Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

IT-образование как фактор влияния на гендерные диспропорции в компьютинге: сравнение опыта России и США

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-189-206

Texto completo:

Resumen

Введение. Проблема относительно малой доли женщин, профессионально занятых в компьютинге (информатике и информационных технологиях), актуальна во всем мире. Несмотря на то, что ITспециалисты широко востребованы, женщины во многих странах, включая США и Россию, составляют не более четверти от их общего количества. Одна из причин указанного явления, по мнению авторов чрезвычайно весомая, кроется в системе образования.

Цель данного исследования – анализ факторов, приводящих к гендерной диспропорции в IT-профессиях, с помощью сравнения опыта двух стран, в которых информационные технологии исторически играют важную роль и которые сильно отличаются друг от друга по многим параметрам – экономическим, политическим, системам образования и иным.

Методология исследования – сопоставление данных о школьном и университетском IT-образовании в США и России и степени вовлеченности женщин в этих странах в область компьютерных технологий.

Результаты работы. Показано, что и в США, и в России гендерные диспропорции в IT-отрасли формируются в значительной мере в образовательной среде. Их появлению способствуют также транслируемые масс-медиа социокультурные стереотипы о программировании как исключительно мужской профессии. Системе образования необходимо повышать уверенность девушек и молодых женщин в возможности реализации их способностей в сфере информатики и информационных технологий. Образовательные учреждения должны содействовать ликвидации негативного отношения к выбору девушками IT-профессий.

Научная новизна. Впервые выявлены общие факторы в сфере образования, влияющие на гендерные диспропорции среди IT-специалистов в США и России – странах с существенно разными традициями и системами образования.

Практическая значимость работы состоит в обосновании условий совершенствования школьного и университетского образования для решения проблемы гендерного неравенства в IT-отрасли.

De los autores

Е. Хеннер
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Russian Federation


К. Фриз
Университет Карнеги Меллон
United States


О. Зейн
Университет Карнеги Меллон
United States


Referencias

1. Fayer S., Lacey A., Watson A. STEM Occupations: Past, Present, and Future. Washington D.C.: U.S. Bureau of Labor Statistics, 2017. 35 p. Available from: https://digitalcommons.ilr.cornell.edu/key_workplace/1923/ (date of access: 10.06.2020).

2. Dubow W., Gonzalez J. J. NCWIT Scorecard: The Status of Women in Technology. Boulder, CO: NCWIT, 2020. 12 p. Available from: https://www.ncwit.org/sites/default/files/resources/ncwit_executive_summary_scorecard_05132019.pdf (date of access: 09.06.2020).

3. Zweben S., Bizot B. Taulbee Survey. Washington D.C.: Computing Research Association, 2018. 72 p. Available from: https://cra.org/wp-content/uploads/2019/05/2018_Taulbee_Survey.pdf (date of access: 12.06.2020).

4. Пугач В. Ф. Гендерный состав преподавателей российских вузов // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 78–88.

5. Босова Л., Павлов Д. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиций международного конкурса Bebras // Информатика в школе. 2019. № 1. С. 50–60.

6. Khenner E., Semakin I. School subject Informatics (Computer Science) in Russia: Educational Relevant Areas // ACM Transactions on Computing Education. 2014. № 14 (2). P. 1–10. Available from: https://dl.acm.org/doi/10.1145/2602489 (date of access: 20.06.2020).

7. Лапчик М. П., Рагулина М. И., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика обучения информатике. 3-е изд. Санкт-Петербург: Лань, 2020. 392 с.

8. Margolis J., Fisher A. Unlocking the Clubhouse: Women in Computing. Cambridge, MA: MIT Press, 2002. 184 p.

9. Frieze C., Quesenberry J. Kicking Butt in Computer Science: Women in Computing at Carnegie Mellon University. Indianapolis, IN: Dog Ear Publishing, 2015. 142 p.

10. Khenner E. Women in Computing: The Situation in Russia // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 246–260. DOI: 10.1017/9781108609081

11. Camp T. The Incredible Shrinking Pipeline // Communications of the ACM. 1997. № 40 (10). P. 103–110.

12. Desvaux G., Devillard-Hoellinger S., Baumgarten P. Women Matter: Gender diversity, a corporate performance driver. New York City: McKinsey & Company, 2007. 28 p. Available from: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/Organization/Our%20Insights/Gender%20diversity%20a%20corporate%20performance%20driver/Gender%20diversity%20a%20corporate%20performance%20driver.pdf (date of access: 12.06.2020).

13. Bach D. How to interest girls in computer science and engineering? Shift the stereotypes. 2015. Feb 11 // UW News. Seattle: University of Washington. Available from: https://www.washington.edu/news/2015/02/11/how-to-interest-girls-in-computer-science-and-engineering-shift-the-stereotypes/ (date of access: 18.02.2020).

