Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Технологические ресурсы современного высшего образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-74-101

Texto completo:

Resumen

Введение. Современная высшая школа должна удовлетворять потребности инновационного общества знаний, что подразумевает опору на гуманистические идеи, внедрение цифровой педагогики, включение в учебный процесс дидактических инноваций и активное применение практико-ориентированных технологий.

Цель статьи – представить и проанализировать технологические ресурсы высшего образования, раскрыв образовательный потенциал проектного обучения, смарт-технологий и событийной педагогики.

Методология и методы. Методологической базой работы являлись гуманистический, системный и деятельностный подходы, отражающие суть развития образования в настоящее время. В качестве основных методов использовались анализ и обобщение теории и практики интерактивных технологий, находящихся в поле внимания зарубежных и российских ученых.

Результаты и научная новизна. Определены тенденции модернизации высшего образования и факторы достижения нового качества подготовки студентов к профессиональной деятельности. Технологические ресурсы рассмотрены как ключевой компонент обучения и профессионализации будущего специалиста. В качестве приоритетной для образования выделена проектная технология, поскольку она аккумулирует когнитивные практики, стимулирующие решение познавательных проблем; поощряет и интенсифицирует самостоятельную деятельность; дает возможность наглядно и в полном объеме представить продукт учебной работы. Сформулированы и описаны образовательные цели участников проекта: приобретение актуальных знаний, опыта самооценки и экспертной оценки; улучшение исследовательских навыков; разработка и пополнение портфолио будущего специалиста.

Отмечены уникальные возможности смарт-образования и соответствующих ему технологий, ориентированных на активацию комплекса когнитивных и креативных способностей студента, оперативное реагирование на происходящие изменения во внешней среде; предусматривающих формирование практических умений личности взаимодействовать в социальных сетях, коммуницировать в дистанционном обучении, работать с электронными источниками информации, комплектовать личные базы знаний и др.

Событийное образование показано как ресурс открытого и свободного образования и как процесс уникального, увлекательного жизнетворчества студентов, который создается общими усилиями преподавателей и обучающихся.

Распространение интерактивных технологий и информационно-коммуникационных средств в высшей школе изменяет организацию профессиональной подготовки и качество образовательной среды, обучение в которой строится на принципах сотрудничества и открытости, приобретает гибкость и персональную направленность.

Практическая значимость. Бурный процесс непрерывного технологического совершенствования всего спектра жизнедеятельности, достижения в области электроники и нарастающие потоки информации, находящейся в свободном доступе, существенно изменяют контент профессионального образования и его инструментально-методическое оснащение. Необходимым условием продуктивного использования технологических ресурсов в учебном процессе является их адаптация под главные задачи высшей школы, которые заключаются в подготовке человека к настоящей и будущей жизни, к решению насущных социально-экономических и социокультурных вопросов, стоящих перед обществом.

De los autores

Н. Асташова
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Russian Federation


С. Мельников
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Russian Federation


А. Тонких
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Russian Federation


В. Камынин
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Russian Federation


Referencias

1. Загвязинский, В. И. Современная ситуация в российском образовании и стратегия его дальнейшего развития // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. Т. 1. С. 7–12 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/362

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2013. 416 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/552642/

3. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. Москва: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2017. 320 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=426849

4. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации преподавателей [авт. гл. 6 В. И. Солнцев]. 2-е изд, перераб. и доп. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. 262 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/vysshee-obrazovanie-metodologiya-i-opyt-proektirovaniya.html

5. Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования. Минск: БГУ, 2011 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.elib.bsu.by

6. Рангелова Е. М. Хуманизацията на университетското образование презпоглед на българскистуденти // Хуманизация и демократизация на университетското образование: сборник научных статей. София: СУ «Св. Климент Охридски»; ЕКСОПРЕС, 2007.

7. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2002. 224 с.

8. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. Москва: Юнити, 2002. 440 с.

9. Дьюи Дж. Демократия и образование: пер. с англ. Москва: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

10. Гузеев В. В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Москва: НИИ развития профессионального образования, 2006. 47 с.

11. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Академия, 2005. 312 с.

12. Мельников C. Л. Развитие технологии выполнения учебных творческих проектов по педагогике // Вестник БГУ. 2015. № 2, С. 79–81.

13. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010. С. 193–200 с.

14. Palmer S. and Hall W. An evaluation of a project-based learning initiative in engineering education // European Journal of Engineering Education. 2011. V. 36, № 4. Р. 357–365.

