Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-67-89

Полный текст:

Аннотация

Введение. В современном обществе наблюдается тенденция существенного ухудшения здоровья подрастающих поколений и увеличения численности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), большинство которых сталкивается с серьезными трудностями во время общения со сверстниками и окружающими людьми. Эта проблема особенно актуальна в связи с введением в практику инклюзивного обучения, которое для России (как и для многих других стран) пока явление новое и малоизученное.

Цель описанного в статье исследования состояла в выявлении и анализе особенностей межличностных отношений дошкольников в условиях инклюзивного образования.

Методы и методики. В работе использовались методы наблюдения, социометрии, проективного рисунка, проблемных ситуаций, статистического анализа данных. В качестве психодиагностического инструментария были задействованы методические разработки и техники «Капитан корабля» (А. А. Романов), «Я и мой друг в детском саду» (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева), «Диагностика развития общения со сверстниками» (И. А. Орлова, В. М. Холмогорова), «Лабиринт» (Л. А. Венгер), «Картинки» (Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина). Обработка результатов производилась с помощью U-критерия Манна - Уитни.

Результаты и научная новизна. Специфика взаимодействия детей, развивающихся в соответствии с нормой, и детей с ОВЗ изучалась на примере контактов воспитанников частного дошкольного учреждения, осуществляющего инклюзивную деятельность. Установлено психологическое неблагополучие дошкольников с ОВЗ в инклюзивных группах детского сада, которое выражается в их низких статусных позициях, обусловленных неразвитостью у них коммуникативных навыков и незрелостью способов решения конфликтных ситуаций. Эти дети чаще всего отвергаются группой сверстников, хотя в отдельных случаях могут быть отнесены и к категории предпочитаемых в играх и общении. Полученные в ходе диагностических мероприятий данные свидетельствуют о том, что у детей с отклонениями в развитии нередко отсутствуют интерес к здоровым ровесникам, стремление к взаимодействию с ними, ответные реакции на их инициативы. Не подтвердилась гипотеза, согласно которой у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ межличностные отношения в коллективе будут складываться благоприятнее, чем в младшем дошкольном возрасте.

Теоретическая ценность проведенной работы состоит в обогащении специальной психологии и педагогической науки в области инклюзии дополнительными знаниями о роли сверстника в психическом развитии ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Практическая значимость. Сформулированы рекомендации, которые помогут специалистам дошкольных образовательных учреждений гармонизировать межличностные отношения воспитанников, имеющих ОВЗ, посредством формирования у них навыков общения и повышения их социометрического статуса. Авторы надеются, что материалы исследования будут полезны воспитателям, педагогам и психологам, работающим в инклюзивной среде.

Об авторах

В. Н. Феофанов
Российский государственный социальный университет
Россия

Феофанов Василий Николаевич - кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана по методической работе факультета психологии.

Москва



Н. П. Константинова
Российский государственный социальный университет
Россия

Константинова Наталия Петровна - кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы факультета социальной работы.

Москва



Ю. А. Королева
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

Королева Юлия Александровна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной психологии.

Оренбург



Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 713 с.

2. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Москва: Владос, 2005. 160 с.

3. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. Москва: Педагогика, 1988. 120 с.

4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста. Москва: Кнорус, 2018. 270 с.

5. Филинова И. Ф. Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями [Электрон. ресурс] / / Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1498-1500. Режим доступа: https://moluch.ru/archi-ve/91/19655/ (дата обращения: 07.04.2019)

6. Кучмаева О. В. Образование детей-инвалидов: статистический аспект // Статистика и Экономика. 2016. № 6. С. 19-24. DOI: https://doi.org/10.21686/2500-3925-2016-6-19-24

7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Москва, 1986.

8. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Москва: АСТ, 2010. 448 с.

9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 320 с.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва: Academia, 2012. 656 с.

11. Веракса А. Н., Веракса Н. Е., Репина Т. А. Социальная психология дошкольника. Москва: Мозаика-Синтез, 2016.

