Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методологическое обоснование
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-9-32
Resumen
Введение. В статье излагается философско-методологическое обоснование личностного опыта как предмета развития в образовательном процессе и личностной культуры как цели развивающего образования. Такое обоснование составляет содержание философии развивающего образования в части, которую можно отнести к философской антропологии, к философии культуры и социальной философии, и складывается из знаний о закономерностях развития личностного опыта человека и становления основных типов личностной культуры. Это позволяет определить инвариантную структуру целей образования, которая может быть соотнесена с требованиями к результатам образования, описанными через компетенции. На основании инвариантной структуры могут быть определены вариативные способы реализации этих целей как для общего, так и для профессионального образования, отражающие особенный и единичный уровни бытия человека.
Цель статьи – обосновать понимание личностной культуры как цели образования, ориентированного на развитие человека как целостности, на становление его личности с точки зрения философии образования.
Методология и методы. Методологической основой исследования является диалектический подход: диалектика сущности и существования человека, принцип единства многообразия, взаимосвязь общего, особенного и единичного. Методики исследования определялись в соответствии с философскими и психологическими знаниями о человеке и личности, полученными на основе применения системного, предметно-деятельностного и культурно-исторического подходов.
Результаты. Результатом исследования стал вывод о том, что закономерности приобретения, воспроизводства и развития личностного опыта человека являются объективным основанием определения системы целей развивающего образования, его содержания и комплекса способов его организации. Личностный опыт выступает предметом развития в образовательном процессе. Качественное состояние опыта, характеризующее завершение этапов социокультурного развития человека, определяется авторами как личностная культура, которая выступает целостным продуктом образовательного процесса, а значит, и общей целью образования. Знание о закономерностях существования и развития основных элементов личностного опыта становится обоснованием определения целей, содержания и способов организации воспитания и обучения в целостном образовательном процессе.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в философии образования рассмотрено становление личностной культуры в сопряжении с освоением индивидами групп культурных средств, соответствующих основным этапам культурного развития человека.
Практическая значимость. Разработанный подход позволяет определить инвариантную структуру педагогической технологии непрерывного развивающего образования, а также предполагает создание ее вариативной составляющей, обеспечение единства и своеобразия уровней бытия человека в образовательном процессе.
De los autores
Н. ХудяковаRussian Federation
А. Невелев
Russian Federation
В. Невелева
Russian Federation
Referencias
1. Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. No Limits to Learning. Oxford, 2014. 159 р. Available from: https://www.elsevier.com/books/no-limits-tolearning/botkin/978-0-08-024704-5 (date of access: 05.01.2019).
2. Арпентьева М. Р., Гриднева С. В., Тащева А. И. Кризис университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоустойчивому специалисту» // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2298–2308.
3. Касаткин П. И. Современное образование: функции и предназначение // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 109–120.
4. Запесоцкий А. С. Философия образования и проблемы современных реформ // Экономика образования. 2014. № 3. С. 33–41.
5. Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. Универсальные компетентности и новая грамотность. Чему учить сегодня для успеха завтра // Учительская газета. № 30. 24 июля 2018 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/75388 (дата обращения: 27.04.2019).
6. Репина Е. Г. Компетентностный подход: фундаментальные положения и их практическая реализация в вузе // Педагогика высшей школы. 2017. № 2. С. 23–28 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2125/ (дата обращения: 01.06.2019).
7. Баранов Е. Г., Баранова О. В. Развитие личности в вузе // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 24–33.
8. Наторп П. Избранные работы. Москва: Территория будущего, 2006. 384 с.
9. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991. С. 374.
11. Кардинер А. Концепция основной личностной структуры [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/kardiner-koncepciyaosnovnoy-lichnostnoy-struktury (дата обращения: 05.01.2019).
12. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. Москва: Дом педагогики, 1999. 608 с.
13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.
14. Давыдов В. В. Философско-психологические проблемы развития образования. Москва: ИНТОР, 1994. 128 с.
15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
16. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 1996. 432 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/kardiner-koncepciyaosnovnoy-lichnostnoy-struktury (дата обращения: 05.01.2019).
17. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 1990. 576 с.
18. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2002. 512 с.
19. Худякова Н. Л. Философия образования: образование в системе социальных отношений: учебное пособие. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2018. 143 с.
20. Clark J. Philosophy of Education in Today’s World and Tomorrow’s: A View from ‘Down Under // Paideusis. 2006. Vol. 15, № 1. P. 21–30. Available from: https://journals.sfu.ca/pie/index.php/pie/article/download/40/3 (date of access: 20.02.2019).
21. Siegel H. Introduction: Philosophy of Education and Philosophy. The Oxford Handbook of Philosophy of Education. London: Oxford, 2009. Print Publication Date: Oct 2009/ – Online Publication Date: Jan 2010. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780195312881.003.000. Available from: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780195312881.001.0001/oxfordhb-9780195312881-e-001 (date of access: 20.02.2019).
22. Peters M. A., Tesar M., Locke K. Philosophy of Education. New York: Oxford University Press, 2014. DOI: 10.1093/OBO/9780195396577-0168 Available from: http://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo9780195396577/obo-9780195396577-0168.xml;jsessionid=C1249148CB30BF169B980914A671D694 (date of access: 20.02.2019).
23. Hirst P., Peters R. The Logic of Education. London: Routledge & Kegan Paul, 1970. Р. 147.
24. Snook I. Concepts of indoctrination. London: Routledge & Kegan Paul, 1972. Р. 131–151.
25. Harris K. Peters on schooling // Educational Philosophy and Theory. 1977. № 9 (1). P. 33–48.
26. Harris K. Education and knowledge. London: Routledge & Kegan Paul, 1979. 222 р.
27. Harris K. Philosophers of education: detached spectators or political practitioners // Educational Philosophy and Theory. 1980. № 12 (1). Р. 19–35.
28. Walker J. The evolution of APE: analytic philosophy of education in retrospect // Access. 1984. № 3 (1). Р. 1–16.
29. Walker J. Materialist pragmatism and sociology of education // British Journal of Sociology of Education. 1985. № 6 (1). Р. 55–74.
30. Papadopoulos N. Why You Need a Philosophy of Education. Available from: www.metalearn.net/articles/philosophy-of-education (date of access: 20.02.2019).
31. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба. Двадцать лекций по философии: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001. С. 367–403.
32. Невелев А. Б. Культура в структуре предметности человеческого Я // Экономика и культура: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (28–29 мая 2010 г.) / под общей редакцией К. П. Стожко, проф. Н. Н. Целищева. Екатеринбург: СТЯГЪ, 2010. С. 265–268.
33. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981. 186 с.
34. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2 (94). С. 64–77.
35. Якиманская И. С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 3–13.
36. Сериков В. В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11–18 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2018/02/2018-02-02.pdf (дата обращения: 20.10.2019).
37. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. Москва, 1998. 289 с.
38. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2000. 272 с.
39. Bruner J. S. The Culture of Education. Cambr., Mass.: Harvard University Press, 2006. 240 p.
40. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновация в школе. 2009. № 2. С. 7–14.
41. Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения: 09.04.2019).
42. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. Москва: Точка, 2018. 240 с.
Recensión
Para cita:
Hudyakova N.L., Nevelev A.B., Neveleva V.S. Personal culture as a goal of continuing developmental education: Philosophical and methodological substantiation. The Education and science journal. 2020;22(7):9-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-9-32