Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76

Полный текст:

Аннотация

Введение. В условиях современного российского образования акцент смещается на умение обучающихся нестандартно решать профессиональные задачи и повышение доли их самостоятельной работы. Все это побуждает увеличивать количество исследований по выявлению стилей мышления, свойственных молодым людям студенческого возраста.

Цель статьи – представить результаты эмпирического исследования по определению взаимосвязи стилей мышления и академической успеваемости студентов Астраханского государственного университета.

Методология и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: методика «Стиль мышления» (А. К. Белоусова), опросник «Стиль деятельности» (П. Хони, А. Мэмфорд), Опросник имплицитных теорий и целей обучения (К. Двек), методика «Шкала академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин), а также математико-статистические методы обработки данных: критерий Колмогорова – Смирнова для одной выборки, критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий Манна – Уитни, линейная корреляция Пирсона, ранговая корреляция Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Результаты. В эмпирическом исследовании приняли участие 82 студента (40 юношей и 42 девушки) пяти факультетов Астраханского государственного университета в возрасте от 20 до 23 лет. Было выявлено, что инициативный стиль мышления имеет положительную корреляцию с переменной «обогащаемая личность», критический стиль мышления – с переменными «интроецированная мотивация» и «экстернальная мотивация». Управленческий и практический стили мышления положительно коррелируют с переменными «мотивация достижения», «наращиваемый интеллект», «обогащаемая личность», «познавательная мотивация», «принятие целей обучения».

Научная новизна. Выявлена тенденция к проявлению достоверной связи стилей мышления и академической успеваемости. Зафиксирована положительная корреляция между управленческим, практическим стилями мышления и познавательной мотивацией, мотивацией достижения. Студенты с инициативным, практическим, управленческим стилями мышления демонстрируют показатель академической успеваемости выше среднего.

Практическая значимость. Материалы публикации имеют прикладное значение для преподавателей и студентов, так как учет индивидуальных стилевых особенностей обучающихся способствует повышению эффективности процесса освоения знаний и навыков.

Об авторах

О. А. Халифаева
Астраханский государственный университет
Россия

Халифаева Ольга Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и когнитивной психологии

Астрахань

Russian Science Citation Index Author ID 742985



Н. Ю. Коленкова
Астраханский государственный университет
Россия

Коленкова Наталья Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии

Астрахань

Russian Science Citation Index Author ID 641209



И. Ю. Тюрина
Астраханский государственный университет
Россия

Тюрина Ирина Юрьевна – ассистент кафедры общей и когнитивной психологии

Астрахань

Russian Science Citation Index Author ID 648923



А. Г. Фадина
Астраханский государственный университет
Россия

Фадина Ангелина Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии

Астрахань

Russian Science Citation Index Author ID 634667



Список литературы

1. Harrison A. F., Bramson R. M. The art of thinking. New York: Berkley Books, 1984. P. 189–193.

2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1993. 351 с.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва; Томск, 1997. 391 с.

4. Белоусова А. К., Пищик В. И. Стили мышления: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2010. 152 с.

5. Белоусова А. К., Сахабутдинова Э., Огнищева И. Взаимосвязь типа и стиля мышления менеджеров и студентов с креативностью // Когнитивные исследования на современном этапе: сборник статей Седьмой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2016. С. 116–120.

6. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/63137204 (дата обращения: 04.03.2019).

7. Zhang L. F. Does the big five predict learning approaches? // Personality and individual differences. 2003. № 8 (34). P. 1431–1446.

8. Zhang LF. Relationship between Thinking styles inventory and study process questionnaire // Personality and individual differences. 2000. № 5 (29). P. 841–856.

9. Залесова Н. В. К вопросу о формировании академической успешности студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2 (22). С. 34–39.

10. Злоказов К. В. Низкая успеваемость, обусловленная деструктивностью личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4. С. 27–32.

11. Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2011. C. 642–668.

12. Марченко А. В., Борзилова Н. С. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 292–296 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/128/35583/ (дата обращения: 11.03.2019).

