Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов и уровня их готовности к онлайн-образованию: контекстуальное исследование на примере университетского обучения в Саудовской Аравии

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-89-109

Полный текст:

Аннотация

Введение. Хорошо известно, что эффективность обучения студентов в режиме онлайн во многом зависит от их навыков и умений взаимодействовать с цифровой образовательной средой. Вместе с тем в научных публикациях последнего времени заметно смещение акцента с традиционной точки зрения о приоритетности формирования компетентности обучающихся в использовании учебных информационно-коммуникационных технологий на другие аспекты онлайн-образования, в том числе психометрические.

Целью изложенного в статье исследования было изучение влияния эмоционального интеллекта студентов на их готовность успешно осваивать университетские программы в онлайн-формате.

Методы и методики. Основным инструментарием предпринятого изыскания служил анкетный опрос, в ходе которого для измерения выделенных характеристик обучающихся использовались «Шкала эмоционального интеллекта» (EIS) и «Шкала готовности к онлайн-обучению» (OLRS). Обработка полученных эмпирических данных производилась с привлечением метода однофакторного дисперсионного анализа ANOVA (analysis of variance) и t-теста равных дисперсий.

Результаты и научная новизна. Всего в анкетировании приняли участие 340 саудовских студентов Северного пограничного университета (Арар), обучающихся на четырех факультетах: фармацевтическом, информационных технологий (ИТ), фундаментальных наук и гуманитарных наук. Выборка испытуемых была случайной, полностью ответили на вопросы только 208 респондентов. В качестве одной из ключевых переменных рассматривался пол учащихся. Выяснилось, что уровень эмоционального интеллекта у студенток выше, чем у их сокурсников мужского пола, этим в конечном счете была обусловлена лучшая готовность девушек к онлайн-обучению. Анализ данных опроса показал дисперсию между измеряемыми характеристиками респондентов в зависимости от профиля специализации. Большие способности к онлайн-обучению, более выраженные умения и навыки самоконтроля и компьютерной самоэффективности продемонстрировали представители факультетов «ИТ» и «Фармацевтика», в сравнении со студентами двух других факультетов. Зафиксированный у испытуемых уровень самоэффективности онлайн-общения был не столь значимым. Однако у респондентов всех четырех факультетов выявлена устойчивая повышенная мотивация к самостоятельной учебной онлайн-деятельности. Достоверно установлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта коррелирует с готовностью к подобной форме работы.
Обнаружилось, что учащиеся далеко не всегда могут самостоятельно четко обозначить свои образовательные потребности и разобраться, не прибегая к сторонней помощи, в новом арсенале средств обучения, их адекватном применении и качестве. Кроме того, весьма важен эмоциональный настрой на учебу в режиме онлайн. Поэтому, для того чтобы сделать электронное обучение действенным и результативным, целесообразна предварительная диагностика с учетом психометрических параметров обучающихся, выявлением их ожиданий от онлайн-курсов и оценкой степени их готовности к такому обучению. Для обеспечения его успешности необходимы педагогическое сопровождение процесса становления и развития эмоционального интеллекта и формирование у студентов навыков регулирования своих чувств, которое, по мнению автора публикации, должно стать неотъемлемой частью учебной программы. Намечены критические точки данной деятельности преподавательского состава, которые могут варьироваться в зависимости от требующегося масштаба педагогического вмешательства и специфики направления подготовки.

Практическая значимость. Результаты исследования будут полезны педагогам и администраторам образовательных учреждений, занимающимся разработкой и продвижением технологий дистанционного и смешанного обучения.

