Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Технологические ресурсы современного высшего образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-74-101

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современная высшая школа должна удовлетворять потребности инновационного общества знаний, что подразумевает опору на гуманистические идеи, внедрение цифровой педагогики, включение в учебный процесс дидактических инноваций и активное применение практико-ориентированных технологий.

Цель статьи – представить и проанализировать технологические ресурсы высшего образования, раскрыв образовательный потенциал проектного обучения, смарт-технологий и событийной педагогики.

Методология и методы. Методологической базой работы являлись гуманистический, системный и деятельностный подходы, отражающие суть развития образования в настоящее время. В качестве основных методов использовались анализ и обобщение теории и практики интерактивных технологий, находящихся в поле внимания зарубежных и российских ученых.

Результаты и научная новизна. Определены тенденции модернизации высшего образования и факторы достижения нового качества подготовки студентов к профессиональной деятельности. Технологические ресурсы рассмотрены как ключевой компонент обучения и профессионализации будущего специалиста. В качестве приоритетной для образования выделена проектная технология, поскольку она аккумулирует когнитивные практики, стимулирующие решение познавательных проблем; поощряет и интенсифицирует самостоятельную деятельность; дает возможность наглядно и в полном объеме представить продукт учебной работы. Сформулированы и описаны образовательные цели участников проекта: приобретение актуальных знаний, опыта самооценки и экспертной оценки; улучшение исследовательских навыков; разработка и пополнение портфолио будущего специалиста.

Отмечены уникальные возможности смарт-образования и соответствующих ему технологий, ориентированных на активацию комплекса когнитивных и креативных способностей студента, оперативное реагирование на происходящие изменения во внешней среде; предусматривающих формирование практических умений личности взаимодействовать в социальных сетях, коммуницировать в дистанционном обучении, работать с электронными источниками информации, комплектовать личные базы знаний и др.

Событийное образование показано как ресурс открытого и свободного образования и как процесс уникального, увлекательного жизнетворчества студентов, который создается общими усилиями преподавателей и обучающихся.

Распространение интерактивных технологий и информационно-коммуникационных средств в высшей школе изменяет организацию профессиональной подготовки и качество образовательной среды, обучение в которой строится на принципах сотрудничества и открытости, приобретает гибкость и персональную направленность.

Практическая значимость. Бурный процесс непрерывного технологического совершенствования всего спектра жизнедеятельности, достижения в области электроники и нарастающие потоки информации, находящейся в свободном доступе, существенно изменяют контент профессионального образования и его инструментально-методическое оснащение. Необходимым условием продуктивного использования технологических ресурсов в учебном процессе является их адаптация под главные задачи высшей школы, которые заключаются в подготовке человека к настоящей и будущей жизни, к решению насущных социально-экономических и социокультурных вопросов, стоящих перед обществом.

Об авторах

Н. А. Асташова
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Россия

Асташова Надежда Александровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики

Брянск



С. Л. Мельников
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Россия

Мельников Сергей Леонидович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, первый проректор

Брянск



А. П. Тонких
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Россия

Тонких Александр Павлович – кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования

Брянск



В. Л. Камынин
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Камынин Виталий Леонидович – доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики

Москва



Список литературы

1. Загвязинский, В. И. Современная ситуация в российском образовании и стратегия его дальнейшего развития // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. Т. 1. С. 7–12 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/362

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2013. 416 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/552642/

3. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. Москва: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2017. 320 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=426849

4. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации преподавателей [авт. гл. 6 В. И. Солнцев]. 2-е изд, перераб. и доп. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. 262 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/vysshee-obrazovanie-metodologiya-i-opyt-proektirovaniya.html

5. Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования. Минск: БГУ, 2011 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.elib.bsu.by

6. Рангелова Е. М. Хуманизацията на университетското образование презпоглед на българскистуденти // Хуманизация и демократизация на университетското образование: сборник научных статей. София: СУ «Св. Климент Охридски»; ЕКСОПРЕС, 2007.

7. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2002. 224 с.

8. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. Москва: Юнити, 2002. 440 с.

9. Дьюи Дж. Демократия и образование: пер. с англ. Москва: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

10. Гузеев В. В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Москва: НИИ развития профессионального образования, 2006. 47 с.

11. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Академия, 2005. 312 с.

12. Мельников C. Л. Развитие технологии выполнения учебных творческих проектов по педагогике // Вестник БГУ. 2015. № 2, С. 79–81.

13. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010. С. 193–200 с.

14. Palmer S. and Hall W. An evaluation of a project-based learning initiative in engineering education // European Journal of Engineering Education. 2011. V. 36, № 4. Р. 357–365.

