Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168

Полный текст:

Аннотация

Введение. Специалисты констатируют неуклонное снижение уровня физического, соматического и психического здоровья студенческой молодежи, обусловленное интенсивной компьютеризацией образовательного пространства, высокими учебными нагрузками, увеличением времени на самоподготовку, переменой социально-бытовой обстановки и нарушениями базовых правил здорового образа жизни. Для предотвращения негативных последствий этих процессов в плане здоровьесбережения и улучшения ситуации возникает необходимость отслеживать и фиксировать тенденции трансформаций качества жизни молодых людей, связанного с их физической активностью, которая выступает важным условием гармоничного развития, особенно в период юношеского онтогенеза.

Цель проведенного авторами статьи исследования заключалась в изучении показателей самочувствия студентов старших курсов технического университета, обучавшихся в разные годы, и определении вектора изменений качества жизни выпускников вуза в зависимости от степени их двигательной активности.

Материалы и методы. При использовании русскоязычной версии международного опросника качества жизни SF-36 (Short Form Health Survey) были поэтапно, с разрывом в семь лет, обследованы студенты (n = 286) Иркутского национального исследовательского технического университета (Россия). В ходе мониторинга задействовался метод анкетирования испытуемых. Сопоставление полученных данных о физическом состоянии учащихся разных поколений производилось методом сравнительного анализа. Достоверность различий показателей определялась посредством расчета параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты и научная новизна. Пролонгированное обследование показало, что, по сравнению с 2012 г., в 2019 г. физическая активность у девушек снизилась на 15,2%, у юношей - на 15,7%; общее состояние здоровья первых ухудшилось на 22,5%, вторых - на 21,3%. Заметно упали значения и таких показателей, как «ролевое функционирование», «интенсивность физической боли», «психическое здоровье», «эмоциональное состояние», «социальная и жизненная активность». Уменьшилось число студентов, соблюдающих рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения нормы недельной двигательной нагрузки. Старшекурсникам, завершившим освоение элективного курса по физической культуре и спорту, свойственна гиподинамия. Эти факты объясняются сокращением количества студентов, мотивированных на ведение здорового образа жизни и регулярно выполняющих физупражнения, что подтвердили анкетные ответы учащихся. Более 21% опрошенных заявили, что считают себя здоровыми и поэтому не испытывают потребности заботиться о своем самочувствии; у 37,4% респондентов не хватает силы воли для поддержки себя в форме, а 33,9% указали на отсутствие времени для занятий физкультурой. Хотя опрошенные высоко оценивали значимость физической активности в повседневной деятельности человека, только 30% посещали спортивные секции и лишь 14% делали утреннюю зарядку. Подчеркивается, что ради сохранения физического и психического здоровья нации валеосбере-жение студентов должно стать приоритетом в вузовской подготовке.

Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для совершенствования педагогических технологий физического воспитания в университетах, составления рекомендаций для самостоятельных занятий студентов, организации профилактики гиподинамии. В совокупности эти меры будут способствовать повышению уровня здоровья и качества жизни будущих специалистов.

Об авторах

М. М. Колокольцев
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

Колокольцев Михаил Михайлович - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры физической культуры.

Иркутск


С. С. Ермаков
Гданьский университет физической культуры и спорта
Польша

Ермаков Сергей Сидорович - доктор педагогических наук, профессор, профессор.

Гданьск



Н. В. Третьякова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Третьякова Наталия Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры.

Екатеринбург



В. Л. Крайник
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Крайник Виктор Леонидович - доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин.

Барнаул



Е. В. Романова
Алтайский государственный университет
Россия

Романова Елена Вениаминовна - кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания.

Барнаул



Список литературы

1. Yang C. B., Dong M. K. A Study of the correlation between teachers’ teaching styles and students’ participation motivation in the physical education / / Journal of Baltic Science Education. 2017. № 16 (2). Р. 199-206.

2. Olafsdottir A. S., Torfadottir J. E., Arngrimsson S. A. Health Behavior and Metabolic Risk Factors Associated with Normal Weight Obesity in Adolescents // PLoS ONE. 2016. № 11 (8). Р. 34-40. Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0161451 (date of access: 14.07.2019)

3. Hortiguela-Alcala D., Perez-Pueyo A., Moncada-Jimenez J. An analysis of the responsibility of physical education students depending on the teaching methodology received // Journal of Physical Education and Sport, 2015. № 15 (2). Р. 202-207. DOI: 10.7752/jpes.2015.02031

4. Абдуллина Л. Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект / / Здоровьесберегающее образование. 2014. № 2. С. 78-82.

