Моделирование процесса повышения качества образования для иностранных студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-49-73
Аннотация
Введение. Глобальная образовательная повестка диктует необходимость улучшения качества российского высшего образования. В контексте данного исследования работа над качеством образования определяется как стратегия интегративного управления опытом иностранных студентов в учебно-академической и внеучебной деятельности для обеспечения максимизации образовательных результатов. Несмотря на то, что российские университеты имеют стабильную входящую мобильность иностранных студентов, научных исследований, моделирующих интегративное взаимодействие этих основных составляющих образования, недостаточно. В данной статье исследуются пути преодоления этого разрыва.
Цель статьи. Разработка и тестирование интегративной модели повышения качества образования иностранных студентов в учебно-академической и внеучебной областях, а также переосмысление стратегии управления этим процессом.
Методология и методы исследования. В статье использованы смешанные методы исследования: индивидуальные интервью и опрос закрытого и открытого типов. Методы наблюдения за учебно-академической и внеучебной деятельностью иностранных студентов, экспертные оценки содержания преподаваемых курсов и их результатов применялись в Тюменском государственном университете проекта 5–100 для определения компонентов, педагогического инструментария и компетенций, значимых для высокого качества предлагаемого образования.
Результаты и научная новизна. В состав разработанной интегративной модели высокого качества образования включены взаимосвязанные учебно-академические и внеучебные компоненты. Рассмотрен широкий спектр педагогических инструментов, таких как: обязательный курс академического русского языка, интерактивная поддержка студентов преподавателем, социокультурная и интеллектуальная вовлеченность студентов, интерактивная поддержка иностранного студента студентом принимающего университета (по типу «друг»), дискуссионные мастерские для студентов и преподавателей. Предложены методы обучения рефлексии, критическому анализу текстов, использования подтверждающей обратной связи, сообществ, проектного и ориентированного на действие обучения, групповых дискуссий, языковых тандемов. Выявлены основные компетенции для повышения качества образования на основе учебных программ и внеучебной деятельности иностранных студентов: критическое чтение и рефлексия, академическое письмо, ведение переговоров, аргументирование, логическая cвязность, межкультурная и кросс-культурная компетенция для бесконфликтного общения и толерантности к неоднозначности.
Практическая значимость. Интегративная модель может быть использована в других российских вузах для разработки дорожной карты повышения качества образования иностранных студентов и ее применения в политике интернационализации вуза.
Об авторах
И. Л. ПлужникРоссия
Ирина Ленаровна Плужник – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений
Тюмень
Ф. Э. А. Гираль
Франция
Флориан Эрве Андре Гираль – магистр юриспруденции, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; Университет Тулузы (университет Поля Сабатье), Тулуза, Франция
Список литературы
1. Аль-Накшбанди Ахмед Ф. М. Адаптация иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. №1. С. 120–124.
2. Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник ТвГУ. Серия “Педагогика и психология”. 2018. Выпуск 1. С. 133–140.
3. Olivas M., Li, C. Understanding stressors of international students in higher education: What college counselors and personnel need to know // Journal of Instructional Psychology. 2006. 33(3). С.217–222.
4. Poyrazli S., Grahame K. Barriers to adjustment: Needs of international students within a semi-urban campus community // Journal of Instructional Psychology. 2007. 34(1). P. 28–45.
5. Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 17–26.
6. Jackson J. Interculturality in International Education. New York: Routledge; 2018. 238 р.
7. Martin J. N., Nakayama T. K. Intercultural Communication in Contexts. 2nd edition. New York: McGraw-Hill Education. 1999. 364 р.
8. Gudykunst W. B., Kim Y. Y. Communicating with Strangers: An Approach to Intercultural Communication. N. Y.: McGraw-Hill Education; 2nd edition. 2002. 44 р.
9. Gereboff B. Taking Control: Defining Academic Excellence // Hayidion the Prizmah Journal. 2015. 6. P. 12–15.
10. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 247–257.
11. Campbell T. A. A phenomenological study on international doctoral students’ acculturation experiences at a U.S. university // Journal of International Students. 2015. 5(3). P. 285–299.
