Организация процесса физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе модульного подхода
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-148-175
Аннотация
Введение. Традиционные подходы к реализации вузовской программы по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья не позволяют осуществить полноценное формирование их психомоторных кондиций, обеспечить их готовность к здоровьесберегающей деятельности. Недостаток научно обоснованных положений и эффективных методик организации образовательного процесса по физической культуре для данной категории обучающихся влияет на качество вузовской подготовки в сфере физического воспитания. Ключом к решению проблемы является реализация в рамках учебной программы по физической культуре принципов непрерывного здоровьесберегающего образования. Это позволяет последовательно выстраивать содержание физического воспитания – от реабилитационно-коррекционной к физкультурно-оздоровительной, а затем к спортивно-тренировочной деятельности.
Цель статьи – раскрыть сущность построения учебной программы по физической культуре в вузе, адаптированной для студентов с ограниченными возможностями здоровья, на основе модульного подхода.
Методология и методики. Основу исследования составили ведущие положения в области адаптивной физической культуры, показывающие возможности развития двигательной активности человека с ограниченными возможностями здоровья с учетом биологических закономерностей функционирования его организма. Применение личностно ориентированного и деятельностного подходов позволило рассматривать студента в качестве активного субъекта образовательной деятельности, способного самостоятельно выстраивать и реализовывать траекторию личностного роста через свое физическое совершенствование. Дифференцированный подход к построению учебного процесса по физическому воспитанию дал возможность обеспечить обоснованное дозирование физической нагрузки в соответствии с функциональными и психофизиологическими особенностями и уровнем физической подготовленности каждого студента. Применение модульного подхода к построению учебной программы позволило выстроить систему физического воспитания с учетом принципов непрерывного здоровьесберегающего образования. В исследовании использованы следующие методы: контент-анализ научно-методической литературы и нормативной документации, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма с помощью аппаратно-программного комплекса «ОМАС»1 и КТД-2 фирмы «Медикор». Обработка результатов исследования осуществлялась с использованием методов математической статистики. Полученные данные были обработаны с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel. Оценка достоверности различий средних значений изучаемых показателей выполнялась по t-критерию Стьюдента при уровне значимости 5%. Темпы прироста показателей рассчитывались по формуле С. Броуди.
Результаты и научная новизна. Предложена построенная на основе модульного подхода авторская учебная программа по физической культуре в вузе, адаптированная для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Программа включает три модуля: ориентировочный, корректировочный и специализированный. Содержание каждого из них раскрывается в четырех последовательных периодах учебной тренировки – втягивающем, подводящем, базовом и поддерживающем. Такое распределение учебно-тренировочных занятий позволяет постепенно увеличивать объем и интенсивность физической нагрузки, осуществлять основные виды контроля – педагогический, текущий, рубежный, промежуточный, а также решать частные задачи адаптивной физической культуры. Реализация предложенной программы позволяет существенно повысить адаптационно-ресурсный потенциал студента с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость. Авторская модель учебной программы по физической культуре в вузе, адаптированная для студентов с ограниченными возможностями здоровья, может быть использована при построении и реализации учебных программ по физической культуре в образовательных организациях любого уровня образования.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. ЗахароваРоссия
Захарова Лариса Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма
Красноярск
О. Н. Московченко
Россия
Московченко Ольга Никифоровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева; кафедры физического воспитания Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева
Красноярск
У. Солимене
Италия
Умберто Солимене – доктор медицины, профессор кафедры биомедицинской науки для здравоохранения Миланского государственного университета; директор Всемирной федерации гидротерапии и климатотерапии (FEMTEC)
МиланН. В. Третьякова
Россия
Третьякова Наталия Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры
ЕкатеринбургН. В. Банникова
Россия
Банникова Надежда Васильевна – директор
Красноярск
Н. В. Люлина
Россия
Люлина Наталья Владимировна – доцент кафедры методики преподавания спортивных дисциплин и национальных видов спорта института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева; доцент кафедры физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета
Красноярск
О. А. Катцин
Россия
Катцин Олег Андреевич – преподаватель кафедры физической культуры
Красноярск
Список литературы
1. Skordas A., Giavrimis P., Valkanos E. L., Nikolarea K. Deaf and Hard of Hearing Individualis and Education: Greece – A Special Case of Social Exclusion // Journal of Educational and Social Research. January 2012. № 2 (1). P. 9–23.
