Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методологическое обоснование

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-9-32

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье излагается философско-методологическое обоснование личностного опыта как предмета развития в образовательном процессе и личностной культуры как цели развивающего образования. Такое обоснование составляет содержание философии развивающего образования в части, которую можно отнести к философской антропологии, к философии культуры и социальной философии, и складывается из знаний о закономерностях развития личностного опыта человека и становления основных типов личностной культуры. Это позволяет определить инвариантную структуру целей образования, которая может быть соотнесена с требованиями к результатам образования, описанными через компетенции. На основании инвариантной структуры могут быть определены вариативные способы реализации этих целей как для общего, так и для профессионального образования, отражающие особенный и единичный уровни бытия человека.

Цель статьи – обосновать понимание личностной культуры как цели образования, ориентированного на развитие человека как целостности, на становление его личности с точки зрения философии образования.

Методология и методы. Методологической основой исследования является диалектический подход: диалектика сущности и существования человека, принцип единства многообразия, взаимосвязь общего, особенного и единичного. Методики исследования определялись в соответствии с философскими и психологическими знаниями о человеке и личности, полученными на основе применения системного, предметно-деятельностного и культурно-исторического подходов.

Результаты. Результатом исследования стал вывод о том, что закономерности приобретения, воспроизводства и развития личностного опыта человека являются объективным основанием определения системы целей развивающего образования, его содержания и комплекса способов его организации. Личностный опыт выступает предметом развития в образовательном процессе. Качественное состояние опыта, характеризующее завершение этапов социокультурного развития человека, определяется авторами как личностная культура, которая выступает целостным продуктом образовательного процесса, а значит, и общей целью образования. Знание о закономерностях существования и развития основных элементов личностного опыта становится обоснованием определения целей, содержания и способов организации воспитания и обучения в целостном образовательном процессе.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в философии образования рассмотрено становление личностной культуры в сопряжении с освоением индивидами групп культурных средств, соответствующих основным этапам культурного развития человека.

Практическая значимость. Разработанный подход позволяет определить инвариантную структуру педагогической технологии непрерывного развивающего образования, а также предполагает создание ее вариативной составляющей, обеспечение единства и своеобразия уровней бытия человека в образовательном процессе.

Об авторах

Н. Л. Худякова
Челябинский государственный университет
Россия

Худякова Наталья Леонидовна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Челябинск



А. Б. Невелев
Челябинский государственный университет
Россия

Невелев Анатолий Борисович – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Челябинск



В. С. Невелева
Челябинский государственный институт культуры
Россия

Невелева Вера Сергеевна – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философских наук

Челябинск



Список литературы

1. Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. No Limits to Learning. Oxford, 2014. 159 р. Available from: https://www.elsevier.com/books/no-limits-tolearning/botkin/978-0-08-024704-5 (date of access: 05.01.2019).

2. Арпентьева М. Р., Гриднева С. В., Тащева А. И. Кризис университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоустойчивому специалисту» // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2298–2308.

3. Касаткин П. И. Современное образование: функции и предназначение // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 109–120.

4. Запесоцкий А. С. Философия образования и проблемы современных реформ // Экономика образования. 2014. № 3. С. 33–41.

5. Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. Универсальные компетентности и новая грамотность. Чему учить сегодня для успеха завтра // Учительская газета. № 30. 24 июля 2018 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/75388 (дата обращения: 27.04.2019).

6. Репина Е. Г. Компетентностный подход: фундаментальные положения и их практическая реализация в вузе // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 23–28 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2125/ (дата обращения: 01.06.2019).

7. Баранов Е. Г., Баранова О. В. Развитие личности в вузе // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 24–33.

8. Наторп П. Избранные работы. Москва: Территория будущего, 2006. 384 с.

9. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991. С. 374.

11. Кардинер А. Концепция основной личностной структуры [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/kardiner-koncepciyaosnovnoy-lichnostnoy-struktury (дата обращения: 05.01.2019).

12. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. Москва: Дом педагогики, 1999. 608 с.

13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.

14. Давыдов В. В. Философско-психологические проблемы развития образования. Москва: ИНТОР, 1994. 128 с.

15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

16. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 1996. 432 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/kardiner-koncepciyaosnovnoy-lichnostnoy-struktury (дата обращения: 05.01.2019).

17. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 1990. 576 с.

18. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2002. 512 с.

19. Худякова Н. Л. Философия образования: образование в системе социальных отношений: учебное пособие. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2018. 143 с.

20. Clark J. Philosophy of Education in Today’s World and Tomorrow’s: A View from ‘Down Under // Paideusis. 2006. Vol. 15, № 1. P. 21–30. Available from: https://journals.sfu.ca/pie/index.php/pie/article/download/40/3 (date of access: 20.02.2019).

21. Siegel H. Introduction: Philosophy of Education and Philosophy. The Oxford Handbook of Philosophy of Education. London: Oxford, 2009. Print Publication Date: Oct 2009/ – Online Publication Date: Jan 2010. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780195312881.003.000. Available from: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780195312881.001.0001/oxfordhb-9780195312881-e-001 (date of access: 20.02.2019).

22. Peters M. A., Tesar M., Locke K. Philosophy of Education. New York: Oxford University Press, 2014. DOI: 10.1093/OBO/9780195396577-0168 Available from: http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo9780195396577/obo-9780195396577-0168.xml;jsessionid=C1249148CB30BF169B980914A671D694 (date of access: 20.02.2019).

23. Hirst P., Peters R. The Logic of Education. London: Routledge & Kegan Paul, 1970. Р. 147.

24. Snook I. Concepts of indoctrination. London: Routledge & Kegan Paul, 1972. Р. 131–151.

25. Harris K. Peters on schooling // Educational Philosophy and Theory. 1977. № 9 (1). P. 33–48.

26. Harris K. Education and knowledge. London: Routledge & Kegan Paul, 1979. 222 р.

27. Harris K. Philosophers of education: detached spectators or political practitioners // Educational Philosophy and Theory. 1980. № 12 (1). Р. 19–35.

28. Walker J. The evolution of APE: analytic philosophy of education in retrospect // Access. 1984. № 3 (1). Р. 1–16.

29. Walker J. Materialist pragmatism and sociology of education // British Journal of Sociology of Education. 1985. № 6 (1). Р. 55–74.

30. Papadopoulos N. Why You Need a Philosophy of Education. Available from: www.metalearn.net/articles/philosophy-of-education (date of access: 20.02.2019).

31. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба. Двадцать лекций по философии: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001. С. 367–403.

32. Невелев А. Б. Культура в структуре предметности человеческого Я // Экономика и культура: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (28–29 мая 2010 г.) / под общей редакцией К. П. Стожко, проф. Н. Н. Целищева. Екатеринбург: СТЯГЪ, 2010. С. 265–268.

33. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981. 186 с.

34. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2 (94). С. 64–77.

35. Якиманская И. С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 3–13.

36. Сериков В. В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11–18 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2018/02/2018-02-02.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

37. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. Москва, 1998. 289 с.

38. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2000. 272 с.

39. Bruner J. S. The Culture of Education. Cambr., Mass.: Harvard University Press, 2006. 240 p.

40. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновация в школе. 2009. № 2. С. 7–14.

41. Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения: 09.04.2019).

42. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. Москва: Точка, 2018. 240 с.


Для цитирования:


Худякова Н.Л., Невелев А.Б., Невелева В.С. Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методологическое обоснование. Образование и наука. 2020;22(7):9-32. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-9-32

For citation:


Hudyakova N.L., Nevelev A.B., Neveleva V.S. Personal culture as a goal of continuing developmental education: Philosophical and methodological substantiation. The Education and science journal. 2020;22(7):9-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-9-32

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)