12. Peelo M. Learning reality: inner and outer journeys // Changes. 2000. 18 (2). P. 118–127.
13. Bastien G., Seifen-Adkins T., Johnson L. R. Striving for Success: Academic Adjustment of International Students in the U.S. // Journal of International Students. 2018. 8 (2). P. 1198–1219
14. Crockett L. J., Iturbide M. I., Torres Stone R. A., McGinley M., Raffaelli M., Carlo G. Acculturative stress, social support, and coping: Relations to psychological adjustment among Mexican American college students // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2007. 13 (4). P. 347–355.
15. Sun W., Chen G. M. Dimensions of difficulties mainland Chinese students encounter in the United States // Intercultural Communication Studies. 1999. 9. P. 19–30.
16. Trice A. Faculty perspectives regarding graduate international students’ isolation from host national students // Education Journal. 2007. 8 (1). P. 108–117. Available from: http://iej.com.au (date of access: 18.10.2019)
17. Tseng W., Newton F. International students’ strategies for well-being. // College Student Journal. 2002. 36 (4). P. 591–598.
18. Park E. Issues of International Students’ Academic Adaptation in the ESL Writing Class: A Mixed-Methods Study // Journal of International Students. 2016. 6 (4). P. 887–904.
19. Gebhard J. G. International Students’ Adjustment Problems and Behaviors // Journal of International Students. 2012. 2. P 184–193.
20. Borland H., Pearce A. Identifying key dimensions of language and cultural disadvantage at university // Australian Review of Applied Linguistics. 2002. 25 (2). P. 101–127.
21. Peelo M., Luxon T. Designing embedded courses to support international students’ cultural and academic adjustment in the UK // Journal of Further and Higher Education. 2007. 31 (1). P. 65–76.
22. Nadler A. Determinants of help seeking behaviour: The effects of helper’s similarity, task centrality and recipient’s self esteem // European Journal of Social Psychology. 1987. 17 (1). P. 57–67.
23. Young T. J., Schartner A. The effects of cross-cultural communication education on international students’ adjustment and adaptation // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. 35 (6). P. 547–562.
24. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. Учебное пособие. Москва: «Академия», 2001. 272 с.
25. Praxmarer P. Intercultural (Communication) Competence. Script & Study Materials. Switzerland: Lugano, USI. 2009. 41 р.
26. Qing G., Schweisfurth M. Who adapts? Beyond cultural models of ‘the’ Chinese learner. // Language, Culture and Curriculum. 2006. 19 (1). P. 74–89.
27. Houghton S. Intercultural citizenship in the (foreign) language classroom. // Language Teaching Research. 2018. 22 (5). P. 484–498. Available from: http://doi.org/10.1177/1362168817718580 (date of access: 18.10.2019)
28. Cottrell S. Critical thinking skills. Developing effective analysis and argument. London: Palgrave Macmillan; 2011. 298 p.
29. Fujioka M. L2 student–U.S. professor interactions through disciplinary writing assignments: An activity theory perspective // Journal of Second Language Writing. 2014. 25. P. 40–58.
30. Başarir F. Examining the Perceptions of English Instructors Regarding the Incorporation of Global Citizenship Education into ELT // International Journal of Languages’ Education and Teaching. 2017. 5 (4). P. 409–425.
31. Calle-Díaz L. Citizenship Education and the EFL Standards: A Critical Reflection // Profile Issues in Teachers’ Professional Development. 2017. 19 (1). P. 155. Available from: http://dx.doi.org/10.15446/profile.v19n1.55676 (date of access: 18.10.2019)
32. Caruana V. Re-thinking Global Citizenship in Higher Education: from Cosmopolitanism and International Mobility to Cosmopolitanisation, Resilience and Resilient Thinking // Higher Education Quarterly. 2014. 68 (1). P. 85–104.
33. Byram M., Gribkova B., Starkey H. Developing the intercultural dimension in language teaching: A Practical introduction for teachers. Strasbourg: The Council of Europe, 2002. 40 p. Available from: http//lrc.cornell.edu/directorintercultural.pdf (date of access: 18.10.2019)
Рецензия
Для цитирования:
Плужник И.Л., Гираль Ф.Э. Моделирование процесса повышения качества образования для иностранных студентов. Образование и наука. 2020;22(6):49-73. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-49-73
For citation:
Pluzhnik I.L., Guiral F.H. Modelling a High Quality Education for International Students. The Education and science journal. 2020;22(6):49-73. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-49-73