Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-167-188
Аннотация
Введение. Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из критериев цивилизованности государства и нравственного состояния общества. В последние годы в России активно принимаются меры по обеспечению доступности таким гражданам образовательной и культурно-досуговой среды, ее объектов и услуг, благодаря чему возрастает, в частности, число людей с ОВЗ, участвующих в различных экскурсионно-просветительских мероприятиях. Однако эта тенденция порождает потребность в педагогических технологиях и создании педагогических условий для работы с экскурсантами и туристами, нуждающимися в дополнительном внимании и сопровождении.
Цели статьи – рассмотреть деятельность экскурсоводов с позиций ее педагогической составляющей и выяснить степень психолого-педагогической готовности работников экскурсионно-туристического сервиса к обслуживанию людей с ОВЗ и успешному, продуктивному коммуницированию с ними.
Методология и методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, статистические методы, опрос и включенное наблюдение. Кроме результатов опроса, изучению подвергались вторичные данные из открытых источников и информационных баз.
Результаты и научная новизна. Обобщение имеющихся подходов к трактовке понятия «готовность специалиста» позволило уточнить сущность профессиональной готовности. Сформулировано авторское определение психолого-педагогической готовности экскурсовода к работе с людьми с ОВЗ как качественной характеристики профессионала, отражающей взаимосвязь между его внутренними, личностными установками на деятельность такого рода и способностью оказывать эффективное воспитательно-развивающее воздействие, используя средства и потенциал экскурсии как формы непрерывного обучения. Описана специфика экскурсионно-познавательного туризма инвалидов и лиц с особыми образо вательными потребностями. На основе анализа результатов эмпирических изысканий по обсуждаемой проблеме установлено, что у большинства экскурсоводов не сформированы необходимые профессиональные навыки, умении и целеполагание относительно взаимодействия с различными категориями клиентов с ОВЗ. Педагогические аспекты подобной деятельности не представлены в теории и практике профессиональной подготовки / переподготовки кадров для туристической сферы. Сделан вывод о том, что методики обучения в вузах и системе повышения квалификации специалистов-экскурсоводов нуждаются в доработке и совершенствовании с целью максимальной реализации педагогической функции культуроориентированного туризма. Даны рекомендации по включению педагогической компоненты в содержание учебного материала, предназначенного для освоения будущими и действующими экскурсоводами, и в учебные планы соответствующих специальностей.
Практическая значимость. Материалы и выводы исследования, по мнению авторов, будут полезны при решении теоретических и прикладных задач в области педагогики экскурсионной деятельности, а также могут быть использованы при обучении социальных работников иных профилей.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ЗаславскаяРоссия
Заславская Ольга Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, заведующий кафедрой «Теория и методика образования»
Тула
А. С. Малафий
Россия
Малафий Александра Сергеевна – доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства»
Тула
Список литературы
1. Ozogul G., Baran G. G. Accessible tourism: the golden key in the future for the specialized travel agencies // Journal of Tourism Futures. 2016. № 2 (1). P. 79–87.
2. Rabontu C. I. The accessibility of persons with disabilities in Romanian tourism // Revista de Turism-Studii si Cercetari in Turism. 2018. № 25. P. 32–37.
3. Gassiot M. A., Prats L., Coromina L. The perceived value of accessibility in religious sites – Do disabled and non-disabled travellers behave differently? // Tourism Review. 2016. № 71 (2). P. 105–117.
4. Portner M. Ernstnehmen, Zutrauen, Verstehen. Stuttgart: Klett-Cotta, 1996. P. 36–38.
5. Portner M. Brucken bauen. Stuttgart: Klett-Cotta, 2018. 249 p.
6. Малафий А. С. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики: сборник материалов международной научно-практической конференции, 3–4 октября 2018 г. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. С. 433–437.
7. Gillovic B., McIntosh A. Stakeholder perspectives of the future of accessible tourism in New Zealand // Journal of Tourism Futures. 2015. № 1 (3). Р. 223–239.
