Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Субъективное благополучие старшеклассников, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, как основа готовности к выбору профессии

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-111-131

Аннотация

Введение. Сохранение самобытности и благосостояния коренных малочисленных народов Севера подразумевает сбережение их национально-культурной идентичности, ценностных ориентиров жизнедеятельности, продолжение и развитие традиционных промыслов. К ключевым факторам такого сохранения и защиты от размывания национального достояния относится социально-профессиональное самоопределение подрастающего поколения северян.

Цель исследования, изложенного в статье, состояла в выявлении субъективных оснований для формирования личностной готовности к выбору профессии у старшеклассников, обучающихся и проживающих в условиях Арктики.

Методология и методы. Эмпирическую базу изыскания составили установленные при помощи психодиагностического инструментария данные о субъективном благополучии школьников и готовности их к профессиональному самоопределению. В тестировании этих многофакторных конструктов приняли участие 119 подростков в возрасте 14-17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области и города Тюмени. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением методов сравнительного и корреляционного анализа.

Результаты исследования свидетельствуют о существовании различий во взаимосвязях показателей субъективного благополучия и готовности к профессиональному выбору у старшеклассников, принадлежащих к коренному населению Севера, и их «некоренных» сверстников. Анализ статистической достоверности различий с применением t-критерия Стьюдента показал, что школьники-аборигены обладают более высокой стрессоустойчивостью, стремлением к взрослому поведению и более самостоятельны и оптимистичны в ситуации профессионального самоопределения. Корреляционный анализ обнаружил некоторые преимущества юных представителей коренных жителей Севера перед неавтохтонными ровесниками в преодолении трудностей выбора профессии: первые в отличие от вторых в меньшей степени зависят от показателей субъективного благополучия, а усиление психоэмоционального реагирования организма на неблагоприятные условия жизни лишь повышает их мотивацию к скорейшему профсамоопределению.

Научная новизна. Проведенное исследование расширяет представления о влиянии личностных характеристик и субъективного благополучия на готовность к выбору профессии выпускников общеобразовательных школ, расположенных на арктических территориях.

Практическая значимость. Результаты работы и выводы авторов позволяют более точно и адресно выстроить систему профориентационного сопровождения обучающихся в старших классах представителей коренных малочисленных народов Севера, а также других национальностей, проживающих в суровых климатических зонах.

Об авторах

Г. В. Кухтерина
Тюменский государственный университет
Россия

Кухтерина Галина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства.

Тюмень



Е. А. Соловьева
Тюменский государственный университет
Россия

Соловьева Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства.

Тюмень


Л. В. Федина
Тюменский государственный университет
Россия

Федина Людмила Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства; Researcher ID B-3957-2016.

Тюмень


М. В. Муравьева
Тюменский государственный университет
Россия

Муравьева Марина Витальевна - старший преподаватель кафедры английской филологии и перевода.

Тюмень


Список литературы

1. Poppel B. Well-Being of Circumpolar Arctic Peoples: The Quest for Continuity. In: Estes R., Sirgy M. (eds) The Pursuit of Human Well-Being. International Handbooks of Quality-of-Life. Springer, Cham. 2017. P. 565-605. Available from: DOI: 10.1007/978-3-319-39101-4_17

2. Kruse J., et al. Survey of Living Conditions in the Arctic (SLiCA). In: Moller V., Huschka D., Michalos A. C. (eds) Barometers of Quality of Life Around the Globe. Social Indicators Research Series. Vol. 33. Springer, Dordrecht. 2008.

3. Степанова А. А., Сыманюк Э. Э. Этнокультурный тренинг как фактор профилактики этнической отчужденности личности // Образование и наука. 2019. № 21 (5). С. 157-180. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-158-181 (дата обращения: 23.06.2019)

4. Koptseva N. P., Kirko V. I. The Impact of Global Transformations on the Processes of Regional and Ethnic Identity of Indigenous Peoples Siberian Arctic // Mediterranean Journal of Social Sciences [S. l]. 2015. № 6 (3), S5. Р. 217. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s5p217

5. Hough P. A. International Politics of the Arctic. Routledge. International Politics of the Arctic: Coming in from the Cold by Hough, Peter. Abingdon: Rout-ledge. 2013. 176 p.

