Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Взаимосвязь представлений студентов об отцовстве с их полом, возрастом и структурой ценностных ориентаций

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-162-188

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью создания системы мер поддержки и развития института отцовства, формирования родительской компетентности, эффективных моделей отцовского поведения у современной молодежи и недостаточной изученностью данного феномена с психологических позиций. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между потребностью современного общества в формировании ценностно-позитивного отношения к отцовству у студенческой молодежи и недостатком знаний о психологических факторах формирования представлений об отцовстве, родительских установок, мотивации родительства, принятия отцовской роли на этапе вхождения во взрослость.

Цель исследования – выявить взаимосвязь представлений современных студентов об отцовстве («идеальный отец», «Я – будущий отец») с их полом, возрастом и структурой ценностных ориентаций.

Методология и методики. Теоретико-методологическую основу работы составляют культурно-историческая теория развития психики и учение о психологическом возрасте Л. С. Выготского; возрастно-психологический подход к анализу психического развития в онтогенезе (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, О. А. Карабанова, Е. И. Захарова, Г. В. Бурменская и др.); учение об ориентировочной деятельности П. Я. Гальперина. Методы исследования включали теоретико-методологический анализ литературных источников; анкетирование; использование психодиагностических методик; математико-статистическую обработку данных.

Результаты. Описаны и сопоставлены содержание представлений об отцовстве у юношей и девушек в зависимости от структуры их ценностных ориентаций на разных этапах возрастного развития. С помощью дивизивной кластеризации эмпирической выборки определены три однородных кластера студентов: 1) с ориентацией на ценности профессиональной самореализации (193 чел., 17,8%); 2) с ориентацией на гностические и эстетические ценности (274 чел., 25,2%); 3) с ориентацией на ценности личной жизни (619 чел., 57%). Выявлена взаимосвязь представлений современных студентов об отцовстве («идеальный отец», «Я – будущий отец») с их полом, возрастом, структурой ценностных ориентаций. В основном образ идеального отца ограничивается набором отдельных личностных качеств, характеризуется фрагментарностью и неполнотой представлений, в некоторых случаях – когнитивными искажениями.

Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи представлений об отцовстве со структурой ценностных ориентаций юношей и девушек в юношеском возрасте и ранней зрелости.

Практическая  значимость.  Полученные  результаты  актуализируют значимость  и  необходимость  психолого-педагогического  сопровождения процесса семейного самоопределения студенческой молодежи, формирования полных и адекватных представлений об отцовстве, позволяющих развить его воспитательный потенциал, в условиях образовательной среды вуза.

Об авторах

С. В. Мерзлякова
Астраханский государственный университет
Россия

Мерзлякова Светлана Васильевна – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и когнитивной психологии 

Астрахань



М. Г. Голубева
Астраханский государственный университет
Россия

Голубева Марина Герасимовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей 

Астрахань



Н. В. Бибарсова
Астраханский государственный университет
Россия

Бибарсова Надия Витальевна – старший лаборант кафедры общей и когнитивной психологии

Астрахань



Список литературы

1. Загвязинский В. И., Чехонин А. Д. Воспитательный потенциал отцовства: концептуальные основания исследования и поддержки // Образование и наука. 2017. № 10 (19). С. 111–132. DOI: 10.17853/1994-5639-201710-111-132

2. Schoppe-Sullivan S. J., Fagan J. The Evolution of Fathering Research in the 21st Century: Persistent Challenges, New Directions // Journal of Marriage and Family. 2020. № 82. P. 175–197. Available from: https://doi.org/10.1111/jomf.12645 (date of access: 15.06.2020).

3. Fagan J., Palkovitz R. Longitudinal associations between mothers’ perceptions of nonresidential fathers’ investment of resources and influence in decision-making // Journal of Family Psychology. 2018. № 32 (1) P. 103–113. Available from: https://doi.org/10.1037/fam0000357 (date of access: 15.06.2020).

