Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКОНА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-144-160

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции младших подростков на уроках русского языка в средней школе. Залогом успешного решения этой проблемы, с точки зрения автора, является развитие у учащихся словарного состава их речи, обеспечивающего понимание ипродуцирование устных иписьменных высказываний. В теоретической части статьи обозначены разнообразные функции и свойства слова: номинативность, коммуникативность, способность к текстообразованию и смыслообразованию. Отмечена зависимость становления лексико-семантической системы от уровня развития мышления. Описаны возрастные особенности младшего подростка: увеличивающийся интерес к разнообразным сферам жизни и деятельности, появление способности к формулированию суждений, рост самосознания, формирование системы ценностей. Усложнение взаимоотношений с окружающими людьми и со всем миром стимулирует расширение словарного запаса в 10–12 лет, однако этот процесс требует педагогического сопровожения.

Проведенный автором мониторинг речевого развития школьников показывает необходимость организации целенаправленной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 5–6-х классов, развитию у них речемыслительных навыков. Представлена модель формирования коммуникативной компетенции и результаты ее апробации. 

Ключевые слова


Об авторе

Л. В. Никонова
школа No 1028 г. Москва
Россия

учитель русского языка и литературы школы No 1028 г. Москва, соискатель кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии Московского городского педагогического университета



Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва; Мидгард: АСТ; Хранитель, 2008. 672 с.

2. Зайонц Р. Б. Стили объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / ред.-сост. Е. В. Якимова. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 94– 119.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 320 с.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление. М.: Римис, 2008. 448 с.

5. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М.: Либроком, 2010. 176 с.

6. Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Институт психологии РАН, 2011. 524 с.

7. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. С. 55–59.

8. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста // История зарубежной психологии конца XIX – начала XXв.: хрестоматия / ред. Е.С.Минькова. М.: Флинта; МПСИ, 2009. С. 80–87.


Для цитирования:


Никонова Л.В. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКОНА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Образование и наука. 2013;1(4):144-160. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-144-160

For citation:


Nikonova L.V. Vocabulary Development of Junior Teens. The Education and science journal. 2013;1(4):144-160. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-4-144-160

Просмотров: 619


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)