Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Академическая мобильность в педагогическом образовании

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-31-48

Полный текст:

Аннотация

Введение. Полноценное функционирование высшего образования в XXI веке уже невозможно представить вне глобального контекста. Набирающая темпы глобализация, с одной стороны, открывает широкие возможности для развития высшей школы, с другой – является вызовом национальным системам подготовки квалифицированных специалистов, в том числе учителей. Интернационализация педагогического образования сегодня превращается в один из мировых трендов.

Целью представленного в статье исследования стало изучение состояния вовлеченности будущих российских педагогических кадров в процессы академической мобильности.

Методология и методы. В основу работы была положена теория интернационализации образования в условиях нарастающей глобализации. В ходе изыскания использовался смешанный инструментарий: анализ и обобщение содержания научных источников, статистических данных (документов Евростата, отчетов ОЭСР) и социологический опрос, в котором приняли участие 1714 студентов, обучающихся в университетах Сибири.

Результаты и научная новизна. Аналитический обзор литературы позволил констатировать дефицит научных публикаций по проблемам интернационализации педобразования и отсутствие в Российской Федерации статистики об академической мобильности будущих учителей. С опорой на результаты теоретического анализа были определены уровни изучения академической миграции студентов педагогических специальностей – геополитический, организационный и персонально ориентированный. Разработан опросник для выяснения степени активности академической мобильности студентов, предусматривающий сканирование портфолио респондентов, выяснение их готовности и мотивации участия в процессе интернационализации и программах академического обмена. Подведение итогов анкетирования продемонстрировало весьма слабую включенность учащихся сибирских вузов в подобные программы на фоне высоких показателей их заинтересованности и желания обучаться в других вузах, в том числе за рубежом. Обозначены причины вскрытого противоречия.

Практическая значимость. Предложены рекомендации по изменению обнаруженной критической ситуации. Подчеркивается, что и в куррикулуме российского университета, и в индивидуальном образовательном маршруте академическая мобильность должна занять подобающее ей важное место. Ее необходимо поддерживать, одновременно формируя новую профессиональную идентичность учителя в глобальном контексте.

Об авторах

В. И. Загвязинский
Тюменский государственный университет
Россия

Загвязинский Владимир Ильич – доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Института психологии и педагогики; научный руководитель Тюменского научно-образовательного центра РАО, эксперт РНФ

SCOPUS AUTHOR ID 57189499329

Тюмень



Л. М. Волосникова
Тюменский государственный университет
Россия

Волосникова Людмила Михайловна – кандидат исторических наук, директор Института психологии и педагогики, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тюмень



Е. А. Кукуев
Тюменский государственный университет
Россия

Кукуев Евгений Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, начальник отдела мониторинговых исследований Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тюмень



И. В. Патрушева
Тюменский государственный университет
Россия

Патрушева Инга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики, заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тюмень



Список литературы

1. Altbach P. G. Globalisation and the university: Myths and realities in an unequal world // Tertiary Education and Management. 2004. Vol. 10, № 1. P. 3–25. DOI:10.1023/B:TEAM.0000012239.55136.4b

2. Altbach P. G., Knight J. The internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11, № 3. P. 290–305.

3. Schratz M. What is a «EUROPEAN TEACHER»? In: Gassner O. et.al. The first ten years after Bologna. Bucharest: Publ. Editura Universitatii din Bucuresti, 2010. P. 97–103.

4. Knight J. Updating the definition of internationalization // International Higher Education. 2003. Vol. 33. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391

5. Garam I. International teachers mobility. Benefits and impact in comprehensive and upper secondary schools, vocational education and training and higher education, CIMO. English summary of Anna-Leena Riitaoja. Режим доступа: http://cimo.innofactor.com/instancedata/prime_product_julkaisu/cimo/embeds/cimowwwstructure/15628_teacher_mobility_summary_2007.pdf

6. Acedo C. Internationalization of teacher education // Рrospects. 2012. Vol. 1, № 1. DOI: https://doi.org/10.1007/s11125-012-9225-y

7. Bégin-Caouette O. The internationalization of in-service teacher training in Québec cégeps and their foreign partners: An institutional perspective // Prospects. 2012. Vol. 42, № 1. P. 41–63.