12. Ганошенко Н. И., Рузская А. Г., Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Москва: МОДЭК, МПСИ, 2001. 240 с.

13. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Москва: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.

14. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста. Москва: Academia, 2012. 272 с.

15. Эльконин Д. Б. Детская психология. Москва: Academia, 2011. 384 с.

16. Староверова М. С. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения / / Успехи современной науки и образования. 2016. № 2. С. 112-116.

17. Дуда И. В., Петрик Н. А. Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 14. С. 49-52. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/200/49132/ (дата обращения: 06.04.2019)

18. Гребенникова Г. С. Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями интеллектуального развития в инклюзивной образовательной среде // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции, г. Москва, ноябрь 2015 г. Москва: Буки Веди, 2015. С. 6-8 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8895/ (дата обращения: 06.04.2019)

19. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3. С. 134-136.

20. Bunch G., Valeo A. Student attitudes toward peers with disabilities in inclusive and special education schools // Disability & Society. 2004. Vol. 19, № 1. Р. 61-76.

21. Frostad P., Pijl S. J. Does being friendly help in making friends? The relation between the social position and social skills of pupils with special needs in mainstream education // European Journal of Special Needs Education. 2007. Vol. 22, № 1. P. 15-30.

22. Laushey K. M., Heflin L. J. Enhancing social skills of kindergarten children with autism through the training of multiple peers as tutors // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2000. Vol. 30, № 3. Р. 183-193.

23. Cankar F., Deutsch T., Globacnik B., Pinteric A. Inclusive Education of Blind and Visually Impaired Pupils in Slovenia // Journal of special education and rehabilitation. 2014. Vol. 15, № 3-4. Р. 7-23.

24. Siperstein G. N., Parker R. C., Bardon J. N., Widaman K. F. A national study of youth attitudes toward the inclusion of students with intellectual disabilities // Exceptional Children. 2007. Vol. 73, № 4. Р. 435-455.

25. Kemp C., Carter M. The Social Skills and Social Status of Mainstreamed Students with Intellectual Disabilities // Educational Psychology. 2002. Vol. 22, № 4. Р. 391-411.

26. Rebecca A. S., Jennifer M. A., Erik W. C., Colleen K. M. Attitudes of High School Students toward their Classmates with Severe Disabilities: a Pilot Study // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2016. Vol. 28, № 4. P. 523-538.

27. Abiola O., Olorunfemi O., Samson D., Oluseye A., Omolara O., Titilo-pe A. Attitudes of Students towards Peers with Disability in an Inclusive School in Nigeria // Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal. 2012. Vol. 23, № 3. Р. 65-75.

28. Webster A. A., Carter M. A descriptive examination of the types of relationships formed between children with developmental disability and their closest peers in inclusive school settings // Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2013. Vol. 38, № 1. P. 1-11.

29. Movkebayeva Z., Kabdyrova A., Duzelbayeva A., Denissova I., Tynybaye-va L. Students Attitude towards Co-Education with Disabled People in Higher Education Institutions // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, № 3. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.abacademies.org/artic-les/students-attitude-towards-coeducation-with-disabled-people-in-higher-educa-tion-institutions-6917.html (дата обращения: 06.04.2019).

30. Jeffress M. S. Pedagogy, Disability and Communication: Applying Disability Studies in the Classroom. Oxon, Routledge, 2017. 228 p.

31. Silvestre N., Rom M. Friendship among deaf adolescents attending mainstream secondary schools, in oral communication modes // Educar. 2011. Vol. 47, № 2. P. 341-364.


Для цитирования:


Феофанов В.Н., Константинова Н.П., Королева Ю.А. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования. Образование и наука. 2020;22(5):67-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-67-89

For citation:


Feofanov V.N., Konstantinova N.P., Koroleva J.A. The Peculiarities of Relationships of Disabled Preschoolers with Their Peers under Inclusive Education Conditions. The Education and science journal. 2020;22(5):67-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-67-89

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)