15. Pecore J. L. From Kilpatrick’s project method to project-based learning // International Handbook of Progressive Education. 2015. Р. 155–171.

16. Ralph, R. A. Post secondary project-based learning in science, technology, engineering and mathematics // Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2015. № 6 (1). Р. 26–35. Available from: http://dx.doi.org/10.3926/jotse.155

17. Wurdinger S., Qureshi M. Enhancing College Students’ Life Skills through Project Based Learning // Innovative Higher Education. June 2015, Vol. 40, iss. 3. Р. 279–286.

18. Днепровская Н. В., Янковская Е. А., Шевцова И. В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51.

19. Завражин А. В. Смарт и гуманитарные аспекты преподавания в высшей школе // Статистика и экономика. 2015. № 3. С. 6–9.

20. Карманов А. М. Смарт как качественно новая ступень развития постинформационного общества // Статистика и экономика. 2014. № 5. С. 38–41. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Karmanov.pdf

21. Поллак Г. А. Smart-образование: новые вызовы и новые возможности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2015. № 14. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/view/347/266

22. Тельнов Ю. Ф., Ипатова Э. Р. Технологии смарт-обучения для реализации инновационных образовательных проектов // Открытое образование. 2011. № 3. С. 56–63. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.library.fa.ru/files/Telnov.pdf

23. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев; ред. Е. И. Соколова. Пермь, 2001. С. 77–88.

24. Рогалева Г. И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 90–93.

25. Kołodziejski М., et al. Maciej // University Review. 2017. Vol. 11, №. 4. Р. 26–32. Available from: https://www.researchgate.net/publication/321542427_Project_Method_in_

26. Krauss J. & Boss S. Thinking through project based learning: Guiding deeper inquiry. 2013. Available from: https://books.google.ru/books?id=vT2DmDQnkYgC&hl=ru

27. Kim M.-S. A conceptual framework to develop a project management system with multidisciplinary consilience in the capstone design course // Global Journal of Engineering Education. 2015, Number 2. Vol. 17. Available from: http://wiete.com.au/journals/GJEE/Publish/vol17no2/01-Kim-M-S.pdf

28. Ralph R. A. Post-school project training in science, technology, engineering and mathematics // Journal of Technology and Science Education. 2015. Available from: http://www.jotse.org/index.php/jotse/article/view/155/191

29. Twining P. Virtual worlds and education // Routledge. 2010. Vol. 6/1, № 52 (2). Р. 117–122.

30. Гапонцев, В. Л., Федоров, В. А., Гапонцева, М. Г. Язык описания структуры содержания образования: возможности современной математики // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. 5 (78). Р. 75–94. DOI: 10.21510/1817-3292-2018-5-75-94

31. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. 4-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2009. 272 с.

32. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. 3-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2014. 160 с.

33. Полат Е. С. Метод проектов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/olkers-yu-polat-es-i-dr-metod-proektov-nauchno-metodicheskiy-sbornik_e123df8da11.html?page=5

34. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

35. Martin T., Rivale S. D., Diller K. R. Comparison of student learning in challenge-based and traditional instruction in biomedical engineering // Annals of Biomedical Engineering. 2007, № 35 (8). Р. 1312–1323.

36. Morawski C. M. Teaching students in place: the languages of third space learning // Cultural Studies of Science Education. 2017. № 12 (3). Р. 555–564.

37. Macdonald J. Twining P. Assessing activity–based learning for a networked course // British Journal of Educational Technology. 2002. № 33 (5). Р. 603–618.

38. Jessup E., Sumner T. Design-based learning and the participation of women in IT frontiers // Journal of Women Studies. 2005. № 26 (1). Р. 141–147.

39. Moursund D. Project-based learning using information technology. 2003, January. Р. 24–25. Available from: https://www.researchgate.net/publication/247276594

40. Тонких А. П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник БГУ. 2017. № 3. С. 286–292.

41. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку: учебник. 2-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2004. 176 с.

42. Лаврус В. С. Золотое сечение. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm

43. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Москва: ПСТГУ, 2014. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/book.php?book=1034564

44. Морелл Л. Многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/16148-pokhorony-vysshego-obrazovaniya-kak-dolzhny-izmenitsya-vuzy-chtoby-snova-stat-nuzhnymi


Recensión

Para cita:


Astashova N.A., Melnikov S.L., Tonkikh A.P., Kamynin V.L. Technological Resources in Modern Higher Education. The Education and science journal. 2020;22(6):74-101. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-74-101

Número de consultas: 2205


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)