Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Детско-родительские взаимоотношения как предиктор финансовой активности молодежи

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-33-51

Полный текст:

Аннотация

Введение. Исследование финансового поведения и активности человека в отношении распоряжения материальными ресурсами представляется актуальным и востребованным с позиции определения как потенциальных рисков формирования девиантных моделей поведения в данной сфере, так и возможностей обучения навыкам эффективного управления собственными денежными средствами. Исследования финансового поведения молодежи во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями достаточно ограниченно представлены в современной науке и проводятся в основном за рубежом. В связи с недостатком данных ценность отечественных изысканий велика в силу высокой востребованности научных представлений о такой взаимосвязи.

Цель изложенного в статье исследования – выявление взаимосвязи детско-родительских взаимоотношений и финансовой активности молодых людей посредством соотношения их моделей финансового поведения, а также определение детерминант активности юношей и девушек в системе родительского воспитания.

Методология и методики исследования. Эмпирическое исследование проводилось в период с января по май 2019 г. с вовлечением двух взаимосвязанных выборок – респондентов в возрасте 14–16 лет и их родителей. Общее количество испытуемых составило 144 человека, из них 87 родителей (57 женщин и 30 мужчин) и 57 представителей молодежи (29 девушек и 28 юношей). Для сбора данных были использованы авторская анкета, содержащая два блока: оценку финансовой активности семьи и оценку финансовой активности молодежи; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); опросник «Поведение родителей и отношение детей к ним» (Е. Шафер). Обработка полученных данных проводилась с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistic 19.0, применялись методы дескриптивной статистики, кластерного, корреляционного и регрессионного анализа.

Результаты и научная новизна. В результате эмпирического исследования были построены две статистически достоверные регрессионные модели. Согласно этим моделям, некоторые особенности детско-родительских взаимоотношений действительно стимулируют финансовую активность и самостоятельность молодежи. Выделены группы финансово активных и финансово пассивных юношей и девушек. Установлено, что эти группы различаются только в отношении оценок ими воздействия со стороны матери.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для формирования научного представления о генезисе и механизмах стимулирования финансовой активности человека, а также в определении целевых групп и разработке эффективных методов обучения финансовой грамотности населения.

Об авторах

Н. Е. Жданова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Жданова Наталья Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития

Екатеринбург



И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Воробьева Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и психологии среды

Екатеринбург



М. С. Кривощекова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кривощекова Марина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионально-ориентированного языкового образования

Екатеринбург



С. И. Велкова
Профессиональная высшая школа механической электротехники и электроники
Болгария

Велкова Стефка Ивановна – преподаватель

Бургас



Список литературы

1. Лубский А. А. Культура экономического поведения субъектов экономического хозяйствования как фактор социально-экономического развития общества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 1. С. 6–12.

2. Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. Москва: Институт психологии РАН, 2013. 312 с.

3. Лубский А. А. Развитие экономического мышления как направление модернизации современного российского образования // Азербайджанская школа. 2019. № 4. С. 79–90.

4. Айгумова З. И., Чижова К. И. Исследование эмоциональной устойчивости подростков в контексте детско-родительских отношений // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 53–63.

5. Rohner R. P. Handbook for the Study of Parental Acceptance and Rejection. Storrs, Centre for the Study of Parental Acceptance and Rejection. Connecticut: University of Connecticut, 1984. P. 54–64.

6. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. Москва, 1986. 206 с.

7. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. Москва: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.

8. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.

9. Эриксон Э. Трагедия личности. Москва: Алгоритм, 2019. 256 с.

10. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 464 с.

11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков // Ребенок в современном мире: сборник научных статей / науч. ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. Москва: МГППУ, 2017. С. 90–100.

12. Самылова О. А. Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 66–69.

13. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 767 с.

14. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) // Психологический журнал. 2011. № 2 (32). С. 59–81.

15. Арефьева Т. А. Дети и деньги. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 246 с.

16. Goudarzi S., Pliskin R., Jost J. T. et al. Economic system justification predicts muted emotional responses to inequality // Nature communications. 2020. № 11. P. 383. Available from: https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/86339/Goudzari_et_al_2020.pdf?sequence=1

17. Миронова Т. Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 12 (3). С. 74–78.

