Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Конфликтологическая подготовка будущих педагогов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность заявленной темы продиктована возросшей конфликтностью субъектов образования и ростом требований, предъявляемых к профессиональной педагогической деятельности по разрешению конфликтов в условиях общеобразовательной школы. В процессе вузовской подготовки будущих педагогов формированию конфликтологической компетентности не уделяется должного внимания, поэтому возникает необходимость определить место, содержание и технологии соответствующего обучения.

Цель статьи – оценка эффективности авторской технологии конфликтологической подготовки будущих педагогов.

Методология и методики исследования. В исследовании использовался педагогический эксперимент с пре- и посттестированием уровня сформированности компонентов конфликтологической готовности студентов педагогического вуза – участников экспериментальной и контрольной групп. Выборку составили 120 студентов 2–4-го курсов исторического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета города Челябинска. Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: тест К. Томаса; тест достижений для оценки конфликтологических знаний; практические задачи (кейсы); методика «Моя конфликтная позиция» (В. В. Шерниязова). Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью χ2-критерия Пирсона.

Результаты. Установлены различия в сформированнности когнитивного, технологического и личностного компонентов у представителей контрольной и экспериментальной групп. Определена зависимость формирования этих компонентов от внедрения специально разработанной технологии. После педагогического воздействия количество обучающихся с высоким уровнем развития когнитивного компонента выросло от 0 до 39,3%. Большинство студентов (97,6%) освоили алгоритмы решения типичных межличностных конфликтов и стали выбирать конструктивные стратегии их преодоления. По завершении исследования в экспериментальной группе были зафиксированы более высокие показатели сформированности личностного компонента конфликтологической готовности, чем в контрольной группе.

Научная новизна. Предложена обеспечивающая эффективную конфликтологическую подготовку будущих педагогов технология, которая состоит из трех компонентов: погружение в информационное поле конфликта; активизация конфликторазрешающей деятельности; освоение конструктивных практик разрешения конфликтов.

Практическая значимость. Результаты представляют интерес для разработки образовательных программ в системе профессионального образования.

Об авторах

Н. А. Соколова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Соколова Надежда Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии

Челябинск



Н. В. Сиврикова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Сиврикова Надежда Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Челябинск

Researcher ID T-5550-2017,

Scopus Author ID 57200853715



Е. Г. Черникова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Черникова Елена Геннадьевна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Челябинск



Т. Г. Пташко
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Пташко Татьяна Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Челябинск



Е. М. Харланова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Харланова Елена Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Челябинск



С. В. Рослякова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Рослякова Светлана Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Челябинск



Список литературы

1. Lenyungo Z. O. Professional preparation of the teacher for the resolution of pedagogical conflicts in the educational organization // Proceedings of 12th International Technology, Education and Development Conference; INTED; March 05–07 2018. Spain: Valencia, 2018. P. 6424–6427.

2. Alvarez-Garcia D., Rodríguez C., González-Castro P., Núñez J. C., Álvarez L. The Training of Pre-Service Teachers to Deal with School Violence // Revista De Psicodidactica. 2010. № 15 (1). P. 35–36.

3. Базелюк В. В. Структура конфликтологической подготовки учителя к разрешению педагогических конфликтов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 86–88 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19129608

4. Castro-Granados M. A., Medina-Almeida C., Glasserman L. Strengthening teaching competence for addressing cyberbullying in a Colombian public junior high school // Cpu-E Revista De Investigacion Educativa. 2017. № 24. Р. 200–223. DOI: https://doi.org/10.25009/cpue.v0i24.2409

5. Alvarez M. G., Blunk E. M. The role of teachers in peer conflict: implications for teacher reflections // Teacher Development. 2017. № 21 (5). Р. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1273847

6. Кудашкина О. В., Тарасова С. В., Рогачев А. И. Психологическая подготовка будущих учителей физической культуры к снижению конфлик тогенности предстоящих отношений в профессиональной среде // Казанский психологический журнал. 2019. № 2 (133). С. 157–161 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191219

7. Морозова Т. А. Технологии формирования рефлексивной составляющей конфликтологической готовности будущего педагога начальной школы // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 112–114 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22777279

8. Bissembayeva А., Sivrikova N., Roslyakova S., Kharlanova E., Sokolova N., Moiseeva E., Zherebkina V. The formation of conflictological readiness of the future teachers-psychologists // Opción. 2018. Vol. 34. Р. 1350–1377.