2. Игнатьева А. М. Физическая культура в учебных заведениях за рубежом // Студенческая международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: электронный сборник статей. 2018. № 7 (42). С. 439–446.
3. Kolokoltsev M. M., Iermakov S. S., Tretyakova N. V. Organisation of physical education at the university based on students’ constitutional types and health groups // The Education and Science Journal. 2019. № 21 (5). P. 183–200.
4. Зародина О. И., Фролова Г. А. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в процессе модульного обучения // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. 2018. № 1. С. 101–103.
5. Зверева М. В., Кафидов И. Н. Формирование профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилю подготовки «адаптивная физическая культура», с использованием модульного обучения блока медико-биологических дисциплин // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 5–11.
6. Московченко О. Н., Катцин О. А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3 (55). Т. 1. С. 90–95.
7. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Мотивация обучающихся к двигательной активности в условиях различной организации физического воспитания // Образование и наука. 2018. № 20 (8). С. 112–128.
8. Панчук Н. С. Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 1 (83). С. 127–131.
9. Романова С. П., Гонтарь О. П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 145 с.
10. Московченко О. Н., Захарова Л. В., Третьякова Н. В., Люлина Н. В. и др. Использование аппаратно-программного комплекса для индивидуализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, №1. С. 124–149. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-124-149
11. Bouchard C., Blair S. N., Katzmarzyk P. T. Less Sitting, More Physical Activity, or Higher Fitness? // Mayo Clinic Proceedings. 2015. № 90 (11). P. 1533–40.
12. Szark-Eckardt M., Kuska M., Zukowska H., Iermakov S. Conditionality of motor activity by the disabled in the Kujawsko-Pomorskie region // Physical education of students. 2012. № 3. P. 136–144.
13. Palushka S. A., Schwenk T. L. Physical Activity and Mental Health. Current Concepts // Sports Medicine. 2000. № 29 (3). P. 167–180.
14. Faulkner G., Carson V., Stone M. Objectively measured sedentary behaviour and self-esteem among children // Mental Health and Physical Activity. 2014. № 7 (1). P. 25–29.
15. Stuart J., Asare M. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews // British Journal of Sports Medicine. 2011. № 45. P. 886–895.
16. Plutchik R. Measuring emotions and their derivatives // Emotion: Theory, research, and experience. San Diego CA: Academic Press, 1989. Vol. 4. P. 1–35.
17. Андрюхина Т. В., Кетриш Е. В., Третьякова Н. В., Бараковских К. Н. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. 158 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0665-5
18. Козин А. М., Антропова Л. Г. Здоровьесберегающие аспекты профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 57–63.
19. Дорошенко В. В., Бессарабова Ю. В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий физкультурно-рекреационной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 107–109.
20. Tolgfors B., Ohman M. The implications of assessment for learning in physical education and health // European Physical Education Review. 2016. № 22 (2). P. 150–166. Available from: https: doi.org/10.1177/1356336X15595006
21. Захарова Л. В., Московченко О. Н., Люлина Н. В. Концептуальные подходы к проблеме здоровья и адаптации студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИОГПА, 2018. Вып. 61, ч. IV. С. 106–109.
22. Glaser R., Laubach L. Exercise stress fitness evaluation and training of wheelchair users // Proceedings of the 1st International Conference on Life Style and Health. Minneapolis: University of Minnesota, 1988. P. 167–194.
23. Eriksson P. et al. Aerobic power during maximal exercise in untrained and well-trained persons with quadriplegia and paraplegia // Scandinavian Journal of Rehabilitation Medicine. 1988. P. 119–126.
24. Demirci N., Toptaş D. P. The determination of physical activity, nutrition and self-sufficiency levels of sedanter individuals of fitness club member // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2018. № 22 (5). P. 237–245. Available from: https://doi.org/10.15561/18189172.2018.0503
25. Konkabaeva Aiman E., Rasol M., Buketov E. A. The Functional State of the Cardiovascular System of Students with Different Levels of Physical Fitness // European Journal of Physical Education and Sport. 2016. Vol. 11, iss. 1. P. 10–16.
