Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-75-107

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современные технологии приводят к появлению новых видов производства и трансформации старых, что нередко влечет за собой потерю представителями старшего поколения работы, дохода и статуса и обусловливает кризис утраты профессии. Все эти факторы определяют необходимость изучения особенностей профессионального развития в старшем возрасте.

Цель публикации рассмотрение психологических особенностей профессионального развития в период поздней зрелости.

Методология, методы и методики. Смыслообразующей установкой методологии исследования выступил субъектный подход, рассматривающий человека как активного субъекта труда, способного успешно и эффективно реализовывать различные виды профессиональной деятельности, таким образом обеспечивая достойный уровень жизни. Для оценки уровня внутренней и внешней мотивации применялся стандартизированный опросник К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана, для определения уровня качества жизни – «Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни». Параметры профессионального развития оценивались при помощи анкеты с вопросами закрытого типа – адаптированной методики «Анкета работающего пенсионера» Н. С. Глуханюк и Т. Б. Сергеевой. В исследовании приняли участие 77 профессионалов в возрасте от 50 до 74 лет, из них 19 мужчин и 58 женщин. Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна – Уитни (U) и критерий Спирмена, а также факторный анализ по методу максимального правдоподобия.

Результаты. Сравнение мотивации респондентов разного возраста обнаружило, что у работников старше 60 лет более выражен мотив стабильности и условий работы, чем у 50–60-летних сотрудников. Значения показателей качества жизни оказались связаны с профессиональным стажем: проработавшие более 30 лет сотрудники выше оценивают состояние своего физического и психического здоровья и жизненного благополучия, чем сотрудники, имеющие стаж от 21 до 30 лет. Корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследования о связи качества жизни и трудовой мотивации с характеристиками профессионального развития. Верным оказалось и предположение о том, что качество жизни в период поздней зрелости зависит от способности преодолевать возникающие на рабочем месте трудности. В результате факторного анализа были выделены факторы психологической готовности к наставничеству («Потребность в наставничестве», «Выгоды наставничества», «Влияние наставничества на основную работу», «Минусы наставничества»), самооценки трудовой деятельности («Социальный аспект», «Профессиональный аспект», «Продолжение трудовой деятельности», «Востребованность на рынке труда») и психологических трудностей («Возрастные изменения», «Влияние опыта», «Психофизиологические трудности», «Когнитивные изменения») в период поздней зрелости.

Научная новизна. Впервые в возрастной психологии обсуждается вопрос о взаимосвязи мотивации и качества жизни в старшем возрасте; анализируются факторы профессионального развития; установлено, что наиболее значимой характеристикой качества жизни для профессионального развития является окружающая среда. Результаты исследования доказывают правомерность рассмотрения поздней взрослости как возраста развития, содержащего необходимые психологические ресурсы для преодоления возрастных изменений и реализации себя в профессиональной деятельности.

Практическая значимость. Полученные данные имеют важное значение для разработки стратегии профессионального развития в старшем возрасте, которая позволит определить технологии психологического сопровождения сотрудников, повышения производительности труда и снижения профессионального травматизма. С учетом специфики мотивации профессиональной деятельности представителей старшего поколения и характеристик качества их жизни могут быть разработаны программы преодоления кризиса утраты профессии.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович – член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития

Екатеринбург



Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. первого Президента России
Россия

Сыманюк Эльвира Эвальдовна – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Екатеринбург



А. А. Рябухина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России
Россия

Рябухина Александра Александровна – магистр Уральского гуманитарного института

Екатеринбург



Г. И. Борисов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России
Россия

Борисов Георгий Игоревич – старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии 

Екатеринбург



Список литературы

1. Глуханюк Н. С., Сергеева Т.Б. Психология позднего возраста: результаты исследований. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007. 126 с.

2. Van Vianen A. E. M., Dalhoeven B. A. G. W., De Pater I. E. Aging and training and development willingness: Employee and supervisor mindsets // Journal of Organizational Behavior. 2011. № 2 (32). P. 226–247.

3. Исмагилова Ф. С. Стратегии принятия решения в условиях снижения конкурентоспособности профессионалов старшего возраста // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2016. № 3 (155). С. 100–105.

4. Beatrice I. J. M. Van Der Heijden, Rene Schalk, Marc J. P. M. Van Veldhoven. Ageing and careers: European research on long-term career development and early retirement // Career Development International. 2008. №. 2 (13). P. 85–94.

5. Glover I., Branine M. Ageism in work and employment. Farnham: Ashgate Publishing, 2007. 400 p.

6. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Профессиональное образование для людей «серебряного возраста» // Образование и наука. 2019. № 10 (21). C. 59–88. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-59-88

7. Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 280 с.

8. Ильин Е. П. Психология взрослости: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 544 с.

9. Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): учебное пособие. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. 200 с.

10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология взрослости: учебное пособие. Воронеж: МОДЭК, 2011. 208 с.

11. Касьянова Т. И., Воронина Л. И., Резер Т. М. Образовательный потенциал российских граждан пожилого возраста // Образование и наука. 2020. № 2 (22). C. 120–141. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-120-141

12. Прохорова М. В. Возрастная динамика внутренней и внешней мотивации трудовой деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. № 3 (8). С 57–63.