13. Абросимов А. А. Гуманитарная подготовка и академическая успеваемость студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 5–9.

14. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 438–443.

15. Льноградская О. И. Психологические факторы учебной успешности студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 113–117.

16. Пушкарева Т. П., Калитина В. В. Дидактические средства развития алгоритмического стиля мышления студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 126–143.

17. Li Y.-S., Yu W.-P., Liu C.-F. An exploratory study of the relationship between learning styles and academic performance among students in different nursing programs // Contemporary nurse. 2014. № 2 (48). P. 229–239.

18. Артемьева В. А. Исследование стилевых характеристик инновационной личности // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 2 (49). С. ¬207–213.

19. Чони Ю. И. Инженерный стиль мышления и педагогические приемы его формирования в процессе обучения в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 2. С. 256–259.

20. Gardner H. Truth, beauty, and goodness reframed: educating for the virtues in the twenty-first century. New York: Basic Books, 2011. 244 p.

21. Парченкова В. В. Алгоритмическое мышление и способы его развития // Молодежь и XXI век: материалы VIII Международной молодежной научной конференции. Курск, 2018. С. 191–192.

22. Халифаева О. А., Бисенгалиев Р. В. Особенности взаимосвязи стилей мышления и лидерских способностей в процессе социализации // Психологическая служба школы: реальность и перспективы: сборник материалов региональной научно-практической конференции. 22 мая 2018 г. Астрахань: Астраханский университет, 2018. С. 19–23.

23. Колесникова Е. И. Академическая успеваемость студентов технического вуза с различным стилем мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. № 2 (16). С. 18–32.

24. Valenzuela S., Riveiro S., Manuel J. Learning strategies and academic goals as a function of gender, parenting styles and performance on high school students // Revista compolutense de educacion. 2019. № 1 (30). P. 167–184.

25. Халифаева О. А. Особенности взаимосвязи стилей мышления и креативности в юношеском возрасте // Психология обучения. 2016. № 12. С. 38–45.

26. Долганов Д. Н. Модель оценки и прогнозирования успешности обучения // Вестник экспериментального образования. 2018. № 1 (14). С. 40– 54.

27. Русина Н. А., Хабарова И. В. Изучение стилей мышления и когнитивных стилей студентов медицинского вуза // Психология. Экономика. Право. 2014. № 2. С. 14–21.

28. Samadzadeh M., Abbasi M., Shahbazzadegan B. Survey of relationship between psychological hardiness, thinking styles and social skills with high school students academic progress in Arak city // World conference on educational technology researches. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. P. 286–292.

29. Wilson A. D. Embodied Cognition // Stanford Encyclopedia of Philosophy. Available from: https://plato.stanford.edu/entries/embodiedcognition/ (date of access: 30.10.2015).

30. Wilson A. D., Golonka S. Embodied Cognition is Not What you Think it is // Frontiers in Psychology. 2013. Vol. 4. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3569617/ (date of access: 30.10.2015).

31. Милорадова Н. Г., Ишков А. Д. Выявление стилевых особенностей восприятия, мышления и деятельности с помощью опросника «СД» // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58). С. 431–436.

32. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Чумакова М. А. и др. Модификация опросника имплицитных теорий К. Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 86–100.

33. Гордеева Т. О., Сычев О. Е., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96–107.

34. Bulus M. Predictive analysis among thinking styles, goal orientations and academic achievement of student teachers // Yuksekogretim Dergisi. 2016. № 6. P. 62–71.


Рецензия

Для цитирования:


Халифаева О.А., Коленкова Н.Ю., Тюрина И.Ю., Фадина А.Г. Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов. Образование и наука. 2020;22(7):52-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76

For citation:


Khalifaeva O.A., Kolenkova N.Yu., Tyurina I.Yu., Fadina A.G. The relationship of thinking styles and academic performance of students. The Education and science journal. 2020;22(7):52-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76

Просмотров: 1310


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)