5. Pop C. L. Body mass index and body image anxiety in a sample of undergraduate students // Physical Education of Students. 2018. № 22 (2). Р. 77-82. Available from: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0204 (date of access: 14.07.2019)

6. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Здоровье для всех. 2010. № 1. С. 45-50.

7. Третьяков А. А., Дрогомерецкий В. В., Агошков В. В. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13613 (дата обращения: 01.05.2020)

8. Юнацкая Т. А., Турчанинова М. С., Козубенко О. В., Турчанинов Д. В. Психологический компонент качества жизни, связанного со здоровьем подростков и студентов Омской области // Фундаментальные исследования. 2014. № 7. С. 170-173.

9. Ware J. E., Snow K. K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health institute, New England Medical Center. Boston, Mass., 1993. Р. 21-28.

10. Bull F. C., Maslin T. S., Armstrong T. Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ): Nine Country Reliability and Validity Study // Journal of Physical Activity and Health. 2009. № 6. С. 790-804.

11. Сафонова В. Р., Шаламова Е. Ю. Взаимосвязи показателей работоспособности и шкал опросника SF-36 у лиц с разной физической подготовленностью, проживающих в условиях Среднего Приобья // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 487-491 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36839 (дата обращения: 29.07.2019)

12. Billinger S. A., Arena R., Bernhardt J., Eng J. J., Franklin B. A., et al. Physical activity and exercise recommendations for stroke survivors: a statement for healthcare professionals from the American Heart Association. American Stroke Association // Stroke. 2014. Vol. 45, № 8. P. 2532-2553. DOI: 10.1161/STR.0000000000000022

13. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. Москва: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

14. Basset D., Fitzhugh E., Heaz G., Erwin P., Frederick G., Wolff D., et al. Estimated energy expenditures for school-based policies and active living // American Journal of Preventive Medicine, 2013. № 44 (2). P. 108-113. DOI: 10.1016/j.amepre.2012.10.017

15. Moy B., Renshaw I., Davids K. The impact of nonlinear pedagogy on physical education teacher education students’ intrinsic motivation / / Physical Education and Sport Pedagogy. 2016. № 21 (5). Р. 517-538. Available from: https://doi.org/10.1080/17408989.2015.1072506 (date of access: 14.09.2019)

16. Banes C. J. Firefighters' cardiovascular risk behaviors // Workplace Health Saf. 2014. № 62. P. 27-34.

17. Голдаева П. Р., Павленко О. А. Заболеваемость ожирением среди студентов г. Томска // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25920 (дата обращения: 14.04.2018)

18. Talovic M., Mahmutovic I., Jeleskovic E., Sedic D., Haris Alic, Lako-ta R., Ormanovic S., Covic N., Mustafovic E. Quantitative changes of specific motor abilities of students under the influence of regular and additional activitiesin sport and physical education // Port Science International scientific journal of kinesiology. 2015. Vol. 8, iss. 2. P. 34-37.

19. Козлов А. В., Пасько Г. В. Оптимальный двигательный режим как обязательный фактор здорового образа жизни студентов / / Физкультурно-спортивная и воспитательно-патриотическая деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем: материалы IV Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. И. Хромина. Тюмень: ТИУ, 2018. C. 111-113.

20. Гржибовский А. М. Типы данных, проверка распределения и описательная статистика // Экология человека. 2008. № 1. С. 52-58.

21. Сидоров Д. Г. Проблемы формирования здоровьеориентированного процесса образования в вузе // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сборник научных статей / под ред. В. Л. Крайника, П. Г. Воронцова. Барнаул: АлтГПА, 2010. С. 225-230.

22. Колокольцев М. М., Амбарцумян Р. А. Характеристика валеологической установки у юношей Прибайкалья // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 62, т. 4. С. 96-98.

23. Jamali A., Tofangchiha S., Jamali R., Nedjat S., Jan D., Narimani A., Montazeri A. Medical students’ healthrelated quality of life: roles of social and behavioural factors // Med Educ. 2013. Oct. № 47 (10). Р. 1001-1012. DOI: 10.1111/medu.12247

24. Voltmer E., Rosta J., Aasland O. G., Spahn C. Studyrelated health and behavior patterns of medical students: a longitudinal study // Medical Teacher. 2010. № 32 (10). Р. e422-e428.

25. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36-48.


Для цитирования:


Колокольцев М.М., Ермаков С.С., Третьякова Н.В., Крайник В.Л., Романова Е.В. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов. Образование и наука. 2020;22(5):150-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168

For citation:


Kolokoltsev M.M., Iermakov S.S., Tretyakova N.V., Kraynik V.L., Romanova E.V. Physical Activity as a Factor to Improve the Quality of Student Life. The Education and science journal. 2020;22(5):150-168. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168

Просмотров: 214


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)