Об авторе

А. М. Аленези
Северный пограничный университет
Саудовская Аравия

Ахмед Маджун Аленези – доцент кафедры педагогических технологий педагогического колледжа

Арар



Список литературы

1. Miceli M., Castelfranchi C. Expectancy and emotion. Oxford: OUP; 2014.

2. D’Errico F., Paciello M. Cerniglia L. When emotions enhance students’ engagement in e-learning processes. Journal of e-Learning and Knowledge Society [Internet]. 2016 [cited 2020 Jan 08]; 12 (4): 9–23. Available from: https://www.learntechlib.org/p/173676/

3. D’Amico A. The use of technology in the perception of children’s emotional intelligence: The multimedia program “Developing Emotional Intelligence”. International Journal of Emotional Research. 2018; 10 (1): 47–67.

4. Feidakis M., Daradoumis T., Caballé S., Conesa J. Embedding emotion awareness into e-learning environments. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2014; 9 (7): 39.

5. Artino A. Emotions in online learning environments: Introduction to the special issue. The Internet and Higher Education. 2012; 15 (3): 137–140.

6. Castelfranchi C. Affective appraisal versus cognitive evaluation. Affective interactions: Towards a new generation of computer interfaces. Ed. by Paiva A. Heidelberg: Springer; 2001. p. 76–106.

7. Merrell K. W., Gueldner B. A. Social and emotional learning in the classroom: Promoting mental health and academic success. New York: Guilford Press; 2010.

8. Guarnera M., D’Amico A. Training of attention in children with low arithmetical achievement. Europe’s Journal of Psychology. 2014; 10 (2): 277–90.

9. Barbadet J. Emotion, social theory and social structure. Cambridge: Cambridge University Press; 2019.

10. Durlak J., Weissberg R., Dymnicki A., Taylor R., Schellinger K. The impact of enhancing students’ social and emotional learning: A meta-analysis of school-based universal interventions. Child Development. 2011; 82 (1): 405–432.

11. Jones S., Brush K., Bailey R., Brion-Meisels G., McIntyre J., Kahn J., et al. Navigating SEL from the inside out. Looking inside and across 25 leading SEL programs: A practical resource for schools and host providers. Cambridge MA: Harvard Graduate School of Education; 2017.

12. New vision scale for children – fostering social and emotional learning through technology [Internet]. 2016 [cited 9 Jan 2020]. Available from: http://www3.weforum.org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf

13. D’Amico A., Guastella D. Robotics construction kits: From “objects to think with” to “objects to think and to emote with”. Future Internet. 2018; 10 (2): 21.

14. Jordan K. Initial trends in enrolment and completion of massive open online courses. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014; 15 (1): 133–160.

15. Ferro T. The influence of affective processing in education and training. New Directions for Adult and Continuing Education. 1993; (59): 25–33.

16. Smith P. J. Learning preferences and readiness for online learning. Educational Psychology. 2005; 25 (1): 3–12.

17. Smith P. J., Murphy K. L., Mahoney S. E. Towards identifying factors underlying readiness for online learning: An exploratory study. Distance Education. 2003; 24 (1): 57–67.

18. Lynch MMV. How to be a successful distance learning student: Learning on the internet. New York: Pearson Custom Publishing; 2001.

19. Hung M.-L., Chou C., Chen C.-H., Own Z.-Y. Learner readiness for online learning: Scale development and student perceptions. Computers & Education. 2010; 55 (3): 1080–90.

20. Valtonen T., Kukkonen J., Dillon P., Väisänen P. Finnish high school students’ readiness to adopt online learning: Questioning the assumptions. Computers & Education. 2009; 53 (3): 742–748.

21. Cleveland-Innes M., Campbell P. Emotional presence, learning, and the online learning environment. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2012; 13 (4): 269.

22. Scherer K. R. Psychological models of emotion. Ed. by J. C. Borod. The Neuropsychology of Emotion. New York: Oxford University Press; 2014. p. 137–162.

23. D’Errico F., Poggi I. Social emotions. A challenge for sentiment analysis and user models. Emotions and personality in personalized services. Ed. by Tkalcic M., De Carolis B., de Gemmis M., Odic A., Košir A. Springer; 2016. p. 13–34.

