Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Психолого-педагогическая готовность экскурсовода к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-167-188

Texto completo:

Resumen

Введение. Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из критериев цивилизованности государства и нравственного состояния общества. В последние годы в России активно принимаются меры по обеспечению доступности таким гражданам образовательной и культурно-досуговой среды, ее объектов и услуг, благодаря чему возрастает, в частности, число людей с ОВЗ, участвующих в различных экскурсионно-просветительских мероприятиях. Однако эта тенденция порождает потребность в педагогических технологиях и создании педагогических условий для работы с экскурсантами и туристами, нуждающимися в дополнительном внимании и сопровождении.

Цели статьи – рассмотреть деятельность экскурсоводов с позиций ее педагогической составляющей и выяснить степень психолого-педагогической готовности работников экскурсионно-туристического сервиса к обслуживанию людей с ОВЗ и успешному, продуктивному коммуницированию с ними.

Методология и методы. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, статистические методы, опрос и включенное наблюдение. Кроме результатов опроса, изучению подвергались вторичные данные из открытых источников и информационных баз.

Результаты и научная новизна. Обобщение имеющихся подходов к трактовке понятия «готовность специалиста» позволило уточнить сущность профессиональной готовности. Сформулировано авторское определение психолого-педагогической готовности экскурсовода к работе с людьми с ОВЗ как качественной характеристики профессионала, отражающей взаимосвязь между его внутренними, личностными установками на деятельность такого рода и способностью оказывать эффективное воспитательно-развивающее воздействие, используя средства и потенциал экскурсии как формы непрерывного обучения. Описана специфика экскурсионно-познавательного туризма инвалидов и лиц с особыми образо вательными потребностями. На основе анализа результатов эмпирических изысканий по обсуждаемой проблеме установлено, что у большинства экскурсоводов не сформированы необходимые профессиональные навыки, умении и целеполагание относительно взаимодействия с различными категориями клиентов с ОВЗ. Педагогические аспекты подобной деятельности не представлены в теории и практике профессиональной подготовки / переподготовки кадров для туристической сферы. Сделан вывод о том, что методики обучения в вузах и системе повышения квалификации специалистов-экскурсоводов нуждаются в доработке и совершенствовании с целью максимальной реализации педагогической функции культуроориентированного туризма. Даны рекомендации по включению педагогической компоненты в содержание учебного материала, предназначенного для освоения будущими и действующими экскурсоводами, и в учебные планы соответствующих специальностей.

Практическая значимость. Материалы и выводы исследования, по мнению авторов, будут полезны при решении теоретических и прикладных задач в области педагогики экскурсионной деятельности, а также могут быть использованы при обучении социальных работников иных профилей. 

De los autores

О. Заславская
Тульский государственный университет
Russian Federation


А. Малафий
Тульский государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Ozogul G., Baran G. G. Accessible tourism: the golden key in the future for the specialized travel agencies // Journal of Tourism Futures. 2016. № 2 (1). P. 79–87.

2. Rabontu C. I. The accessibility of persons with disabilities in Romanian tourism // Revista de Turism-Studii si Cercetari in Turism. 2018. № 25. P. 32–37.

3. Gassiot M. A., Prats L., Coromina L. The perceived value of accessibility in religious sites – Do disabled and non-disabled travellers behave differently? // Tourism Review. 2016. № 71 (2). P. 105–117.

4. Portner M. Ernstnehmen, Zutrauen, Verstehen. Stuttgart: Klett-Cotta, 1996. P. 36–38.

5. Portner M. Brucken bauen. Stuttgart: Klett-Cotta, 2018. 249 p.

6. Малафий А. С. Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики: сборник материалов международной научно-практической конференции, 3–4 октября 2018 г. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. С. 433–437.

7. Gillovic B., McIntosh A. Stakeholder perspectives of the future of accessible tourism in New Zealand // Journal of Tourism Futures. 2015. № 1 (3). Р. 223–239.

8. Kastenholz E., Eusebio C., Figueiredo E. Contributions of tourism to social inclusion of persons with disability // Disability & Society. 2015. № 30 (8). P. 1259–1281.

9. Mesquita S., Carneiro M. J. Accessibility of European museums to visitors with visual impairments // Disability & Society. 2016. № 31(3). Р. 373–378.

10. Tomej K. Accessible and Equitable Tourism Services for Travelers with Disabilities: From a Charitable to a Commercial Footing // Corporate Sustainability and Responsibility in Tourism. Cham: Springer, 2019. Р. 65–78.

11. McKercher B., Darcy S. Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities // Tourism Management Perspectives. 2018. № 26. Р. 59–66.

12. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students' readiness for professional activities in the educational environment // Rural Environment. Education. Personality. 2014. № 7. P. 29–41.

13. Baltusite R. Readiness for pedagogical activity indicators and methodology // International Scientific Conference, ATEE Spring University, 20 Years for Sustainable Development: Learning from Each Other, Lithuania, Vilnuis, 2012. May 3–5. P. 205–210.

14. Ковалев А. Г. Психология личности. Москва: Просвещение, 1970. 311 с.

15. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 254 с.

16. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 42–49.

17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 208 c.

18. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во «Университетское», 1976. 176 с.

19. Гильмеева Р. Х. Профессиональное развитие учителя в современных условиях: монография. Казань: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, 1996. 103 с.

20. Деркач А. А., Водопьянов Д. А. Теоретические основы психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной деятельности// Акмеология. 2017. № 2. С. 7–13.

21. Кирилова С. А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57 (12). С. 138–144.

22. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Москва: Советский спорт, 2007. С. 216.

23. Богданова А. Д. Модель профессиональной переподготовки экскурсоводов для работы с иностранными туристами на английском языке // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-professionalnoy-perepodgotovki-ekskursovodov-dlya-raboty-s-inostrannymi-turistami-na-angliyskomyazyke (дата обращения: 10.03.2019).

24. Жаркова У. А. Самоидентификация профессионального экскурсовода: мотивы и средства // Вестник ЧелГУ. 2013. № 37 (328) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoidentifikatsiya-professionalnogo-ekskursovoda-motivy-i-sredstva (дата обращения: 15.03.2019).

25. Калугина Т. В. Формирование сильной языковой личности экскурсовода (на материале Республики Крым) // Вестник ЧелГУ. 2019. № 1 (423) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-silnoy-yazykovoy-lichnosti-ekskursovoda-na-materiale-respubliki-krym (дата обращения: 10.03.2019).

26. Мулькова Е. С. Педагогический аспект экскурсионной деятельности // Царскосельские чтения. 2011. № 15. C. 206–209.

27. Симонова М. М. Гуманитарные проблемы в организации экскурсионной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 12. С. 45–49.

28. Пономарева И. Ю., Малафий А. С., Петровичев В. М. Туризм как средство социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями: монография. Тула: ТулГУ, 2013. 62 с.

29. Малафий А. С., Танкиева Т. А. Совершенствование правовой политики в области туризма для людей с ограниченными физическими возможностями // Известия ТулГУ. 2012. № 3. С. 248–256.

30. Ваньшин С. Н. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: методическое пособие. Москва: ГДМ, 2013. 100 с.

31. Заславская О. В. Профессиональная личность педагога: подданный норматива или гражданин профессии? // Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве: Материалы международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18–19 октября 2018 г., г. Москва) / под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. Москва: Педагогический поиск, 2018. С. 456–461.


Recensión

Para cita:


Zaslavskaya O.V., Malafiy A.S. Psychological and pedagogical readiness of a guide to work with disabled people. The Education and science journal. 2019;21(10):167-188. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-167-188

Número de consultas: 1113


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)