6. Громова Н. З. К вопросу о системе ценностей и мотивации коренных малочисленных народов Севера // Образование на Севере: проблемы и перспективы: материалы Международной конференции, Магадан, 11-13 июня 2002 г. Магадан, 2002. С. 53-56.

7. Hossain K. Securitizing the Arctic indigenous peoples: A community security perspective with special reference to the Sami of the European high north // Polar Science. 2016. № 10 (3). P. 415-424. Available from: https://doi.org/10.1016/j.polar.2016.04.010 (date of access: 22.02.2019)

8. Ковешникова Л. Н. Готовность подростков из числа коренных малочисленных народов Севера к взрослой жизни: результаты психолого-педагогического эксперимента / / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 1. С. 67-73.

9. Windchief S., Joseph D. H. The Act of Claiming Higher Education as Indigenous Space: American Indian/Alaska Native Examples // Diaspora, Indigenous, and Minority Education. 2015. 9 (4). Р. 267-283. DOI: 10.1080/15595692.2015.1048853

10. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Образование на Севере как фактор развития коренных малочисленных народов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 253 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10595 (дата обращения: 23.04.2019)

11. Боргояков С. А. Особенности подготовки детей и молодежи малочисленных народов Севера к профессиональному самоопределению // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2018. № 4. С. 42-46 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://platforma-navigator.ru/2018/09/30/osobennosti-podgo-tovki-detej-i-molodezhi-malochislennyh-narodov-severa-k-professionalnomu-sa-moopredeleniju/ (дата обращения: 27.02.2019)

12. Ткачук Н. В. Факторы, влияющие на выбор профессии студентов из числа коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Вестник угроведения. 2011. Т. 2, № 5. С. 85-90.

13. Fouad N. A., Byars-Winston A. M. Cultural Context of Career Choice: Meta-Analysis of Race/Ethnicity Differences / / The Career Development Quarterly. 2005. № 53. Р. 223-233. DOI: 10.1002/j.2161-0045.2005.tb00992.x

14. Боргояков С. А. Молодежь малочисленных народов Севера: образование и выбор профессии // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 10. С. 27-32.

15. Алексеев В. В., Алексеева А. Е. Проблемы адаптации и подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера к учебе в системе высшего профессионального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. 12 (2). С. 125-132.

16. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 96 с.

17. Горохова М. А., Мальцев В. В. Психологическая готовность к выбору профессии старшеклассниками из арктических улусов // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2016 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: <a href=" https://sciencefo-rum.ru/2016/article/2016025720">https://scienceforum.ru/2016/artic-le/2016025720</a> (дата обращения: 01.03.2019)

18. Marcionetti J., Rossier J. The Mediating Impact of Parental Support on the Relationship Between Personality and Career Indecision in Adolescents // Journal of Career Assessment. 2017. 25 (4). Р. 601-615. Available from: https://doi.org/10.1177/1069072716652890 (date of access: 22.02.2019)

19. Кирко В. И., Евсеенко Е. А., Малахова Е. В., Копцева Н. П. Выбор карьеры детьми коренных народов Севера, учащихся в старших классах средней школы Республики Саха (Якутия) / / Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 7 (6). C. 7-25. DOI: 10.15293/2226-3365.1706.01

20. Matengua M., Korkeamakib R.-L., Cleghornc A. Conceptualizing meaningful education: The voices of indigenous parents of young children // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. № 22. Available from: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2018.05.007 (date of access: 04.07.2019)

21. Кухтерина Г. В., Михайлова Е. П. Готовность к выбору профессии и самоотношение у выпускников школы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (7). С. 353-360.

22. Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Булатова О. В., Огороднова О. В., Андреева О. С. Ригидность как психологический индикатор академической мобильности учащейся молодежи Ханты-Мансийского автономного округа -Югры // Вестник угроведения. 2019. № 9 (2). С. 384-395. DOI: 10.30624/2220-4156-2019-9-2-384-395

23. Соловьева Е. А., Волынец Р. И. Профессиональный выбор и стратегии копинг-поведения студентов вузов / / Психолого-педагогические исследования в образовании: теоретический и практический аспект: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: ТОГИРРО, 2015, С. 44-46.

24. Федина Л. В. Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2. С. 61-67. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-61-69

25. Процукович Е. П., Водолазская А. С. Копинг-стратегии больных бронхиальной астмой с разным уровнем субъективного благополучия // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2012. № 43. С. 79-84.

26. Lampropoulou A.. Personality, school, and family: What is their role in adolescents' subjective well-being // Journal of Adolescence. 2018. № 67. Р. 1221. Available from: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.05.013 (date of access: 04.03.2019)

27. Bastaitsab K., Pasteelsab I., Mortelmans D. How do post-divorce paternal and maternal family trajectories relate to adolescents' subjective well-being? // Journal of Adolescence. 2018. № 64. Р. 98-108. Available from: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.02.005 (date of access: 04.03.2019)

28. Maina G., Montserratb C., Andresenc S., Bradshawd J., Bong Joo Leee. Inequality, material well-being, and subjective well-being: Exploring associations for children across 15 diverse countries // Children and Youth Services Review. 2019. № . 97. Р. 3-13. Available from: https://doi.org/10.1016/j.childyo-uth.2017.06.033 (date of access: 21.02.2019)

29. Tian L., Zhao J., Huebner E. S. School-related social support and subjective well-being in school among adolescents: The role of self-system factors // Journal of Adolescence. 2015. № 45. Р. 138-148. Available from: https:// doi.org/10.1016/j.adolescence.2015.09.003

30. Bae S.-M. The relationship between smartphone use for communication, social capital, and subjective well-being in Korean adolescents: Verification using multiple latent growth modeling // Children and Youth Services Review. 2019. № . 96. Р. 93-99. Available from: https://doi.org/10.1016/j.childyo-uth.2018.11.032 (date of access: 18.02.2019)

31. Krok D. The mediating role of optimism in the relations between sense of coherence, subjective and psychological well-being among late adolescents // Personality and Individual Differences. 2015. № 85. Р. 134-139. Available from: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.05.006 (date of access: 18.02.2019)

32. Buckera S., Nuraydinb S., Simonsmeierb Bianca A. , Schneiderb M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis [Internet] // Journal of Research in Personality. 2018. № 74. P. 83-94. Available from: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2018.02.007 (date of access: 18.02.2019)

33. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Институт психотерапии, 2002. 490 с.

34. Kostenius C., Ohrling K. Сhoolchildren from the north sharing their lived experience of health and well-being / / International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2006. № 1 (4). Р. 226-235. DOI: 10.1080/17482620600747485

35. Tachine A. R., Cabrera N. L., Yellow Bird E. Home Away From Home: Native American Students’ Sense of Belonging During Their First Year in College // The Journal of Higher Education. 2017. № 88 (5). Р. 785-807. DOI: 10.1080/00221546.2016.1257322

36. Burnette C. E., Clark C. B., Rodning Ch. B. «Living off the Land»: How Subsistence Promotes Well-Being and Resilience among Indigenous Peoples of the Southeastern United States // Social Service Review. 2018. № 92 (3). Р. 369-400. Available from: https://doi.org/10.1086/699287 (date of access: 18.02.2019)


Рецензия

Для цитирования:


Кухтерина Г.В., Соловьева Е.А., Федина Л.В., Муравьева М.В. Субъективное благополучие старшеклассников, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера, как основа готовности к выбору профессии. Образование и наука. 2020;22(5):111-131. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-111-131

For citation:


Kuhterina G.V., Solov’eva E.A., Fedina L.V., Muravyeva M.V. Subjective Well-Being of High School Students Belonging to Indigenous Peoples of the North as a Basis for Readiness to Choose a Profession. The Education and science journal. 2020;22(5):111-131. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-111-131

Просмотров: 891


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)