Конфликтологическая подготовка будущих педагогов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124
Resumen
Введение. Актуальность заявленной темы продиктована возросшей конфликтностью субъектов образования и ростом требований, предъявляемых к профессиональной педагогической деятельности по разрешению конфликтов в условиях общеобразовательной школы. В процессе вузовской подготовки будущих педагогов формированию конфликтологической компетентности не уделяется должного внимания, поэтому возникает необходимость определить место, содержание и технологии соответствующего обучения.
Цель статьи – оценка эффективности авторской технологии конфликтологической подготовки будущих педагогов.
Методология и методики исследования. В исследовании использовался педагогический эксперимент с пре- и посттестированием уровня сформированности компонентов конфликтологической готовности студентов педагогического вуза – участников экспериментальной и контрольной групп. Выборку составили 120 студентов 2–4-го курсов исторического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета города Челябинска. Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: тест К. Томаса; тест достижений для оценки конфликтологических знаний; практические задачи (кейсы); методика «Моя конфликтная позиция» (В. В. Шерниязова). Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью χ2-критерия Пирсона.
Результаты. Установлены различия в сформированнности когнитивного, технологического и личностного компонентов у представителей контрольной и экспериментальной групп. Определена зависимость формирования этих компонентов от внедрения специально разработанной технологии. После педагогического воздействия количество обучающихся с высоким уровнем развития когнитивного компонента выросло от 0 до 39,3%. Большинство студентов (97,6%) освоили алгоритмы решения типичных межличностных конфликтов и стали выбирать конструктивные стратегии их преодоления. По завершении исследования в экспериментальной группе были зафиксированы более высокие показатели сформированности личностного компонента конфликтологической готовности, чем в контрольной группе.
Научная новизна. Предложена обеспечивающая эффективную конфликтологическую подготовку будущих педагогов технология, которая состоит из трех компонентов: погружение в информационное поле конфликта; активизация конфликторазрешающей деятельности; освоение конструктивных практик разрешения конфликтов.
Практическая значимость. Результаты представляют интерес для разработки образовательных программ в системе профессионального образования.
De los autores
Н. СоколоваRussian Federation
Н. Сиврикова
Russian Federation
Е. Черникова
Russian Federation
Т. Пташко
Russian Federation
Е. Харланова
Russian Federation
С. Рослякова
Russian Federation
Referencias
1. Lenyungo Z. O. Professional preparation of the teacher for the resolution of pedagogical conflicts in the educational organization // Proceedings of 12th International Technology, Education and Development Conference; INTED; March 05–07 2018. Spain: Valencia, 2018. P. 6424–6427.
2. Alvarez-Garcia D., Rodríguez C., González-Castro P., Núñez J. C., Álvarez L. The Training of Pre-Service Teachers to Deal with School Violence // Revista De Psicodidactica. 2010. № 15 (1). P. 35–36.
3. Базелюк В. В. Структура конфликтологической подготовки учителя к разрешению педагогических конфликтов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 86–88 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19129608
4. Castro-Granados M. A., Medina-Almeida C., Glasserman L. Strengthening teaching competence for addressing cyberbullying in a Colombian public junior high school // Cpu-E Revista De Investigacion Educativa. 2017. № 24. Р. 200–223. DOI: https://doi.org/10.25009/cpue.v0i24.2409
5. Alvarez M. G., Blunk E. M. The role of teachers in peer conflict: implications for teacher reflections // Teacher Development. 2017. № 21 (5). Р. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1273847
6. Кудашкина О. В., Тарасова С. В., Рогачев А. И. Психологическая подготовка будущих учителей физической культуры к снижению конфлик тогенности предстоящих отношений в профессиональной среде // Казанский психологический журнал. 2019. № 2 (133). С. 157–161 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191219
7. Морозова Т. А. Технологии формирования рефлексивной составляющей конфликтологической готовности будущего педагога начальной школы // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 112–114 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22777279
8. Bissembayeva А., Sivrikova N., Roslyakova S., Kharlanova E., Sokolova N., Moiseeva E., Zherebkina V. The formation of conflictological readiness of the future teachers-psychologists // Opción. 2018. Vol. 34. Р. 1350–1377.