9. Diosdado H. M. L. Learning to live together: appending course in teachers’ training // Revista de Educacion Inclusive. 2016. Vol. 9 (2). P. 215– 224. Available from: https://revistaeducacioninclusiva.es/index.php/REI/article/view/61

10. Gunduz N., Ozcan D. Peer mediation teacher in-service training program for resolving student disputes // Journal for Educators, Teachers and Trainers. 2018. Vol. 9 (2). P. 98–108. Available from: http://jett.labosfor.com/index.php/jett/article/download/368/350

11. Jaramillo A. R. A. Teacher training: pillar for the identification and management of school violence // Alteridad. 2018. Vol. 13 (1). P. 104–114. DOI: https://doi.org/10.17163/alt.v13n1.2018.08

12. Miguelanez O., Sanchez T., Maria E., Conde R., Jose M. Conflict resolution professional skills: Efficacy of a program for competence improvement // Revista Española de Orientación y Psicopedagogía. 2017. Vol. 28, №. 3. P. 30–47. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.28.num.3.2017.21617

13. Sanchez E. M. T., Rodriguez-Conde M. J., García M. E., OlmosMigueláñez S. Evaluation of results of two methods, in-person vs online, for a competences development programme for conflict resolution in secondary education teachers // First International Conference on Technological Ecosystem for Enhancing Multiculturality: Proceedings of the conference. TEEM. November 14–15 2013. Spain: Salamanca; ACM, 2013. P. 579–584. DOI: https://doi.org/10.1145/2536536.2536625

14. Siew N. M., Jones S. Training approaches for improving school managers’ conflict resolution skills: a case study // Problems of education in the 21st century. 2018. Vol. 76, № 5. P. 720–738. Available from: http://oaji.net/articles/2017/457-1540320471.pdf

15. Теплоухов А. П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры в педвузе // European Social ScienceJournal. 2016. № 11. С. 288–293 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28845902

16. Gomez N. P., Rodriguez C. M. V., Gonzalez C. S. A. Training social sciences teachers for developing education for peace in pedagogical schools // Revista Conrado. 2016. Vol. 12 (56). P. 112–121. Available from: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/415

17. Mogonea F., Popescu A. M. The Role of Sociocognitive Conflict in Academic-type Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 180. P. 865–870. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.228

18. Sojo С. Y. C. Mediation in conflicts: challenges in the on-going education of elementary school teachers // Revista de Mediacion. 2018. Vol. 11 (2). e10. Available from: https://revistademediacion.com/wp-content/uploads/2018/07/Revista22-e6.pdf

19. Балыкина Т. В., Новичкова Н. М. Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 38–41 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36807403

20. Sanchez T. M. E., Olmos S., Conde R. J. M., Abad F. M. Efficacy of a Secondary Education teacher training program on conflict management, with technological support // Digital Education Review. 2016. № 29. P. 203–226. DOI: https://doi.org/10.1002/crq.21059

21. Коновалова Л. В. Формирование конфликтологической компетентности студентов вуза средствами игровых технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 2. С. 250–257 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737772

22. Munita R. G. H. The place of conflict in the pedagogical knowledge of art teachers in secondary school // Revista Complutense De Educacion. 2018. Vol. 29, № 4. Р. 959–973. DOI: https://doi.org/10.5209/RCED.54399

23. Lopez M. C. L. Olmedo R. T., Herreria A. F. School conflict and its management in initial teacher training. A case study // Profesorado-Revista De Curriculum Y Formacion De Profesorado. 2017. Vol. 21, № 4. P. 293–314. Available from: https://revistaseug.ugr.es/index.php/profesorado/article/view/10057

24. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). Москва: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

25. Гуменникова Ю. В., Кайдалова Л. В., Рябинова Е. Н. Применение методов математической статистики для обработки и анализа результатов педагогического эксперимента // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (5). С. 1032–1036 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25898354

26. Бисембаева А. К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 84–89 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28916227

27. Макшанцева Л. В., Овчаренко С. Ю. Конфликтологическая компетентность педагога и медиативная деятельность в образовательном процессе // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 31–35 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://systempsychology.ru/journal/2015_14/266-makshanceva-lv-ovcharenko-syu-konfliktologicheskaya-kompetentnostpedagoga-i-mediativnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-processe.html

28. Sanchez T., Conde M. E. R., Miguelanez S. O., Fincias P. T. Determining factors related to satisfaction of secondary education teachers as a quality indicator of a conflict management training program // Revista Complutense de Education. 2017. Vol. 28, № 2. P. 517–535. DOI: https://doi.org/10.5209/rev_RCED.2017.v28.n2.4957


Для цитирования:


Соколова Н.А., Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Харланова Е.М., Рослякова С.В. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов. Образование и наука. 2020;22(7):101-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124

For citation:


Sokolova N.A., Sivrikova N.V., Chernikova E.G., Ptashko T.G., Harlanova E.M., Roslyakova S.V. Conflict management training for future educators. The Education and science journal. 2020;22(7):101-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)