14. Савинская О. Б. Гендерное равенство в STEM-программах дошкольного образования как фактор успешного технологического развития России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3 (80). С. 16–24. DOI: 10.21064/WinRS.2016.3.2

15. Савостина Е. А., Смирнова И. Н., Хасбулатова О. А. STEM: профессиональные траектории молодежи (Гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. 2017. № 3. С. 33–44. DOI: 10.21064/WinRS.2017.3.3

16. Fine C. Delusions of Gender. New York City: W.W. Norton & Company, 2010. 338 p.

17. Stephens-Davidowitz S. Google, Tell Me. Is My Son a Genius? // The New York Times. 2014. Jan 18. Opinion. Available from: http://www.nytimes. com/2014/01/19/opinion/sunday/google-tell-me-is-my-son-a-genius.html?hp&rref=opinion&_r=1 (date of access: 15.06.2020).

18. Cobb Payton F., Berki E. Countering the Negative Image of Women in Computing // Communications of the ACM. 2019. № 62 (5). P. 56–63. Available from: https://cacm.acm.org/magazines/2019/5/236409-countering-the-negative-image-of-women-in-computing/fulltext (date of access: 11.06.2020).

19. Spieler B., Oates-Indruchova L., Slany W. Female Teenagers in Computer Science Education: Understanding Stereotypes, Negative Impacts, and Positive Motivation // Journal of Women and Minorities in Science and Engineering. 2019. March. 27 p. Available from: https://arxiv.org/abs/1903.01190 (date of access: 11.06.2020).

20. Frieze C., Quesenberry J., eds. Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. 356 p. DOI: 10.1017/9781108609081

21. Varma R. Lessons from India // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 299–310. DOI: 10.1017/9781108609081

22. Thébaud S., Charles M. Segregation, Stereotypes, and STEM // Social Sciences. 2018. July. № 7 (111). P. 1–17. Available from: https://www.mdpi.com/2076-0760/7/7/111/htmc (date of access: 12.07.2020).

23. Савинская О. Б., Мхитарян Т. А. Технические дисциплины (STEM) как девичий профессиональный выбор: достижения, самооценка и скрытый учебный план // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 34–48. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.4

24. Wong A. The U.S. Teaching Population Is Getting Bigger, and More Female // The Atlantic. 2019. Feb. 20; Education. Available from: https://www.theatlantic.com/education/archive/2019/02/the-explosion-of-women-teachers/582622/ (date of access: 14.06.2020).

25. Matlin M. Bimbos and Rambos: The Cognitive Basis of Gender Stereotypes // Eye on Psi Chi. 1999. № 3 (2). P. 13–14. Available from: https://www.psichi.org/page/032EyeWin99aMatlin#.XufVrJ5KiqA (date of access: 11.06.2020).

26. Cheryan S., Plaut V., Handron C., Hudson L. The stereotypical computer scientist: Gendered media representations as a barrier to inclusion for women // Sex Roles. 2013. № 69. P. 58–71. Available from: https://depts.washington.edu/sibl/Publications/Cheryan,%20Plaut,%20Handron,%20&%20Hudson,%202013.pdf (date of access: 16.06.2020).

27. Othman M., Latih R. How the Perception of Young Malaysians toward Science and Mathematics Influences Their Decision to Study Computer Science // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 276–289.

28. Hazzan O., Nativ-Ronen E., Umansky T. A Gender Perspective on Computer Science Education in Israel // Cracking the Digital Ceiling: Women in Computing Around the World / Frieze C., Quesenberry J., eds. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2019. P. 90–103. DOI: 10.1017/9781108609081

29. Blum L., Frieze C. The Evolving Culture of Computing: Similarity Is the Difference // Frontiers. 2005. № 26 (1). P. 110–125. Available from: https://muse.jhu.edu/issue/9832. DOI:10.1353/fro.2005.0002 (date of access: 15.06.2020).

30. Bullock C. Why is Russia so good at encouraging women into tech?2017. April 21. Available from: https://www.bbc.com/news/business-39579321 (date of access: 12.06.2020).

31. Johnson M. What happened when YouTube CEO Susan Wojcicki’s daughter said she ‘hated’ computers // BizWomen. 2015. Oct. 15; News. Available from: https://www.bizjournals.com/bizwomen/news/latest-news/2015/10/what-happened-when-youtube-ceo-susan-wojcickis.html?page=all (date of access: 20.06.2020).


Recensión

Para cita:


Khenner E.K., Frieze C., Zane O. IT education as a factor to influence gender imbalances in computing: Comparing Russian and American experience. The Education and science journal. 2020;22(8):189-206. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-189-206

Número de consultas: 1181


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)