Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КАЧЕСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-112-132

Полный текст:

Аннотация

Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих – одна из приоритетных задач российской системы образования. В связи с устойчивой в последние годы тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков необходимы более энергичные комплексные педагогические меры по улучшению самочувствия учащихся, которое напрямую отражается на результатах обучения. Однако для разработки научно-практических основ обеспечения здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях требуется, прежде всего, конкретизировать содержание ключевого понятия «качество здоровьесберегающей деятельности» и дать ему корректное определение. Как показал проведенный авторами статьи анализ существующих научных и документальных источников, пока это понятие не имеет четкой и однозначной формулировки.

В статье описаны существующие подходы к пониманию качества здоровьесбережения, последовательно рассмотрены все его составляющие. Особое внимание уделяется категории качества в образовании. Показаны взаимосвязь и взаимозависимость всех структурных элементов здоровьесберегающей деятельности.

Обобщение материалов и положений современных исследований позволяет вывести определение, которое, по мнению авторов, послужит основанием для последующих разработок в области теории и практики организации и управления качеством деятельности по охране здоровья детей, подростков и учащейся молодежи. 

Об авторах

Н. В. Третьякова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории физической культуры и валеологии Российского государственного профессионально-педагогического университета



В. А. Федоров
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

доктор педагогических наук, проректор по научной, инновационной политике и внешним связям Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и глав. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

2. Бутакова О. А. Теория и дидактика непрерывного здоровьеформирующего образования в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2010. 48 с.

3. Голиков Н. А. Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения: моногр. Тюмень: Тюм. гос. ун-т, 2006. 232 с.

4. ГОСТ РИСО 9000–2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК издательство стандартов,

5. Качалов В. А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 7. Вузы России и современные методы менеджмента качества, простое признание или активное внедрение // Стандарты и качество. 2000. No 12. С. 82–87.

6. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический проект, 2008. 692 с.

7. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Владимир, 2011. 49 с.

8. Малярчук Н. Н. Здоровьесозидающая деятельность педагога в условиях современного социокультурного информационного общества // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. No 3 (28). 2011. С. 28–31.

9. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: Каро, 2003. 384 с.

10. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

11. Сериков С. Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: моногр. Челябинск: ЧелГ- НОЦ УРО РАО, 2002. 226 с.

12. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. 288 с.

13. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем: в 2 ч. М.: Исследовательский центр, 1994. 321 с.

14. СубеттоА.И.Сочинения. Ноосферизм. Т.5. Кн.2. Ноосферное или Неклассическое обществоведение: поиск оснований / под ред. Л. А. Зеленова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. 1136 с.

15. Третьякова Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: моногр. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. 176 с.

16. Федоров В. А. Качество профессионально-педагогического образования // Образование и наука. No 2 (2). 1999. С. 189–198.

17. Шадрин А. Д. Качество как степень // Методы менеджмента качества. 2002. No 8. С. 47–48.

18. Шапоренкова Г. А. Интегративно-целевое управление качеством образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. 410 с.

19. Шишов С. Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. No 5 (53). 2008. С. 33–44.

20. ЮговаЕ.А.Анализ структуры исодержания здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. No 3. 2011. С. 213–218.


Для цитирования:


Третьякова Н.В., Федоров В.А. КАЧЕСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ. Образование и наука. 2013;1(4):112-132. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-112-132

For citation:


Tretyakova N.V., Fedorov V.A. Quality of Health Care Activity in Educational Institutions: Conceptual Aspect. The Education and science journal. 2013;1(4):112-132. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-112-132

Просмотров: 378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)