8. Lugovtsova A., Krasnova T., Torhova A. Internationalizing teacher education: The case of Belarus // Prospects. 2012. Vol. 42. P. 71–90 DOI: https://doi.org/10.1007/s11125-012-9224-z

9. Larsen M. Globalisation and internationalisation of teacher education: a comparative case study of Canada and Greater China // Teaching Education. 2016. Vol. 27, № 4. P. 396–409, DOI: 10.1080/10476210.2016.1163331

10. Zgaga P. The future of European teacher education in the heavy seas of higher education // Teacher Development. 2013. Vol. 17, № 3. Р. 347–361. DOI: 10.1080/13664530.2013.813750

11. Roberts A. Global dimensions of schooling: Implications for internationalizing teacher education // Teacher Education Quarterly. 2007. Vol. 34, № 1. P. 9–26. Available from: http://www.jstor.org/stable/23478849

12. Villiers R. D., Degazon-Johnson R. The political dichotomy of teacher migration: editorial // Perspectives in Education. 2007. Vol. 25, № 2. Available from: https://pdfs.semanticscholar.org/d846/90c7f051c7c253d4a5a-25a0cc245eb98b9d7.pdf?_ga=2.34558433.1516458021.1571476076-1181263849.1571476076

13. Teichler U., Ferencz I., Wächter B. Mapping Mobility in European Higher Education. Vol. I: Overview and Trends. A study produced for the DG EAC of the European Commission. Brussels, June 2011. 263 p. Available from: http://www.acup.cat/sites/default/files/teichlerferenczwaechtermappingmobilityineuropeanhighereducation_0.pdf

14. Кукуев Е. А., Волосникова Л. М., Огороднова О. В. Академическая мобильность и инвалидность в высшем образовании: тематический и библиометрический анализ публикаций на портале elibrary.ru // Kant. 2019. № 3 (32). С. 57–66.

15. Wende M. C. International Academic Mobility: Towards a Concentration of the Minds in Europe // The European Review. Cambridge University Press. 2015. Vol. 23, № S1. P. S70–S88.

16. Sakhieva R., Semenova L., Muskhanova Is., Yakhyaeva Am., Iskhakova R., Makarova El., Shafigullina L. Academic Mobility of High School Students: Concept, Principles, Structural Components and Stages of Implementation // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8, № 3. P. 256–262.

17. Castro P., Woodin, J. A., Lundgren U., et al. Student mobility and internationalisation in higher education: perspectives from practitioners // Language and Intercultural Communication. 2016; 16 (3): 418–436. Available from: https://doi.org/10.1080/14708477.2016.1168052

18. Дмитриева Н. К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 58.

19. Papatsiba V. Student mobility in Europe: an academic, cultural and mental journey? Some conceptual reflections and empirical findings // International Perspectives on Higher Education Research. 2005. Vol. 3. P. 29–65.

20. Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Булатова О. В., Огороднова О. В., Андреева О. С. Ригидность как психологический индикатор академической мобильности учащейся молодёжи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 2. С. 384–395.

21. Волосникова Л. М., Федина Л. В., Кукуев Е. А., Патрушева И. В., Огороднова О. В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 26–43.

22. Byram M. The ‘Value’ of Academic Mobility Students, Staff and Academic Mobility in Higher Education / еd. by M. Byram and F. Dervin. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing 2008. P. 31–48.

23. Jan van der Boon, Stefanie Kahmen, Katrien Maes. Delivering talent: Careers of researchers inside and outside academia // League of European Research Universities (LERU). 2018. Available from: https://www.leru.org/files/LERU-PP-Delivering-Talent-Executive-Summary.pdf

24. Weishaar H. B. You have to be flexible. Coping among polish migrant workers in Scotland // Health & Place. 2010. Vol. 16, № 5. P. 820–827.

25. Iucu R., Pânişoară I.-O., Pânişoară G. The Professional Mobility of Teachers - new tendencies in the global society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 11, P. 251–255. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.01.071

26. Dascher K., Haupt A. The political economy of regional integration projects at borders where poor and rich meet: The role of crossborder shopping and community sorting // Journal of Urban Economics. 2011. Vol. 69 (1), P. 148–164.

27. Sawir E., Marginson S., Deumert A., Nyland C., Ramia G. Loneliness and International Students // Australian Study Journal of Studies in International Education. 2008. Vol. 12, № 2. P. 148–180.

28. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 3–14.

29. Артамонова Ю., Демчук А. Развитие академической мобильности в вузах Россиии ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86–95.

30. Sanchez C. M., Fornerino M., Zhang M. Motivations and the intent to study abroad among U.S., French and Chinese students // Journal of Teaching in International Business. 2006. Vol. 1, № 18. P. 27–52.


Для цитирования:


Загвязинский В.И., Волосникова Л.М., Кукуев Е.А., Патрушева И.В. Академическая мобильность в педагогическом образовании. Образование и наука. 2020;22(6):31-48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-31-48

For citation:


Zagvyazinskiy V.I., Volosnikova L.M., Kukuyev E.A., Patrusheva I.V. Academic Mobility in Teacher Education. The Education and science journal. 2020;22(6):31-48. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-31-48

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)