18. Миронова Т. Ю. Особенности экономического поведения подростков и юношей, формирующегося в процессе экономической социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 12 (1). С. 61–64.

19. Юлдашева М. Р. Ценностная ориентация современной молодежи как аспект саморегуляции экономического поведения // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. № 3. С. 48–52.

20. Kirkpatrick Johnson M., Hitlin S. Family (Dis) Advantage and Life Course Expectations. // Social Forces. March 2017. № 95 (3). Р. 997–1022. Available from: https://doi.org/10.1093/sf/sow094

21. Johnson M. K., Hitlin S. Adolescent Agentic Orientations: Contemporaneous Family Influence, Parental Biography and Intergenerational Development // Youth Adolescence. 2017. № 46. Р. 2215–2229. Available from: https://doi.org/10.1007/s10964-017-0669-5

22. Фоломеева Т. В., Шурыгина Ю. С. О потребительской социализации детей и подростков // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 20–24.

23. Брега Г. В. Этнические особенности экономического поведения. Москва: Прометей, 2018. 171 с.

24. Fünfgeld B., Wang M. Attitude and behaviour in everyday finance: evidence from Switzerland // International Journal of Bank Marketing. 2009. № 27 (2). Р. 108–128. Available from: https://doi.org/10.1108/02652320910935607

25. Мигранова Л. А., Тореев В. Б., Ярашева А. В. Экономическое поведение: анализ и перспективы // Экономические и социальные изменения: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 1 (31). С. 93–100. DOI: 10.15838/esc/2014.1.31.11. Available from: http://esc.isert-ran.ru/article/493?_lang=en

26. Worthy S. L., Jonkman J., Blinn-Pike L. Sensation-seeking, risk-taking, and problematic financial behaviors of college students // Journal of Family and Economic Issues. 2010. № 31. Р. 161–170.

27. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Москва: Академия, 2012. 656 с.

28. Orth U. The family environment in early childhood has a long-term effect on self-esteem: A longitudinal study from birth to age 27 years // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. № 114 (4). P. 637–655. Available from: http://www.apa.org/pubs/journals/psp/. DOI: 10.1037/pspp0000143

29. Hank K., Salzburger V., Silverstein M. Intergenerational transmission of parent-child relationship quality: Evidence from a multi-actor survey // Social Science Research. 2017. № 67. 129–137. Available from: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2017.06.004

30. Amato P. R., Patterson S. E. The Intergenerational Transmission of Union Instability in Early Adulthood // Journal of Marriage and Family. 2017. № 79 (3). Р. 723–738. Available from: https://doi.org/10.1111/jomf.12384

31. Burger K., Mortimer J., Kirkpatrick Johnson M. Self-esteem and self-efficacy in the status attainment process and the multigenerational transmission of advantage // Social Science Research. 2020. № 86. Available from: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2019.102374

32. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Серия: Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Москва: Фолиум, 1996. 48 с.

33. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 408 с.

34. Ashby J. S., Schoon I. Career success: The role of teenage career aspirations, ambition value and gender in predicting adult social status and earnings // Journal of Vocational Behavior. 2010. № 77 (3). Р. 350–360. Available from: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2010.06.006

35. Mortimer J. T., Zhang L., Hussemann J., Wu C.-Y. Parental economic hardship and children’s achievement orientations // Longitudinal and Life Course Studies. 2014. № 5 (2). Р. 105–128. Available from: http://www.llcsjournal.org/index.php/llcs/article/view/271/295. DOI: 10.14301/llcs.v5i2.271


Для цитирования:


Жданова Н.Е., Воробьева И.В., Кривощекова М.С., Велкова С.И. Детско-родительские взаимоотношения как предиктор финансовой активности молодежи. Образование и наука. 2020;22(7):33-51. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-33-51

For citation:


Zhdanova N.E., Vorobeva I.V., Krivoshchekova M.S., Velkova S.I. Сhild-parent relationship as a predictor of youth’s financial activity. The Education and science journal. 2020;22(7):33-51. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-33-51

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)