Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168
Resumen
Введение. Специалисты констатируют неуклонное снижение уровня физического, соматического и психического здоровья студенческой молодежи, обусловленное интенсивной компьютеризацией образовательного пространства, высокими учебными нагрузками, увеличением времени на самоподготовку, переменой социально-бытовой обстановки и нарушениями базовых правил здорового образа жизни. Для предотвращения негативных последствий этих процессов в плане здоровьесбережения и улучшения ситуации возникает необходимость отслеживать и фиксировать тенденции трансформаций качества жизни молодых людей, связанного с их физической активностью, которая выступает важным условием гармоничного развития, особенно в период юношеского онтогенеза.
Цель проведенного авторами статьи исследования заключалась в изучении показателей самочувствия студентов старших курсов технического университета, обучавшихся в разные годы, и определении вектора изменений качества жизни выпускников вуза в зависимости от степени их двигательной активности.
Материалы и методы. При использовании русскоязычной версии международного опросника качества жизни SF-36 (Short Form Health Survey) были поэтапно, с разрывом в семь лет, обследованы студенты (n = 286) Иркутского национального исследовательского технического университета (Россия). В ходе мониторинга задействовался метод анкетирования испытуемых. Сопоставление полученных данных о физическом состоянии учащихся разных поколений производилось методом сравнительного анализа. Достоверность различий показателей определялась посредством расчета параметрического t-критерия Стьюдента.
Результаты и научная новизна. Пролонгированное обследование показало, что, по сравнению с 2012 г., в 2019 г. физическая активность у девушек снизилась на 15,2%, у юношей - на 15,7%; общее состояние здоровья первых ухудшилось на 22,5%, вторых - на 21,3%. Заметно упали значения и таких показателей, как «ролевое функционирование», «интенсивность физической боли», «психическое здоровье», «эмоциональное состояние», «социальная и жизненная активность». Уменьшилось число студентов, соблюдающих рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения нормы недельной двигательной нагрузки. Старшекурсникам, завершившим освоение элективного курса по физической культуре и спорту, свойственна гиподинамия. Эти факты объясняются сокращением количества студентов, мотивированных на ведение здорового образа жизни и регулярно выполняющих физупражнения, что подтвердили анкетные ответы учащихся. Более 21% опрошенных заявили, что считают себя здоровыми и поэтому не испытывают потребности заботиться о своем самочувствии; у 37,4% респондентов не хватает силы воли для поддержки себя в форме, а 33,9% указали на отсутствие времени для занятий физкультурой. Хотя опрошенные высоко оценивали значимость физической активности в повседневной деятельности человека, только 30% посещали спортивные секции и лишь 14% делали утреннюю зарядку. Подчеркивается, что ради сохранения физического и психического здоровья нации валеосбере-жение студентов должно стать приоритетом в вузовской подготовке.
Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для совершенствования педагогических технологий физического воспитания в университетах, составления рекомендаций для самостоятельных занятий студентов, организации профилактики гиподинамии. В совокупности эти меры будут способствовать повышению уровня здоровья и качества жизни будущих специалистов.
De los autores
М. КолокольцевRussian Federation
С. Ермаков
Poland
Н. Третьякова
Russian Federation
В. Крайник
Russian Federation
Е. Романова
Russian Federation
Referencias
1. Yang C. B., Dong M. K. A Study of the correlation between teachers’ teaching styles and students’ participation motivation in the physical education / / Journal of Baltic Science Education. 2017. № 16 (2). Р. 199-206.
2. Olafsdottir A. S., Torfadottir J. E., Arngrimsson S. A. Health Behavior and Metabolic Risk Factors Associated with Normal Weight Obesity in Adolescents // PLoS ONE. 2016. № 11 (8). Р. 34-40. Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0161451 (date of access: 14.07.2019)
3. Hortiguela-Alcala D., Perez-Pueyo A., Moncada-Jimenez J. An analysis of the responsibility of physical education students depending on the teaching methodology received // Journal of Physical Education and Sport, 2015. № 15 (2). Р. 202-207. DOI: 10.7752/jpes.2015.02031
4. Абдуллина Л. Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект / / Здоровьесберегающее образование. 2014. № 2. С. 78-82.
5. Pop C. L. Body mass index and body image anxiety in a sample of undergraduate students // Physical Education of Students. 2018. № 22 (2). Р. 77-82. Available from: https://doi.org/10.15561/20755279.2018.0204 (date of access: 14.07.2019)
6. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Здоровье для всех. 2010. № 1. С. 45-50.
