О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ ПЕДАГОГИКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-19-30
Аннотация
Встатье говорится онеобходимости систематизации понятий педагогики. Автор считает, что, пришло время дополнить принцип плюрализма, который главенствовал в педагогике в период накопления научных фактов и стал причиной появления многочисленных разнообразных толкований образования как социального явления, требованием соответствия теоретических конструктов положениям и постулатам общей методологической базы. В качестве таковой предлагается человеко- ориентированная системно-синергетическая методология, которая могла бы объединить результаты разрозненных исследований в целостное, полнокровное научное направление.
Поскольку в любой теории существует фундаментальный терминологический аппарат, в статье подробно рассмотрены понятия «образование человека» и«образовавшийся ресурс человека», характеризующие, с точки зрения автора, ядро педагогики. Показано, что данные понятия имеют сложную структуру. «Образование человека» включает такие компоненты, как обучение, воспитание и самообразование, которые, в свою очередь, распадаются на более частные составляющие. К элементам «образовавшегося личного ресурса» (пополненного благодаря образованию) относятся знания, умения, присвоенные в ходе образования ценности, сформировавшаяся субъектность, а также качественные показатели здоровья индивида.
Ключевые термины педагогики, с помощью которых описываются явления, касающиеся процесса образования, можно представить в виде трехуровневой системы, где на первом уровне располагаются понятия, характеризующие виды образования; на втором – находится группа понятий, связанных с видами образовавшегося ресурса человека; на третьем – система обобщенных понятий, объединяющих два предыдущих уровня и отражающих их бинарные отношения. Предлагаемый конструкт упорядочения понятийного аппарата педагогики, выстроенный в соответствии с универсальными правилами систематизации объектов любой природы, вносит определенность в теоретические представления об образовании человека.
Об авторе
Г. Н. СериковРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования Южно-Уральского государственного университета
Список литературы
1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. М.: Академия естествознания, 2010. 340 с.
2. Загвязинский В. И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 1999. No 1. С. 34–36.
3. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова, 2002. 126 с.
4. Котлярова И. О. Инновационные образовательные системы // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. Вып. 15, No 13 (113). 2008. С. 12–24.
5. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: моногр. Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1999. 242 с.
6. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека: моногр. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
7. Сериков Г. Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований. М.: Владос, 2005. 440 с.
8. СериковГ.Н.Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. Вып. 10, No 36 (212). 2010. С. 9–17.
9. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма и личностно- ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. М.: Магистр-Пресс, 1999. 267 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сериков Г.Н. О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ ПЕДАГОГИКИ. Образование и наука. 2013;1(4):19-30. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-19-30
For citation:
Serikov G.N. Systemizing the Pedagogic Concepts. The Education and science journal. 2013;1(4):19-30. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-19-30