod region schools) // Online journal «Scientific result». Series «Pedagogy and psychology of education ». 2015. № 4 (6). P. 23–28. Available from: https://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/16067

10. Богачева Е. А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций по формированию здорового образа жизни обучающихся // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, 2016. Белгород: ООО «ГиК», 2016. С. 252–255.

11. Столяров В. И. Культура здоровья: понятие и структура. 2004 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/543070/ (дата обращения: 21.05.2019).

12. Орехова Т. Ф. Здоровьетворящее образование в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 61–69.

13. Волошина Л. Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе ォдошкольное учреждение – педагогический колледжサ: монография. Белгород: БелГУ, 2005. 356 с.

14. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса ォшкола – вузサ: монография. Новосибирск: НГПУ, 2001. 316 с.

15. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5–24.

16. Hayman J. Personal, social, health and economic education: The bridge between public health and education // International Journal of Health Promotion and Education. 2014. Vol. 52, Issue 5. 1 September. P. 245–249.

17. Robinson N. R., Gin J., Kamath-Jha S., Infantes M., Hernandez R., AlbergSeberich M., Suri D., Perez-Escamilla R. Driving social impact with common global indicators for healthy lifestyle programs: lessons learned // Food and Nutrition Bulletin. 2014. Т. 35. P. 163–168.

18. Perez-Escamilla R., Alberg-Seberich M. Identifying common metrics for evaluating school-based healthy lifestyles programs in seven countries: introduction to workshop proceedings // Food and Nutrition Bulletin. 2014. Т. 35. P. 93–96.

19. Малярчук Н. Н., Маджуга А. Г., Агзамов Р. Р. Воспитание как социокультурный контекст здоровьесозидающей позиции индивидуума // Педагогика. 2017. № 10. С. 56–62.

20. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технология обеспечения: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 208 с.

21. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Кушнина Е. Г. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность (в сфере дошкольного образования): монография. Челябинск, 2012. 315 с.

22. Fiorati R. C., Arcêncio R. A., Segura del Pozo J., Ramasco-Gutiérrez M., Serrano-Gallardo P. Intersectorality and social participation as coping policies for health inequities-worldwide // Gaceta Sanitaria. Vol. 32, Issue 3. May – June 2018. P. 304–314.

23. Jourdan D., Pironom J., Simar C., Sormunen M. Health education in schools: factors influencing parents’ views of the home-school relationship in France // International Journal of Health Promotion and Education. 2018. Vol. 56, Issue 1. 2 January. P. 32–50.

24. Lynam M. J., Grant E., Staden K. Engaging with communities to foster health: the experience of inner-city children and families with learning circles // The Canadian journal of nursing research – Revue canadienne de recherche en sciences infirmières. 2012. Vol. 44, Issue 2. Jun P. 86–106.

25. Minniss F. R., Wardrope C., Johnston D., Kendall E. Promoting Health in Early Childhood Environments: A Health-promotion Approach // Child Care in Practice. 2013. April. Vol. 19, Issue 2. P. 104–117.

26. Márquez-Calderón S., Villegas-Portero R., Gosalbes Soler V., MartínezPecino F. Health promotion and prevention in the economic crisis: The role of the health sector. SESPAS report 2014 // Gaceta Sanitaria. 2014. Vol. 28, Issue S1. P. 116–123.

27. Parrill R., Kennedy B. R. Partnerships for health in the African American community: moving toward community-based participatory research // Journal of cultural diversity. 2011. December. Vol. 18, Issue 4. P. 150–154.

28. Mattessich P. W., Rausch E. J. Cross-sector collaboration to improve community health: A view of the current landscape // Health Affairs. 2014. Vol. 33, Issue 11. P. 1968–1974.

29. Sims J., Aboelata M. J. A System of Prevention: Applying a Systems Approach to Public Health // Health Promotion Practice. 2019. 1 July. Vol. 20, Issue 4. P. 476–482.

30. Phipps E., Masuda J. R. Towards equity-focused intersectoral practice (EquIP) in children’s environmental health and housing: the transformational story of RentSafe // Canadian Journal of Public Health. 2018. 1 June. Vol. 109, issue 3. P. 379–385.

31. Coppola L., Ripamonti E., Cereda D., Gelmi G., Pirrone L., Rebecchi A. 2015–2018 Regional prevention plan of Lombardy (Northern Italy) and sedentary prevention: Across-sectional strategy to develop evidence-based programmes // Epidemiologia e Prevenzione. 2016. Vol. 40, Issue 3–4. P. 243–248.

32. Helseth S. A., Frazier S. L. Peer-Assisted Social Learning for Diverse and Low-Income Youth: Infusing Mental Health Promotion Into Urban After-School Programs // Administration and Policy in Mental Health and Mental Health Services Research. 2018. 1 March. Vol. 45, Issue 2. P. 286–301.