7. Третьяков А. А., Дрогомерецкий В. В., Агошков В. В. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13613 (дата обращения: 01.05.2020)
8. Юнацкая Т. А., Турчанинова М. С., Козубенко О. В., Турчанинов Д. В. Психологический компонент качества жизни, связанного со здоровьем подростков и студентов Омской области // Фундаментальные исследования. 2014. № 7. С. 170-173.
9. Ware J. E., Snow K. K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health institute, New England Medical Center. Boston, Mass., 1993. Р. 21-28.
10. Bull F. C., Maslin T. S., Armstrong T. Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ): Nine Country Reliability and Validity Study // Journal of Physical Activity and Health. 2009. № 6. С. 790-804.
11. Сафонова В. Р., Шаламова Е. Ю. Взаимосвязи показателей работоспособности и шкал опросника SF-36 у лиц с разной физической подготовленностью, проживающих в условиях Среднего Приобья // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 487-491 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36839 (дата обращения: 29.07.2019)
12. Billinger S. A., Arena R., Bernhardt J., Eng J. J., Franklin B. A., et al. Physical activity and exercise recommendations for stroke survivors: a statement for healthcare professionals from the American Heart Association. American Stroke Association // Stroke. 2014. Vol. 45, № 8. P. 2532-2553. DOI: 10.1161/STR.0000000000000022
13. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. Москва: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
14. Basset D., Fitzhugh E., Heaz G., Erwin P., Frederick G., Wolff D., et al. Estimated energy expenditures for school-based policies and active living // American Journal of Preventive Medicine, 2013. № 44 (2). P. 108-113. DOI: 10.1016/j.amepre.2012.10.017
15. Moy B., Renshaw I., Davids K. The impact of nonlinear pedagogy on physical education teacher education students’ intrinsic motivation / / Physical Education and Sport Pedagogy. 2016. № 21 (5). Р. 517-538. Available from: https://doi.org/10.1080/17408989.2015.1072506 (date of access: 14.09.2019)
16. Banes C. J. Firefighters' cardiovascular risk behaviors // Workplace Health Saf. 2014. № 62. P. 27-34.
17. Голдаева П. Р., Павленко О. А. Заболеваемость ожирением среди студентов г. Томска // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25920 (дата обращения: 14.04.2018)
18. Talovic M., Mahmutovic I., Jeleskovic E., Sedic D., Haris Alic, Lako-ta R., Ormanovic S., Covic N., Mustafovic E. Quantitative changes of specific motor abilities of students under the influence of regular and additional activitiesin sport and physical education // Port Science International scientific journal of kinesiology. 2015. Vol. 8, iss. 2. P. 34-37.
19. Козлов А. В., Пасько Г. В. Оптимальный двигательный режим как обязательный фактор здорового образа жизни студентов / / Физкультурно-спортивная и воспитательно-патриотическая деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем: материалы IV Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. И. Хромина. Тюмень: ТИУ, 2018. C. 111-113.
20. Гржибовский А. М. Типы данных, проверка распределения и описательная статистика // Экология человека. 2008. № 1. С. 52-58.
21. Сидоров Д. Г. Проблемы формирования здоровьеориентированного процесса образования в вузе // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сборник научных статей / под ред. В. Л. Крайника, П. Г. Воронцова. Барнаул: АлтГПА, 2010. С. 225-230.
22. Колокольцев М. М., Амбарцумян Р. А. Характеристика валеологической установки у юношей Прибайкалья // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 62, т. 4. С. 96-98.
23. Jamali A., Tofangchiha S., Jamali R., Nedjat S., Jan D., Narimani A., Montazeri A. Medical students’ healthrelated quality of life: roles of social and behavioural factors // Med Educ. 2013. Oct. № 47 (10). Р. 1001-1012. DOI: 10.1111/medu.12247
24. Voltmer E., Rosta J., Aasland O. G., Spahn C. Studyrelated health and behavior patterns of medical students: a longitudinal study // Medical Teacher. 2010. № 32 (10). Р. e422-e428.
25. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36-48.
Recensión
Para cita:
Kolokoltsev M.M., Iermakov S.S., Tretyakova N.V., Kraynik V.L., Romanova E.V. Physical Activity as a Factor to Improve the Quality of Student Life. The Education and science journal. 2020;22(5):150-168. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168