26. Beckum K., Kim D., Kelly D. Affective temperaments and ego defense mechanisms associated with somatic symptom severity in a large sample // Journal of Affective Disorders. 2013. P. 481–489.
27. Московченко О. Н., Захарова Л. В., Люлина Н. В. Модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58, ч. 2. С. 173–176.
28. Волкова Л. М., Волков В. Ю., Митенкова Л. В. Физическая реабилитация студентов с отклонениями в состоянии здоровья через личностно- ориентированную оздоровительную программу с использованием компьютерных технологий // Адаптивная физическая культура. 2014. № 3 (59). С. 47–49.
29. Евсеев С. П., Евсеева О. Э., Ладыгина Е. Б., Аксенов А. В. Новые результаты исследований научно-педагогической школы адаптивной физической культуры // Спорт, человек, здоровье: сборник материалов конгресса. Москва, 2017. С. 456–458. DOI: 10.13140/RG.2.2.26576.87041
30. Захарова Л. В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 54 (47). С. 47–49.
31. Golod N. R. Principles of developing a well-rounded program of physical rehabilitation for female students in the special medical group with consideration of physical activity impairment // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2015. № 5. P. 9–15. Available from: http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0502
32. Druz V. A., Klimenko A. I., Pomeshchikova I. P. Social adaptation of persons with muscular skeletal apparatus affections by means of physical education // Physical education of students. 2010. № 1. P. 34–37.
33. Zhen Qiang San. Substantiation of health related power lifting training methodic for univeristies students with muscular skeletal apparatuse affections // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2015. № 11. P. 33–38. Available from: http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.1105
34. Weiss T. Effect of functional training resistance training on muscular fitness outcomes in young adults // Journal of Exercise Science & Fitness. 2010. № 2. P. 113–122.
35. Field T. Tai Chi research review // Complementary Therapies in Clinical Practice. 2011. № 17. P. 141–146.
36. Fogelholm M., Suni J., Rinne M., Oja P., Vuori I. Physical activity pie; a graphical presentation integrating recommendations for fitness and health // Journal of Physical Activity and Health. 2005. № 2. P. 391–396.
37. Алаева Л. С. Проблемно-модульное обучение при формировании профессиональных компетенций у студентов вузов // Наука и бизнес: пути развития. 2011. № 5. С. 13–16.
38. Волкова К. Р., Разживин О. А. Модульное построение учебной программы по физической культуре в условиях педагогического образования // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12 (5). С. 850–854.
39. Васельцова И. А., Игошкин А. Н. Модульная технология как средство структурирования содержания дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» // Наука и культура России. 2017. Т. 1. С. 333–335.
40. Илюхина М. Ю. Особенности построения блочно-модульной технологии физического воспитания студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 3. С. 59–60.
41. Московченко О. Н. Педагогическая деятельность магистра: учебное пособие. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2014. 148 с.
42. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Астрель, 2010. 671 с.
43. Московченко О. Н., Захарова Л. В. Валеоакмеологические аспекты оздоровительной физической культуры в вопросах и ответах. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2019. 314 с.
44. Сомкин А. А., Константинов С. А., Демиденко О. В. Элективные курсы по физической культуре для студентов подготовительной и специальной медицинских групп в высшем учебном заведении // Адаптивная физическая культура. 2015. № 4 (64). С. 44–46.
Рецензия
Для цитирования:
Захарова Л.В., Московченко О.Н., Солимене У., Третьякова Н.В., Банникова Н.В., Люлина Н.В., Катцин О.А. Организация процесса физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе модульного подхода. Образование и наука. 2020;22(7):148-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-148-175
For citation:
Zakharova L.V., Moskovchenko O.N., Solimene U., Tretyakova N.V., Bannikova N.V., Lyulina N.V., Kattsin O.A. Organisation of physical education in universities for students with disabilities: Modular approach. The Education and science journal. 2020;22(7):148-175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-148-175