24. Pekrun R., Goetz T., Frenzel A. C., Barchfeld P., Perry R. P. Measuring emotions in students’ learning and performance: The Achievement Emotions Questionnaire (AEQ). Contemporary Educational Psychology. 2011; 36 (1): 36–48.

25. Dirkx J. The power of feelings: Emotion, imagination, and the construction of meaning in adult learning. New Directions for Adult and Continuing Education. 2001; 2001 (89): 63.

26. Frijda N., Manstead A., Bem S. The influence of emotion on beliefs. In: Emotions and Beliefs: How feelings influence thoughts. Cambridge: Cambridge University Press; 2000.

27. Martin B., Briggs L. The affective and cognitive domains: Integration for instruction and research. Englewood Cliffs: Educational Technology Publication; 1986.

28. Neophytou L. Emotional intelligence and educational reform. Educational Review. 2013; 65 (2): 140–54.

29. Mayer J. D, Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? American Psychologist. 2008; 63 (6): 503–17.

30. Liu R.-D., Zhen R., Ding Y., Liu Y., Wang J., Jiang R., et al. Teacher support and math engagement: Roles of academic self-efficacy and positive emotions. Educational Psychology. 2017; 38 (1): 3–16.

31. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin. 2012; 138 (2): 353–87.

32. Martinez M. Key Designs consideration for personalized learning from experience. Ed. by Boud D., Cohen R., Walker D. Using experience for learning, Buckingham: SRHE & Open University Press; 2001. p. 1–8.

33. Wong C.-S., Law K. S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude. The Leadership Quarterly. 2002; 13 (3): 243–74.

34. Çiftci S., Güneş E., Üstündağ M. Attitudes of distance education students towards web based learning – a case study. Procedia – Social and Behavioural Sciences. 2010; 2 (2): 2393–2396.

35. Bao X., Xue S., Kong F. Dispositional mindfulness and perceived stress: The role of emotional intelligence. Personality and Individual Differences. 2015; 78: 48–52.

36. Buzdar M., Ali A., Tariq R. Emotional intelligence as a determinant of readiness for online learning. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2016; 17 (1): 148–158.

37. Communication and Information Technology Commission (CITC). Internet Usage in the Kingdom of Saudi Arabia (Report on Education Sector) [Internet]. 2017 [cited 2020 Jan 08]. Available form: https://www.citc.gov.sa/en/mediacenter/annualreport/Documents/PR_REP_013Eng.pdf

38. Berenson R., Boyles G., Weaver A. Emotional intelligence as a predictor of success in online learning. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2008; 9 (2): 1–17.

39. Aliakbari M., Abol-Nejadian R. Trait emotional intelligence and learning styles: The case of Iranian English for academic purposes learners. Educational Psychology. 2013; 35 (7): 779–793.

40. Chung S., McBride A. Social and emotional learning in middle school curricula: A service learning model based on positive youth development. Children and Youth Services Review. 2015; 53: 192–200.

41. Abdolrezapour P., Tavakoli M. The relationship between emotional intelligence and EFL learners’ achievement in reading comprehension. Innovation in Language Learning and Teaching. 2012; 6 (1): 1–13.

42. Bar-On R., Maree K., Elias M. Educating people to be emotionally intelligent. Westport, Conn.: Praeger Publishers; 2007.

43. Wong C.-S., Law K. S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude: An exploratory study. The Leadership Quarterly. 13 (3): 243–274.


Для цитирования:


Аленези А.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов и уровня их готовности к онлайн-образованию: контекстуальное исследование на примере университетского обучения в Саудовской Аравии. Образование и наука. 2020;22(4):89-109. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-89-109

For citation:


Alenezi A.M. The relationship of students’ emotional intelligence and the level of their readiness for online education: A contextual study on the example of university training in Saudi Arabia. The Education and science journal. 2020;22(4):89-109. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-89-109

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)