4. Ellerbe C. Z., Jones J. B., Carlson M. J. Race/ethnic differences in nonresident fathers’ involvement after a nonmarital birth // Social Science Quarterly. 2018. № 99 (3). P. 1158–1182. Available from: https://doi.org/10.1111/ssqu.12482 (date of access: 15.06.2020).

5. Adams B. Paternal incarceration and the family: Fifteen years in review // Sociology Compass. 2018. № 12. P. 1–14. Available from: https://doi.org/10.1111/soc4.12567 (date of access: 15.06.2020).

6. Patterson C. J. Parents’ sexual orientation and children’s development // Child Development Perspectives. 2017. № 11 (1). P. 45–49. Available from: https://doi.org/10.1111/cdep.12207 (date of access: 15.06.2020).

7. McConnachie A. L., Aved N., Vasanti I., Lamb M., Tasker F., Golombok S. Father-child attachment in adoptive gay father families // Attachment and Human Development. 2020. № 1 (22). P. 110–123. Available from: https://doi.org/10.1080/14616734.2019.1589067 (date of access: 15.06.2020).

8. Carneiro F. A., Tasker F., Salinas-Quiroz F., Leal I., Costa P. Are the fathers alright? A systematic and critical review of studies on gay and bisexual fatherhood // Frontiers in Psychology. 2017. № 8. P. 1–13. Available from: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01636 (date of access: 15.06.2020).

9. Kayfitz A. D., Gragg M. N., Orr R. Positive experiences of mothers and fathers of children with autism // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2010. № 23. P. 337–343. Available from: https://doi.org/10.1111/j.1468-3148.2009.00539.x (date of access: 15.06.2020).

10. Merzlyakova S. V. The Features of the Cognitive Image of Fatherhood among Student’s Youth // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. № 74. P. 207–214. Available from: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICCSBS2019F25.pdf (date of access: 15.06.2020).

11. Захарова Е. И. Представления о характере социальной роли как средство ориентировки в ее исполнении // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 38–41.

12. Борисенко Ю. В., Белогай К. Н. Специфика формирования отцовства как психологического феномена // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 102–107.

13. Вагапова А. Р. Представления о материнстве / отцовстве и родительские установки у молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. № 2 (4). С. 172–179.

14. Борисенко Ю. В. Опыт применения психолого-педагогических технологий сопровождения становления психологической готовности к отцовству // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 3 (21). С. 674–684. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-4-125-131

15. Merzlyakova S. V., Golubeva M. G. The development of family self-determination of student’s youth // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2018. № 56. P. 395–403. Available from: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/iccsbs2018F43.pdf (date of access: 15.06.2020).

16. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А. Формирование установок родительства у студенческой молодежи средствами художественной кинематографии // The Scientific Heritage. 2019. № 42-4 (42). С. 49–54.

17. Карабанова О. А. Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2018. № 35. С. 1–13.

18. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67. DOI: 10.17223/17267080/72/3

19. Van Doeselaar L., McLean K.C., Meeus W., Denissen J. J. A., Klimstra T. A. Adolescents’ Identity Formation: Linking the Narrative and the Dual-Cycle Approach // Journal of Youth and Adolescence. 2020. № 49. P. 818–835. Available from: https://doi.org/10.1007/s10964-019-01096-x (date of access: 15.06.2020).

20. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А., Долгих А. Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2019. № 2 (16). С. 103–122. DOI: 10.21702/rpj.2019.2.6


Для цитирования:


Мерзлякова С.В., Голубева М.Г., Бибарсова Н.В. Взаимосвязь представлений студентов об отцовстве с их полом, возрастом и структурой ценностных ориентаций. Образование и наука. 2020;22(8):162-188. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-162-188

For citation:


Merzlyakova S.V., Golubeva M.G., Bibarsova N.V. The interrelation of students’ ideas about fatherhood with gender, age and structure of valuable orientations. The Education and science journal. 2020;22(8):162-188. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-162-188

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)