13. Давидов П. Г. Возрастные аспекты мотивации работников госсектора Израиля // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. 2016. № 6. С. 73–75.

14. Петрова Ж. В. Особенности мотивации при продолжении профессиональной деятельности сотрудников третьего возраста: гендерный аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 2. C. 75–79.

15. Büsch V., Dittrich D., Lieberum U. Determinants of Work Motivation and Work Ability among Older Workers and Implications for the Desire for Continued Employment // Comparative Population Studies. 2010. № 4 (35). P. 931–958.

16. Краснова О. В. Социальная психология старения: учебное пособие. Москва: Академия, 2002. 288 с.

17. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974. 136 с.

18. Кувшинова О. А. Геронтологические теории активности человека в пожилом возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 4. С. 168–172.

19. Schroots J. F. Theoretical Developments in the Psychology of Aging // The Gerontologist. 1996. № 6 (36). P. 742–748.

20. Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 04.04.2020)

21. Nagy N., Johnston C. S., Hirschi A. Do we act as old as we feel? An examination of subjective age and job crafting behaviour of late career employees // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2019. № 3 (28). P. 373–383.

22. Stamov-Roßnagel C. Work Motivation and Aging. Pachana: Springer, 2015. 2550 p.

23. Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. Agency and motivation in adulthood and old age // Annual Review of Psychology. 2019. Vol. 70. P. 191–217.

24. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 512 с.

25. Dziechciaż M. Biological psychological and social determinants of old age: Bio-psycho-social aspects of human aging // Annals of Agricultural and Environmental Medicine. 2014. № 4 (21). P. 835–838.

26. Сурмач М. Ю. Применение краткого опросника ВОЗ (WHOQOLBREF) для оценки качества жизни пожилых людей // Актуальные проблемы медицины: материалы ежегодной итоговой научно-практической конференции. Гродно, 2018. С. 729–732.

27. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980. 336 c.

28. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22–34.

29. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.

30. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 288 с.

31. Реан А. А. Психология личности. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 288 с.

32. Heisler W. Retaining and engaging older workers: A solution to worker shortages in the U.S. // Business Horizons. 2018. Vol. 61. P. 421–430.

33. Леонтьев А. Н. и др. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 431 с.

34. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Москва: Directmedia, 2013. 1095 c.

35. Аверин В. А. Психология среднего возраста, старения, смерти. Москва: ОЛМА-пресс, 2003. 384 с.

36. Смирнова Т. В. Работа в пенсионном возрасте: мотивы, факторы влияния, результаты // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). C. 128–131.

37. Шкатова Е. Ю. и др. Сравнительная оценка показателей качества жизни терапевтов стоматологической и участковой службы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 207207.

38. Новикова Т. А. и др. Качество жизни механизаторов сельского хозяйства // Acta Biomedica Scientifica. 2013. № 3-2 (91). C. 109–112.

39. Мелёхин А. И. Качество жизни в пожилом и старческом возрасте: проблемные вопросы // Современная зарубежная психология. 2016. № 1 (5). С. 53–63.

40. Косинский П. Д., Бондарев Н. С., Бондарева Г. С. Качество среды обитания и ее влияние на качество жизни населения региона //Фундаментальные исследования. 2017. № 8-1. С. 180–184.

41. Эфендиев А. Г., Решетникова К. В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. №. 1. C. 87–119.

42. Гадеева Д. Г. Исследование саморегуляции менеджеров с внутренней и внешней мотивацией профессиональной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2014. № 5. C. 43–48.

43. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. C. 102–104.

44. Дубровин А. М. Трудовая мобильность работников старшей возрастной группы // Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике, 19 апреля 2019 г. Омск: Омский государственный технический университет, 2019. С. 35–40.

45. Ермолаева М. В. Старость своя и чужая (от поиска Я к самооценке Я и оценке Я старого человека) // Мир психологии. 2016. № 3. С. 181–189.

46. Сергиенко М. И., Конарева И. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у работающих и неработающих пенсионеров // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. № 1 (1). C. 166–177.

47. Claudon L. et al. Temporal leeway: Can it help to reduce biomechanical load for older workers performing repetitive light assembly tasks? // Applied Ergonomics. 2020. Vol. 86. P. 103081.

48. Bohle P. et al. Health and well-being of older workers: Comparing their associations with effort-reward imbalance and pressure, disorganisation and regulatory failure // Work & Stress. 2015. № 2 (29). P. 114–127.

49. Sanders M. J. Older manufacturing workers and adaptation to age-related changes // American Journal of Occupational Therapy. 2018. № 3 (72). P. 7203205060p1–7203205060p11.

50. Kooij D. T. A. M., Kanfer R. Lifespan perspectives on work motivation // Work across the lifespan. London: Academic Press, 2019. P. 475–493.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Рябухина А.А., Борисов Г.И. Психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости. Образование и наука. 2020;22(8):75-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-75-107

For citation:


Zeer E.F., Symanyuk E.E., Ryabukhina A.A., Borisov G.I. Psychological peculiarities of professional development in late adulthood. The Education and science journal. 2020;22(8):75-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-75-107

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)