Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Эволюция ЕГЭ и ее влияние на математическую подготовку школьников

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-9-36

Texto completo:

Resumen

Введение. Наблюдающееся в течение длительного времени снижение уровня российского общего математического образования подтверждается международными исследованиями, результатами международных математических олимпиад детей и подростков, итогами выпускных школьных и вступительных вузовских испытаний, неудовлетворительным качеством подготовки студентов-первокурсников. Педагоги-математики и многие ученые склонны связывать ухудшение математических знаний учащихся с введением в стране единого государственного экзамена – ЕГЭ.

Цель представленного в публикации исследования – выявление закономерностей в многолетних изменениях заданий ЕГЭ по математике и обсуждение содержания и результатов данного экзаменационного тестирования за последние 15 лет его проведения на примере аттестации выпускников школ Омской области.

Методология и методы. Работа проводилась на основе системного подхода с применением методов статистического и сравнительного ретроспективного анализа.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены динамика трансформации содержания итогового школьного экзамена по математике после введения ЕГЭ, эволюция / инволюция включаемых в него заданий и влияние этих процессов и предлагаемых контрольно-измерительных материалов (КИМов) на качество математических знаний потенциальных студентов вузов. Внимание авторов было сосредоточено, прежде всего, на заданиях ЕГЭ, требующих развернутых, обоснованных решений и ответов (заданиях, объединявшихся в тестах до 2015 г. под названием «Часть С»). Сравнение подобных заданий на традиционном выпускном экзамене в средней школе 2000 г. и письменном вступительном экзамене одного из омских вузов того же года с задачами профильного ЕГЭ-2019 позволило выявить устойчивые негативные тенденции в математической подготовке школьников. Выпускники общеобразовательных учреждений из года в год демонстрируют примерно одинаковые скромные успехи выполнения указанных алгебраических заданий ЕГЭ, хотя они перманентно упрощаются и не отличаются разнообразием. У геометрических задач, которые вовсе плохо решаются экзаменующимися, напротив, сохраняется неоправданно высокий уровень сложности. Однако ввиду нелинейной шкалы оценивания эти задания, равно как и некоторые другие, предполагающие развернутое решение, можно не делать, поскольку и без них для многих учащихся сегодня вполне реально набрать сумму баллов, достаточную для зачисления в вуз, где профильный ЕГЭ по математике засчитывается в качестве вступительного экзамена. Но даже существенное понижение планки оценивания удовлетворительных знаний при отсутствии хороших учителей, тщательно продуманной школьной программы и качественных учебников не дает шансов выпускникам сельских школ получить высшее образование и подняться по социальной лестнице.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для коррекции заданий ЕГЭ разработчиками КИМов, изменения акцентов обучения математике школьными учителями, преподавателями курсов и методистами.

De los autores

А. Котюргина
Омский государственный технический университет
Russian Federation


Е. Федорова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Russian Federation


В. Николаев
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Russian Federation


Ю. Никитин
Омский государственный медицинский университет
Russian Federation


Referencias

1. Шмараева Е. В. Российская школа хуже средней в мире: почему так и что делать. Все, что нужно знать о рейтинге PISA и низком месте России в нем [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://mel.fm/reyting/9754061-low_rating (дата обращения: 29.07.2019)

2. Чошанов М. А. Образование и национальная безопасность: системные ошибки в математическом образовании Росссии и США // Образование и наука. 2013. № 8 (107). C. 14-31.

3. Арнольд В. И. Антинаучная революция и математика. 2004 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/amold_anti/ (дата обращения: 29.07.2019)

4. Садовничий В. А. Уровень школьного образования падает во всем мире [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20110208/331783413.html (дата обращения: 29.07.2019)

5. Марков А. В. Гены, способствующие получению хорошего образования, отсеиваются отбором [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ele-menty.ru/novosti_nauki/432918/Geny_sposobstvuyushchie_polucheniyu_kho-roshego_obrazovaniya_otseivayutsya_otborom (дата обращения: 29.07.2019)

6. Абрамов А. М. Забытый юбилей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://bankir.ru/publikacii/20120302/zabytyi-yubilei-10001318/ (дата обращения: 29.07.2019)

7. Шарыгин И. Ф. Что плохого в тестах? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_614.html (дата обращения: 29.07.2019)

8. Шарыгин И. Ф. ЕГЭ - путь к катастрофе [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://mccme.ru/edu/index.php?ikey=shar_ege02 (дата обращения: 29.07.2019)

9. Ященко И. В., Семенов А. В., Высоцкий И. Р. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fipi.ru/sites/default/fi-les/document/1425993087/metod_rek_matematika.pdf (дата обращения: 29.07.2019)

10. Киселев С. Г., Нуриева Л. М. ЕГЭ и анализ качества обучения математике // Образование и наука. 2008. № 6 (54). С. 11-24.

11. Иванов А. В. ЕГЭ или образование - третьего не дано [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://netreforme.org/news/ege-ili-obrazovanie-tretego-ne-dano/ (дата: обращения 29.07.2019)

12. Иванов А. П. Недостатки современных форматов ОГЭ и ЕГЭ и их негативное влияние на качество математического образования // Педагогическая диагностика. 2016. № 6. С. 32-40 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://moip.viperson.ru/articles/nedostatki-sovremennyh-formatov-oge-i-ege-i-ih-negativnoe-vliyanie-na-kachestvo-matematicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.07.2019)

13. Неретин Ю. А. ЕГЭ и агония математики в школе // Математическое образование. 2016. № 4 (80). С. 2-14 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=mo&pape-rid=583&option_lang=rus (дата обращения: 29.07.2019)

14. Рукшин С. Е. 20 лет реформ нанесли сокрушительные удары по всем ступеням российского образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://kprf-kchr.ru/?q=node/13784 (дата обращения: 29.07.2019)

15. Шарыгин И. Ф. Нужна ли школе 21-го века Геометрия? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.shevkin.ru/stat-i-podrobnee/i-f-shary-gin-nuzhna-li-shkole-21-go-veka-geometriya/ (дата обращения: 29.07.2019)

16. Садовничий А. В. Математика в Московском университете: взгляд математика и ректора // Математика в высшем образовании. 2015. № 13. С. 31-40.

17. Куланин Е. Д., Норин В. П., Федин С. Н., Шевченко Ю. А. 3000 конкурсных задач по математике. 5-е изд., испр. Москва: Айрис-пресс, 2003. 624 с.

18. Просвирнина М. А. Почему за рубежом Болонский процесс в системе высшего образования эффективен? / / Законотворчество студенческой молодежи: оценка эффективности действия нормативных правовых актов Российской Федерации: сборник научных трудов. Екатеринбург, 2018. С. 172-187.

19. Болотов В. А. Вальдман И. А. Как обеспечить эффективное использование результатов оценки образовательных достижений школьников // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 41-51.

20. Капуза А. В., Керша Ю. Д., Захаров А. Б., Хавенсон Т. Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России // Вопросы образования, 2017. № 4. С. 10-35.

21. Khavenson T., Carnoy M. The Unintended and Intended Academic Consequences of Educational Reforms: The Cases of Post-Soviet Estonia, Latvia and Russia // Oxford Review of Education. 2016. Vol. 42, № 2. P. 178-199.


Recensión

Para cita:


Kotyurgina A.S., Fedorova E.I., Nikolaev V.B., Nikitin Yu.B. Evolution of the Unified State Exam and its Effect on Students’ Mathematical Preparation. The Education and science journal. 2020;22(5):9-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-9-36

Número de consultas: 1363


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)