Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Обучение студентов вузов с использованием онлайн-технологий

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-125-147

Texto completo:

Resumen

Введение. В последнее десятилетие наметилась серьезная тенденция перевода традиционной лекционной формы обучения в вузах в дистанционный режим. Подготовка к инновационной инженерной деятельности требует вовлечения студентов в онлайн-формат обучения, с одной стороны, и определения рамок применимости этого формата, с другой.

Цель статьи – определить области эффективного использования онлайн-формата в учебном процессе вузов и перспективы дальнейшего развития дистанционного обучения.

Материалы и методы. При написании статьи использовались интеграция опыта теоретического и практического обучения инновационной инженерной деятельности, методы анализа и синтеза, педагогический эксперимент.

Результаты. В работе определены рамки применимости онлайн-технологий в поле традиционных и инновационных форматов обучения. Предложена подсистема накопления информации о ходе учебного процесса. Высокая эффективность применения дистанционного обучения подтверждена результатами педагогического эксперимента с использованием унифицированных учебных программ для широкой аудитории обучающихся и для контингента, имеющего право на выбор индивидуального графика работы.

Научная новизна. Выполненные исследования позволяют определять рамки эффективного использования онлайн-формата обучения в вузах. Предложенная форма накопления информации о событиях учебного процесса в виде отдельной подсистемы дает возможность обобщать данные с использованием технологий Big Data и Data Mining.

Практическая значимость. Дальнейшим направлением исследования может стать установление численных соотношений при использовании разнообразных форм обучения по различным дисциплинам, которые дают максимальный эффект при обучении студентов в высших учебных заведениях.

De los autores

Т. Каверзнева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Russian Federation


Н. Леонова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Russian Federation


К. Пшеничная
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Russian Federation


С. Согонов
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Russian Federation


Д. Лисаченко
Санкт-Петербургский государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002–1008.

2. Naumkin N. I. Integrated technology of competence staged formation in innovation through pedagogy of cooperation // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27, iss. 7. P. 935–938. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.07.13725

3. Куценко С. М., Косулин В. В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения и повышения качества образования // Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество: материалы VII межвузовской конференции, посвященной 70-летию Ю. Г. Назмеева, 21–22 апреля 2016 г. Т. 2. Казань: Бриг, 2016. Т. 2. С. 194–198.

4. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Современные альтернативные подходы обучения в сравнении с традиционными // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества: научно-аналитический журнал. 2017. № 4 (37). С. 46–50.

5. Бобровская Е. А. Разработка педагогической модели подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности при комплексном обучении этой деятельности // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 2. С. 39–47. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.039

6. Savin I. Machine-building educational cluster. Innovative approach to training of engineers // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. Available from: http://www.science-sd.com/461-24792 (date of access: 29.11.2017).

7. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. Москва: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004. 472 с.

8. Глотова Г. В. Британский подход к подготовке студентов технических вузов к инновационной деятельности // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 34–39. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/06-1.pdf (date of access: 29.11.2017).

9. Inwood D., Hammond J. Product Development. An Integrated Approach. London: Kogan Page, 2003. 217 p.

10. Каверзнева Т. Т., Ефремов С. В., Идрисова Д. И. Безопасность жизнедеятельности. Деловая игра. Расследование инцидентов и несчастных случаев на производстве. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014. 82 с.

11. Biasutti M. A comparative analysis of forums and wikis as tools for online collaborative learning // Computers and Education. 2017. № 111. Р. ¬158–171.

12. Rodríguez G., Cueva S., Torres R., Pérez J. A framework for improving web accessibility and usability of Open Course Ware sites // Computers and Education. 2017. № 109. Р. 197–215.

13. Senkbeil M., Ihme J. M. Motivational factors predicting ICT literacy: First evidence on the structure of an ICT motivation inventory // Computers and Education. 2017. № 108. Р. 145–158.

14. All A., Nuñez Castellar E.P., Van Looy J., Plovie B. Pre-test influences on the effectiveness of digital-game based learning: A case study of a fire safety game // Computers and Education. 2017. № 114. Р. 24–37.

15. Barr M. Video games can develop graduate skills in higher education students: A randomised trial // Computers and Education. 2017. № 113. Р. 86–97.

16. Krasilnikov A., Smirnova A. Online social adaptation of first-year students and their academic performance // Computers and Education. 2017. № 113. P. 327–338.

17. Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. 2003. № 1. С. 11–14 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://aeer.ru/ru/magazin.htm (дата обращения: 01.06.2018).

18. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Концепция построения образовательных программ по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2016. № 6 (63) (ноябрь-декабрь). С. 57–64. DOI: 10.12737/3664

19. Naumkin N. I., Kondratieva G. A., Grosheva E. P., Kupryashkin V. F. Training Higher School Students in Rapid Prototyping Technology as a Final Stage of Their Preparation for Innovative Activities // Integration of Education. 2018. № 22 (3). Р. 519–534. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.519-534

20. Линенко О. А. Категория «инженерная деятельность» и профессионально-психологический портрет личности инженера // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 10–16.

21. Shapiro H. B., Lee C. H., Li K., Canelas D. A., Wyman Roth N. E. Understanding the massive open online course (MOOC) student experience: An examination of attitudes, motivations, and barriers // Computers and Education. 2017. № 110. Р. 35–50.

22. Куклев В. А., Егорова Т. А. Электронное обучение на основе СДО Moodle: проблемы, поиски и решения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1, № 1 (2). С. 552–558.

23. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. 2013. № 2 (22). С. 95–97.

24. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Проблемы перевода учебного процесса в on-line формат в высшей школе // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 4 (208). С. 61–64.

25. Бухмин В. С., Габдрахманова Л. А., Соколова Е. А., Фатхуллова К. С. Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 1 (1). С. 151–156.

26. Шорина Т. В., Кирилова Г. И., Липатова И. А. Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 3 (35). С. 146–152.

27. Давыдова Н. В., Воронин С. В., Скрипник И. Л. Психологическое измерение культур как основа формирования интернациональных учебных групп в вузах МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 2 (35). С. 20–23.

28. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Опыт внедрения интерактивных форм обучения по направлению техносферной безопасности в курсах безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2017. № 1. С. 61–64.

29. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А., Румянцева Н. В., Скрипник И. Л. Опыт проведения практических занятий в интерактивной форме по направлению «Техносферная безопасность» // Промышленная безопасность предприятий минерально-сырьевого комплекса в XXI веке. Т. 1: Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № 4. С. 359–365.

30. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Взаимодействие профессорско-преподавательского состава кафедры с выпускниками // Система обеспечения пожарной безопасности. Состояние, тенденции, пути развития: сборник статей и докладов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25–26 мая 2017 года. Санкт-Петербург: Военный институт (инженерно-технический), 2017. С. 222–227.

31. Reznik S. D., Yudina T. A. Key Milestones in the Development of Reputation Management in Russian Universities // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (2). P. 379–391. DOI: 10.13187/ejced.2018.2.379

32. Guseinova E. E. Organizational and Pedagogical Conditions for the Development of Professional Competencies in the Technical Students’ Individual Work through the Example of Studying the Discipline «Hydraulics and Fluid Mechanics» // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (1). P. 118–126. DOI: 10.13187/ejced.2018.1.118

33. Lisachenko D. A., Barmasov A. V., Bukina M. N. et al. Best practices combining traditional and digital technologies in education // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). 2017. 10408. Р. 483–494. (Computational Science and Its Applications (ICCSA). 2017. Part V. DOI: 10.1007/978-3-319-62404-4_36

34. Barmasov A. V., Barmasova A. M., Stankova E. N., Bukina M. N., Lisachenko D. A., Vysotskaya S. O. Modern Approach to Creating University Learning Courses: Using Network Ideas for Creating a Hypertext (On Example of Courses on Physics and Concepts of Modern Science) // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). 2019. 11622 (48). Р. 655–666. DOI: 10.1007/978-3-030-24305-0_48

35. Abdulaeva P. Z., Osmanova A. A., Abdulaeva Kh. S. The formation of value-semantic components of the competence of a future teacher in the professional deyatelnosti // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 1. Available from: http://www.science-sd.com/461-24800 (date of access: 29.11.2017).

36. Kovalnogova N. M., Sokolov S. S., Chernyi S. G., Shnurenko A. V., Burlov V. G. Applying of E-learning and Distance learning technologies in elec tronic informational-educational environment in modern university complex // Proceedings of the 19th International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2016. DOI: 10.1109/SCM.2016.7519809

37. Zhou M. Chinese university students’ acceptance of MOOCs: A self-determination perspective // Computers and Education. 2016. № 92–93. Р. 194–203.

38. Kim H. J., Rha J. Y., Lee J. M. Understanding the role of user resistance on mobile learning usage among university students // Computers and Education. 2017. № 113. Р. 108–118.


Recensión

Para cita:


Kaverzneva T.T., Leonova N.A., Pshenichnaya C.V., Sogonov S.A., Lisachenko D.A. University students’ education by means of online technologies. The Education and science journal. 2020;22(7):125-147. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-125-147

Número de consultas: 1690


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)