8. Kastenholz E., Eusebio C., Figueiredo E. Contributions of tourism to social inclusion of persons with disability // Disability & Society. 2015. № 30 (8). P. 1259–1281.
9. Mesquita S., Carneiro M. J. Accessibility of European museums to visitors with visual impairments // Disability & Society. 2016. № 31(3). Р. 373–378.
10. Tomej K. Accessible and Equitable Tourism Services for Travelers with Disabilities: From a Charitable to a Commercial Footing // Corporate Sustainability and Responsibility in Tourism. Cham: Springer, 2019. Р. 65–78.
11. McKercher B., Darcy S. Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities // Tourism Management Perspectives. 2018. № 26. Р. 59–66.
12. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students' readiness for professional activities in the educational environment // Rural Environment. Education. Personality. 2014. № 7. P. 29–41.
13. Baltusite R. Readiness for pedagogical activity indicators and methodology // International Scientific Conference, ATEE Spring University, 20 Years for Sustainable Development: Learning from Each Other, Lithuania, Vilnuis, 2012. May 3–5. P. 205–210.
14. Ковалев А. Г. Психология личности. Москва: Просвещение, 1970. 311 с.
15. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 254 с.
16. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 42–49.
17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 208 c.
18. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во «Университетское», 1976. 176 с.
19. Гильмеева Р. Х. Профессиональное развитие учителя в современных условиях: монография. Казань: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, 1996. 103 с.
20. Деркач А. А., Водопьянов Д. А. Теоретические основы психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной деятельности// Акмеология. 2017. № 2. С. 7–13.
21. Кирилова С. А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (12). С. 138–144.
22. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Москва: Советский спорт, 2007. С. 216.
23. Богданова А. Д. Модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-professionalnoy-perepodgotovki-ekskursovodov-dlya-raboty-s-inostrannymi-turistami-na-angliyskomyazyke (дата обращения: 10.03.2019).
24. Жаркова У. А. Самоидентификация профессионального экскурсовода: мотивы и средства // Вестник ЧелГУ. 2013. № 37 (328) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoidentifikatsiya-professionalnogo-ekskursovoda-motivy-i-sredstva (дата обращения: 15.03.2019).
25. Калугина Т. В. Формирование сильной языковой личности экскурсовода (на материале Республики Крым) // Вестник ЧелГУ. 2019. № 1 (423) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-silnoy-yazykovoy-lichnosti-ekskursovoda-na-materiale-respubliki-krym (дата обращения: 10.03.2019).
26. Мулькова Е. С. Педагогический аспект экскурсионной деятельности // Царскосельские чтения. 2011. № 15. C. 206–209.
27. Симонова М. М. Гуманитарные проблемы в организации экскурсионной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 12. С. 45–49.
28. Пономарева И. Ю., Малафий А. С., Петровичев В. М. Туризм как средство социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями: монография. Тула: ТулГУ, 2013. 62 с.
29. Малафий А. С., Танкиева Т. А. Совершенствование правовой политики в области туризма для людей с ограниченными физическими возможностями // Известия ТулГУ. 2012. № 3. С. 248–256.
30. Ваньшин С. Н. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: методическое пособие. Москва: ГДМ, 2013. 100 с.
31. Заславская О. В. Профессиональная личность педагога: подданный норматива или гражданин профессии? // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: Материалы международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18–19 октября 2018 г., г. Москва) / под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. Москва: Педагогический поиск, 2018. С. 456–461.
Рецензия
Для цитирования:
Заславская О.В., Малафий А.С. Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Образование и наука. 2019;21(10):167-188. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-167-188
For citation:
Zaslavskaya O.V., Malafiy A.S. Psychological and pedagogical readiness of a guide to work with disabled people. The Education and science journal. 2019;21(10):167-188. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-167-188