9. Diosdado H. M. L. Learning to live together: appending course in teachers’ training // Revista de Educacion Inclusive. 2016. Vol. 9 (2). P. 215– 224. Available from: https://revistaeducacioninclusiva.es/index.php/REI/article/view/61
10. Gunduz N., Ozcan D. Peer mediation teacher in-service training program for resolving student disputes // Journal for Educators, Teachers and Trainers. 2018. Vol. 9 (2). P. 98–108. Available from: http://jett.labosfor.com/index.php/jett/article/download/368/350
11. Jaramillo A. R. A. Teacher training: pillar for the identification and management of school violence // Alteridad. 2018. Vol. 13 (1). P. 104–114. DOI: https://doi.org/10.17163/alt.v13n1.2018.08
12. Miguelanez O., Sanchez T., Maria E., Conde R., Jose M. Conflict resolution professional skills: Efficacy of a program for competence improvement // Revista Española de Orientación y Psicopedagogía. 2017. Vol. 28, №. 3. P. 30–47. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.28.num.3.2017.21617
13. Sanchez E. M. T., Rodriguez-Conde M. J., García M. E., OlmosMigueláñez S. Evaluation of results of two methods, in-person vs online, for a competences development programme for conflict resolution in secondary education teachers // First International Conference on Technological Ecosystem for Enhancing Multiculturality: Proceedings of the conference. TEEM. November 14–15 2013. Spain: Salamanca; ACM, 2013. P. 579–584. DOI: https://doi.org/10.1145/2536536.2536625
14. Siew N. M., Jones S. Training approaches for improving school managers’ conflict resolution skills: a case study // Problems of education in the 21st century. 2018. Vol. 76, № 5. P. 720–738. Available from: http://oaji.net/articles/2017/457-1540320471.pdf
15. Теплоухов А. П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры в педвузе // European Social ScienceJournal. 2016. № 11. С. 288–293 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28845902
16. Gomez N. P., Rodriguez C. M. V., Gonzalez C. S. A. Training social sciences teachers for developing education for peace in pedagogical schools // Revista Conrado. 2016. Vol. 12 (56). P. 112–121. Available from: https://conrado.ucf.edu.cu/index.php/conrado/article/view/415
17. Mogonea F., Popescu A. M. The Role of Sociocognitive Conflict in Academic-type Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 180. P. 865–870. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.228
18. Sojo С. Y. C. Mediation in conflicts: challenges in the on-going education of elementary school teachers // Revista de Mediacion. 2018. Vol. 11 (2). e10. Available from: https://revistademediacion.com/wp-content/uploads/2018/07/Revista22-e6.pdf
19. Балыкина Т. В., Новичкова Н. М. Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 38–41 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36807403
20. Sanchez T. M. E., Olmos S., Conde R. J. M., Abad F. M. Efficacy of a Secondary Education teacher training program on conflict management, with technological support // Digital Education Review. 2016. № 29. P. 203–226. DOI: https://doi.org/10.1002/crq.21059
21. Коновалова Л. В. Формирование конфликтологической компетентности студентов вуза средствами игровых технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 2. С. 250–257 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737772
22. Munita R. G. H. The place of conflict in the pedagogical knowledge of art teachers in secondary school // Revista Complutense De Educacion. 2018. Vol. 29, № 4. Р. 959–973. DOI: https://doi.org/10.5209/RCED.54399
23. Lopez M. C. L. Olmedo R. T., Herreria A. F. School conflict and its management in initial teacher training. A case study // Profesorado-Revista De Curriculum Y Formacion De Profesorado. 2017. Vol. 21, № 4. P. 293–314. Available from: https://revistaseug.ugr.es/index.php/profesorado/article/view/10057
24. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). Москва: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
25. Гуменникова Ю. В., Кайдалова Л. В., Рябинова Е. Н. Применение методов математической статистики для обработки и анализа результатов педагогического эксперимента // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (5). С. 1032–1036 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25898354
26. Бисембаева А. К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 84–89 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28916227
27. Макшанцева Л. В., Овчаренко С. Ю. Конфликтологическая компетентность педагога и медиативная деятельность в образовательном процессе // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 31–35 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://systempsychology.ru/journal/2015_14/266-makshanceva-lv-ovcharenko-syu-konfliktologicheskaya-kompetentnostpedagoga-i-mediativnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-processe.html
28. Sanchez T., Conde M. E. R., Miguelanez S. O., Fincias P. T. Determining factors related to satisfaction of secondary education teachers as a quality indicator of a conflict management training program // Revista Complutense de Education. 2017. Vol. 28, № 2. P. 517–535. DOI: https://doi.org/10.5209/rev_RCED.2017.v28.n2.4957
Recensión
Para cita:
Sokolova N.A., Sivrikova N.V., Chernikova E.G., Ptashko T.G., Harlanova E.M., Roslyakova S.V. Conflict management training for future educators. The Education and science journal. 2020;22(7):101-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-101-124