Детско-родительские взаимоотношения как предиктор финансовой активности молодежи
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-33-51
Resumen
Введение. Исследование финансового поведения и активности человека в отношении распоряжения материальными ресурсами представляется актуальным и востребованным с позиции определения как потенциальных рисков формирования девиантных моделей поведения в данной сфере, так и возможностей обучения навыкам эффективного управления собственными денежными средствами. Исследования финансового поведения молодежи во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями достаточно ограниченно представлены в современной науке и проводятся в основном за рубежом. В связи с недостатком данных ценность отечественных изысканий велика в силу высокой востребованности научных представлений о такой взаимосвязи.
Цель изложенного в статье исследования – выявление взаимосвязи детско-родительских взаимоотношений и финансовой активности молодых людей посредством соотношения их моделей финансового поведения, а также определение детерминант активности юношей и девушек в системе родительского воспитания.
Методология и методики исследования. Эмпирическое исследование проводилось в период с января по май 2019 г. с вовлечением двух взаимосвязанных выборок – респондентов в возрасте 14–16 лет и их родителей. Общее количество испытуемых составило 144 человека, из них 87 родителей (57 женщин и 30 мужчин) и 57 представителей молодежи (29 девушек и 28 юношей). Для сбора данных были использованы авторская анкета, содержащая два блока: оценку финансовой активности семьи и оценку финансовой активности молодежи; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); опросник «Поведение родителей и отношение детей к ним» (Е. Шафер). Обработка полученных данных проводилась с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistic 19.0, применялись методы дескриптивной статистики, кластерного, корреляционного и регрессионного анализа.
Результаты и научная новизна. В результате эмпирического исследования были построены две статистически достоверные регрессионные модели. Согласно этим моделям, некоторые особенности детско-родительских взаимоотношений действительно стимулируют финансовую активность и самостоятельность молодежи. Выделены группы финансово активных и финансово пассивных юношей и девушек. Установлено, что эти группы различаются только в отношении оценок ими воздействия со стороны матери.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для формирования научного представления о генезисе и механизмах стимулирования финансовой активности человека, а также в определении целевых групп и разработке эффективных методов обучения финансовой грамотности населения.
De los autores
Н. ЖдановаRussian Federation
И. Воробьева
Russian Federation
М. Кривощекова
Russian Federation
С. Велкова
Bulgaria
Referencias
1. Лубский А. А. Культура экономического поведения субъектов экономического хозяйствования как фактор социально-экономического развития общества // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 1. С. 6–12.
2. Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. Москва: Институт психологии РАН, 2013. 312 с.
3. Лубский А. А. Развитие экономического мышления как направление модернизации современного российского образования // Азербайджанская школа. 2019. № 4. С. 79–90.
4. Айгумова З. И., Чижова К. И. Исследование эмоциональной устойчивости подростков в контексте детско-родительских отношений // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 53–63.
5. Rohner R. P. Handbook for the Study of Parental Acceptance and Rejection. Storrs, Centre for the Study of Parental Acceptance and Rejection. Connecticut: University of Connecticut, 1984. P. 54–64.
6. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. Москва, 1986. 206 с.
7. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. Москва: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
8. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.
9. Эриксон Э. Трагедия личности. Москва: Алгоритм, 2019. 256 с.
10. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 464 с.
11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков // Ребенок в современном мире: сборник научных статей / науч. ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. Москва: МГППУ, 2017. С. 90–100.
12. Самылова О. А. Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 66–69.
13. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 767 с.
14. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) // Психологический журнал. 2011. № 2 (32). С. 59–81.
15. Арефьева Т. А. Дети и деньги. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 246 с.
16. Goudarzi S., Pliskin R., Jost J. T. et al. Economic system justification predicts muted emotional responses to inequality // Nature communications. 2020. № 11. P. 383. Available from: https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/86339/Goudzari_et_al_2020.pdf?sequence=1
17. Миронова Т. Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 12 (3). С. 74–78.
18. Миронова Т. Ю. Особенности экономического поведения подростков и юношей, формирующегося в процессе экономической социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 12 (1). С. 61–64.
19. Юлдашева М. Р. Ценностная ориентация современной молодежи как аспект саморегуляции экономического поведения // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. № 3. С. 48–52.
20. Kirkpatrick Johnson M., Hitlin S. Family (Dis) Advantage and Life Course Expectations. // Social Forces. March 2017. № 95 (3). Р. 997–1022. Available from: https://doi.org/10.1093/sf/sow094
21. Johnson M. K., Hitlin S. Adolescent Agentic Orientations: Contemporaneous Family Influence, Parental Biography and Intergenerational Development // Youth Adolescence. 2017. № 46. Р. 2215–2229. Available from: https://doi.org/10.1007/s10964-017-0669-5
22. Фоломеева Т. В., Шурыгина Ю. С. О потребительской социализации детей и подростков // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 20–24.
23. Брега Г. В. Этнические особенности экономического поведения. Москва: Прометей, 2018. 171 с.
24. Fünfgeld B., Wang M. Attitude and behaviour in everyday finance: evidence from Switzerland // International Journal of Bank Marketing. 2009. № 27 (2). Р. 108–128. Available from: https://doi.org/10.1108/02652320910935607
25. Мигранова Л. А., Тореев В. Б., Ярашева А. В. Экономическое поведение: анализ и перспективы // Экономические и социальные изменения: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 1 (31). С. 93–100. DOI: 10.15838/esc/2014.1.31.11. Available from: http://esc.isert-ran.ru/article/493?_lang=en
26. Worthy S. L., Jonkman J., Blinn-Pike L. Sensation-seeking, risk-taking, and problematic financial behaviors of college students // Journal of Family and Economic Issues. 2010. № 31. Р. 161–170.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Москва: Академия, 2012. 656 с.
28. Orth U. The family environment in early childhood has a long-term effect on self-esteem: A longitudinal study from birth to age 27 years // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. № 114 (4). P. 637–655. Available from: http://www.apa.org/pubs/journals/psp/. DOI: 10.1037/pspp0000143
29. Hank K., Salzburger V., Silverstein M. Intergenerational transmission of parent-child relationship quality: Evidence from a multi-actor survey // Social Science Research. 2017. № 67. 129–137. Available from: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2017.06.004
30. Amato P. R., Patterson S. E. The Intergenerational Transmission of Union Instability in Early Adulthood // Journal of Marriage and Family. 2017. № 79 (3). Р. 723–738. Available from: https://doi.org/10.1111/jomf.12384
31. Burger K., Mortimer J., Kirkpatrick Johnson M. Self-esteem and self-efficacy in the status attainment process and the multigenerational transmission of advantage // Social Science Research. 2020. № 86. Available from: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2019.102374
32. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Серия: Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Москва: Фолиум, 1996. 48 с.
33. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 408 с.
34. Ashby J. S., Schoon I. Career success: The role of teenage career aspirations, ambition value and gender in predicting adult social status and earnings // Journal of Vocational Behavior. 2010. № 77 (3). Р. 350–360. Available from: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2010.06.006
35. Mortimer J. T., Zhang L., Hussemann J., Wu C.-Y. Parental economic hardship and children’s achievement orientations // Longitudinal and Life Course Studies. 2014. № 5 (2). Р. 105–128. Available from: http://www.llcsjournal.org/index.php/llcs/article/view/271/295. DOI: 10.14301/llcs.v5i2.271
Recensión
Para cita:
Zhdanova N.E., Vorobeva I.V., Krivoshchekova M.S., Velkova S.I. Сhild-parent relationship as a predictor of youth’s financial activity. The Education and science journal. 2020;22(7):33-51. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-33-51