15. Pecore J. L. From Kilpatrick’s project method to project-based learning // International Handbook of Progressive Education. 2015. Р. 155–171.

16. Ralph, R. A. Post secondary project-based learning in science, technology, engineering and mathematics // Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2015. № 6 (1). Р. 26–35. Available from: http://dx.doi.org/10.3926/jotse.155

17. Wurdinger S., Qureshi M. Enhancing College Students’ Life Skills through Project Based Learning // Innovative Higher Education. June 2015, Vol. 40, iss. 3. Р. 279–286.

18. Днепровская Н. В., Янковская Е. А., Шевцова И. В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51.

19. Завражин А. В. Смарт и гуманитарные аспекты преподавания в высшей школе // Статистика и экономика. 2015. № 3. С. 6–9.

20. Карманов А. М. Смарт как качественно новая ступень развития постинформационного общества // Статистика и экономика. 2014. № 5. С. 38–41. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Karmanov.pdf

21. Поллак Г. А. Smart-образование: новые вызовы и новые возможности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2015. № 14. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/view/347/266

22. Тельнов Ю. Ф., Ипатова Э. Р. Технологии смарт-обучения для реализации инновационных образовательных проектов // Открытое образование. 2011. № 3. С. 56–63. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Telnov.pdf

23. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев; ред. Е. И. Соколова. Пермь, 2001. С. 77–88.

24. Рогалева Г. И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 90–93.

25. Kołodziejski М., et al. Maciej // University Review. 2017. Vol. 11, №. 4. Р. 26–32. Available from: https://www.researchgate.net/publication/321542427_Project_Method_in_

26. Krauss J. & Boss S. Thinking through project based learning: Guiding deeper inquiry. 2013. Available from: https://books.google.ru/books?id=vT2DmDQnkYgC&hl=ru

27. Kim M.-S. A conceptual framework to develop a project management system with multidisciplinary consilience in the capstone design course // Global Journal of Engineering Education. 2015, Number 2. Vol. 17. Available from: http://wiete.com.au/journals/GJEE/Publish/vol17no2/01-Kim-M-S.pdf

28. Ralph R. A. Post-school project training in science, technology, engineering and mathematics // Journal of Technology and Science Education. 2015. Available from: http://www.jotse.org/index.php/jotse/article/view/155/191

29. Twining P. Virtual worlds and education // Routledge. 2010. Vol. 6/1, № 52 (2). Р. 117–122.

30. Гапонцев, В. Л., Федоров, В. А., Гапонцева, М. Г. Язык описания структуры содержания образования: возможности современной математики // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. 5 (78). Р. 75–94. DOI: 10.21510/1817-3292-2018-5-75-94

31. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. 4-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2009. 272 с.

32. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. 3-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2014. 160 с.

33. Полат Е. С. Метод проектов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/olkers-yu-polat-es-i-dr-metod-proektov-nauchno-metodicheskiy-sbornik_e123df8da11.html?page=5

34. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

35. Martin T., Rivale S. D., Diller K. R. Comparison of student learning in challenge-based and traditional instruction in biomedical engineering // Annals of Biomedical Engineering. 2007, № 35 (8). Р. 1312–1323.

36. Morawski C. M. Teaching students in place: the languages of third space learning // Cultural Studies of Science Education. 2017. № 12 (3). Р. 555–564.

37. Macdonald J. Twining P. Assessing activity–based learning for a networked course // British Journal of Educational Technology. 2002. № 33 (5). Р. 603–618.

38. Jessup E., Sumner T. Design-based learning and the participation of women in IT frontiers // Journal of Women Studies. 2005. № 26 (1). Р. 141–147.

39. Moursund D. Project-based learning using information technology. 2003, January. Р. 24–25. Available from: https://www.researchgate.net/publication/247276594

40. Тонких А. П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник БГУ. 2017. № 3. С. 286–292.

41. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку: учебник. 2-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2004. 176 с.

42. Лаврус В. С. Золотое сечение. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm

43. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Москва: ПСТГУ, 2014. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/book.php?book=1034564

44. Морелл Л. Многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/16148-pokhorony-vysshego-obrazovaniya-kak-dolzhny-izmenitsya-vuzy-chtoby-snova-stat-nuzhnymi


Для цитирования:


Асташова Н.А., Мельников С.Л., Тонких А.П., Камынин В.Л. Технологические ресурсы современного высшего образования. Образование и наука. 2020;22(6):74-101. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-74-101

For citation:


Astashova N.A., Melnikov S.L., Tonkikh A.P., Kamynin V.L. Technological Resources in Modern Higher Education. The Education and science journal. 2020;22(6):74-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-74-101

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)