ВЗРОСЛЫЕ СТУДЕНТЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-133-143
Аннотация
Статья посвящена проблеме открытости и доступности высшего образования для широких масс населения, независимо от их возраста и социального статуса. Анализ образовательной политики Евросоюза в целом и отдельных стран, его членов, свидетельствует, что проблема обучения взрослых на высшей ступени образования стала одной из приоритетных на европейском пространстве. На пополнение и обновление знаний на протяжении всей жизни нацелены реформы в рамках Болонского соглашения, которые призваны обеспечить каждому возможность возвращения к той или другой форме или уровню образования после нескольких лет профессиональной деятельности и устранить все препятствия к получению любых требующихся видов образовательных услуг.
К основным причинам, обусловившим пристальное внимание к образованию взрослых и расширение возрастного диапазона студентов на территории государств Европейского Союза, относятся изменение требований к образовательному уровню современного человека, необходимость его мобильности и гибкости на рынке труда; сложившаяся демографическая ситуация, которая привела к «старению» профессиональных кадров; перераспределение образовательных интересов молодежи; увеличившаяся продолжительность программ среднего образования в некоторых странах; ставшее распространенным превышение нормативных сроков обучения в университетах и др. Подробно рассмотрено содержание понятия «взрослый студент», показаны различные подходы к толкованию его смысла. Представлены классификации взрослых студентов в зависимости от их мотивации и социального статуса.
Об авторе
М. Г. ГордиенкоРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Кременчугского национального университета им. Михаила Остроградского
Список литературы
1. Adults in Formal Education: Policies and Practice in Europe. European Commission, 2011 [Электрон. ресурс]. URL: http:// eacea.ec.europa.eu/education/eurydice.
2. Davies P. Widening participation and the European Union: direct action – indirect policy? // European Journal of Education. 2003. Vol. 38 (1). P. 99–116.
3. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Action Plan on Adult Learning. Brussels 27.09.2007. European Commission, 2007.
4. Focus on Higher Education in Europe 2010: The Impact of the Bologna Process. European Commission, 2010 [Электрон. ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_ reports/122EN.pdf.
5. Higher Education Statistic Agency. Definitions. Age marker. [Электрон. ресурс]. URL: www.hesa.ac.uk/index.php?option=com_content&task =view&id=2379&Itemid=141.
6. Key Data on Education in Europe 2012 [Электрон. ресурс]. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ ITY_OFFPUB/978–92– 9201–242–7/EN/978–92–9201–242–7-EN.PDF.
7. Lynch K. A Profile of Mature Students in Higher Education and An Analysis of Equality Issues [Электрон. ресурс]. URL: http://www.ucc.ie/publications/heeu/Mature/mature_8.htm.
8. McNair S. The invisible majority: adult learners in English higher education // Higher education quart. 1998. Oxford: N. Y., Vol. 52, No 2. P. 162–178.
9. Osborne M. Increasing or Widening Participation in Higher Education? – A European Overview // European Journal of Education. 2003. No 38 (1). P. 5–24.
10. OsborneM., MarksA. and TurnerE.Becoming a mature student: How adult appplicants weigh the advantages and disadvan- tages of higher education // Higher Education. 2004. Vol. 48, No 3. P. 291–315.
11. Powell R., Smith R., Reakes A. Defining common issues across Europe for adult education. Report National Foundation for Educational Research. London, 2003. 115 p.
12. Pre-study on the role of higher education institutions as providers of continuous professional learning and adult education [Элек- трон. ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/education/more-information/ doc/ 2011/higher_en.pdf.
13. Rautopuro J. and Vaisanen P. Non-traditional students at university: a follow-up study of young and adult students’ orientations, satisfaction and learning outcomes. Paper presented at the European Conference on Educational Research, Lille, 5–8 September 2001 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.leeds.ac.uk/educol/documents/ 00001880.htm.
14. Richardson J., King Е. Adult students in higher education: Burden or Boon? // Journal of higher education. Columbus. 1998. Vol. 69, No 1. P. 65–88.
15. Student. Mature Student [Электрон. ресурс]. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Student#Mature_students.
16. Tertiary education statistics. Eurostat [Электрон. ресурс]. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/ Tertiary_education_statistics.
Рецензия
Для цитирования:
Гордиенко М.Г. ВЗРОСЛЫЕ СТУДЕНТЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;1(4):133-143. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-133-143
For citation:
Gordiyenko N.G. Adult Students in the European Higher Educational Environment. The Education and science journal. 2013;1(4):133-143. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-133-143