33. Sieving R. E., Allen M. L., Galvan A., Rodriguez-Hager R., Beckman K., Castillo M., Gadea A., Jimbo-Llapa F., Porta C., Svetaz M. V. Encuentro: Feasibility, Acceptability, and Outcomes of a Culturally Tailored Teen–Parent Health Promotion Program // Health Promotion Practice. 2017. 1 September. Vol. 18, issue 5. P. 751–762.

34. Loureiro M. I. G., Freudenberg N. Engaging municipalities in community capacity building for childhood obesity control in urban settings // Family Practice. 2012. Vol. 29, issue SUPPL. P. 24–30.

35. Polo-Oteyza E., Ancira-Moreno M., Rosel-Pech C., Sánchez-Mendoza M. T., Salinas-Martínez V., Vadillo-Ortega F. An intervention to promote physical activity in Mexican elementary school students: Building public policy to prevent noncommunicable diseases // Nutrition Reviews. 2017. 1 January. Vol. 75. P. 70–78.

36. Green G., Jackisch J., Zamaro G. Healthy cities as catalysts for caring and supportive environments // Health Promotion International. 2015. Vol. 30. P. 99–107.

37. Кокаева И. Ю. Формирование ресурса здоровья младших школьников в условиях регионального образовательного пространства: монография / под ред. Б. А. Тахохова. Владикавказ: СОГПИ, 2010. 214 с.

38. Галимова Л. И. Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности // Вестник Казанского технического университета. 2009. № 5. С. 125–127.

39. Деменчук П. Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования // Интеграция образования. 2013. № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyyklaster-kak-institutsionalnaya-sistema-integratsii-obrazovaniya (дата обращения: 17.04.2019).

40. Екимова Н. В., Мироненко Н. В. Кластерный подход в образовании // Образование и общество. 2011. № 5 (70). С. 74–77.

41. Киселев Н. Р. Образовательные кластеры как способ организации качественной профессиональной подготовки молодежи // Совет ректоров. 2010. № 12. С. 32–36.

42. Красноруцкая Н. Г. Образовательный кластер в инновационной структуре региональной системы профессионального образования // Интернет-форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» [ЭлектронTD( )Tj/. ресурс]. Режим доступа: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0–41 (дата обращения: 25.04.2019).

43. Мелекесов Г. А., Ерофеева Н. Е. Образовательный кластер подготовки педагогических кадров // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2014_3/18.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

44. Михайлова М. В., Салаева А. Л. Кластерный подход в управлении образованием и культурой: положительный опыт российских регионов // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города: материалы научно-практической конференции. 19 декабря 2014 года. Чебоксары. С. 74–80.

45. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань: Школа, 2010. 102 с.

46. Batagan L., Boja С., Cristian I. Intelligent educational systems, support for an education cluster // Proceedings of the 5th European conference on European computing conference. World Scientific and Engineering Academy and Society (WSEAS). 2011. P. 468–473.

47. Chikoko V. The school cluster system as an innovation: Perceptions of Zimbabwean teachers and school heads // Africa Education Review. 2007. № 4(1). P. 42–57.

48. Dittmar F., Mendelsohn J., Ward V. The School Cluster System in Namibia. Windhoek, 2002.

49. Mphahlele L. K. School Cluster System: A Qualitative Study on Innovative Networks for Teacher Development // Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 47. P. 340–343.

50. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки: монография. Москва: Наука, 1978. 391 с.

51. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Российской акад. наук; гл. ред. В. С. Степин. Москва: Мысль, 2001 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1880.html (дата обращения: 15.05.2019).

52. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Москва: Директ-Медиа, 2008 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://litra.pro/motivaciya-ilichnostj/maslou-abraham/read# (дата обращения: 20.05.2019).

53. Мурзина И. Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал: монография. Москва: Перо, 2014. 197 с.

54. Игумнова Е. А. Системный подход как методологическая основа исследования регионального образовательного пространства // Вопросы современной науки и практики. 2011. № 3 (34). С. 123–130.

55. Леонова О. А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация // Педагогика. 2008. № 6. С. 36–41.

56. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: монография. Москва: МАКС Пресс, 2014. 100 с.

57. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства // Мир психологии. 2007. № 3. С. 105–110.

58. Мануйлов Ю. С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15, № 5. С. 83–84.

59. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 12–18.

60. Давыдова Н. Н., Дорожкин Е. М., Федоров В. А. Научно-образовательные сети: теория, практика: монография / под науч. ред. В. А. Федорова. Екатеринбург: РГППУ, 2016. 481 с.


Для цитирования:


Федоров В.А., Чедов K.В. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства. Образование и наука. 2019;21(9):186-220. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-186-220

For citation:


Fedorov V.A., Chedov K.V. The Actualisation of Regional Capacity Educational Space Based on Cluster Interaction: The Aspect of Formation of Training Health Culture. The Education and science journal. 2019;21(9):186-220. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-186-220

Просмотров: 283


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)