Прокрастинация у студентов медицинского вуза с различной направленностью личности
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-86-106
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию выраженности прокрастинации у студентов медицинского вуза, сравнительному качественному и количественному анализу этого явления.
Цель – выявить выраженность прокрастинации у студентов медицинского вуза в зависимости от направленности их личности.
Методология и методики исследования. Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологии личности, разработанные А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. Направленность личности рассматривалась на основе положений, сформулированных А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым. В понимании прокрастинации авторы опирались на идеи Я. И. Варварычевой, Е. Л. Михайловой, Н. А. Шухова. Для определения уровня прокрастинации использовалась шкала прокрастинации C. Лэй. Направленность личности изучалась при помощи опросника, разработанного В. Смекалом и М. Кучером. Обработка результатов производилась с использованием методов математической статистики, в частности χ2-критерия Пирсона, Н-критерия Краскела – Уоллиса, r-критерия Спирмена. Выборку составили 96 студентов первого и второго курсов Иркутского государственного медицинского университета (46% юношей и 54% девушек), средний возраст – 19,5 года.
Результаты. Выявлено распределение студентов-медиков по уровню выраженности прокрастинации. Показано, что данной категории респондентов свойственны средний и высокий уровни частичной или постоянной тенденции оттягивания выполнения важных дел и принятия решений, осознанного откладывания осуществления ведущей для субъекта деятельности.
У участников опроса доминирует деловая направленность личности, проявляющаяся в преобладании мотивов, связанных с самой деятельностью, увлеченностью процессом. Установлено, что студенты, имеющие направленность на личность, дело и взаимодействие, статистически достоверно отличаются по выраженности прокрастинации, при этом прокрастинирующее поведение чаще демонстрируют молодые люди с направленностью на взаимодействие.
Распространенность социальных сетей, доступность мобильной связи и сети Интернет способствуют удовлетворению потребности в коммуникации с использованием виртуального или реального общения и выступают одновременно препятствием для самореализации в ведущей деятельности. Именно студентам с указанной личностной направленностью сложнее всего соотнести собственные потребности и необходимость выполнения дел, такой диссонанс задач и ведущих мотивов активизирует прокрастинирующее поведение.
Научная новизна. Определены уровни прокрастинации у студентов-медиков, установлено, что от доминирующей направленности личности (на себя, на дело и на общение) зависит степень выраженности прокрастинирующего поведения. Констатируется, что у студентов, ориентированных на общение, склонных проявлять интерес к людям, внимательных к межличностным отношениям, отмечается более высокий уровень прокрастинации. Впервые показано, что направленность на взаимодействие выступает личностным предиктором прокрастинации у обучающихся в медицинском вузе.
Практическая значимость. Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации по коррекции и профилактике прокрастинации с учетом личностной направленности, которые могут быть использованы для организации целенаправленной психологической работы со студентами-медиками.
Об авторах
Т. А. ВороноваРоссия
Воронова Татьяна Анатольевна – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и гуманитарных наук
Иркутск
С. В. Дубровина
Россия
Дубровина Светлана Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и гуманитарных наук
Иркутск
Ю. В. Чепурко
Россия
Чепурко Юлия Владиславовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и гуманитарных наук
Иркутск
Список литературы
1. Шамшикова О. А., Кормачева И. Н. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация» // Развитие человека в современном мире. 2014. № 5-1 (5). С. 253–270.
2. Соловьева О. В., Гаврилова К. В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса [Электрон. ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 1. Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 21.10.2019).
3. Киселева М. А., Шустова Н. Е., Карина О. В. Прокрастинация как элемент жизненного пространства личности // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы III Международной научно-практической конференции, 11–12 марта 2016 г. Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. С. 84–88.
4. Ellis A., Knaus W. J. Overcoming procrastination. New York: Institute for Rational Living, 1977. P. 152–167.
5. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vоl. 133, № 1. P. 65–94.
6. Milgram N. A., Sroloff B., Rosenbaum M. The procrastination of everyday life // Journal of Research in Personality. 1988. Vоl. 22, № 2. P. 197–212.
7. Ferrari J. R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // Journal of Psychopathology and Behavioural Assessment. 1992. Vоl. 14, № 2. P. 97–110.
8. Solomon L. J., Rothblum E. D. Academic procrastination: frequency and cognitive behavioral correlates // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vоl. 31. P. 503–509.
9. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–131.
10. Тарасевич Г. Прокрастинация: симптом века. Как устроена психология современного человека и почему он склонен откладывать жизнь на потом [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2014/04/09/prokrastinatsiya-simptom-veka (дата обращения: 13.10.2019).
11. Krispenz A., Gort C., Schultke L., Dickhauser O. How to Reduce Test Anxiety and Academic Procrastination Through Inquiry of Cognitive Appraisals: A Pilot Study Investigating the Role of Academic Self-Efficacy // Frontiers in psychology. 2019. Vоl. 10. № 01917. Available from: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01917 (date of access: 20.10.2019).
12. Русина Н. А., Оленчук А. Б. Взаимосвязь уровня тревожности, уровня самооценки и прокрастинации у молодых людей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № 52. С. 208–209.
13. Shi X, Wang S, Liu S, Zhang T, Chen S, Cai Y. Are procrastinators psychologically healthy? Association between psychosocial problems and procrastination among college students in Shanghai, China: a syndemic approach // Journal Psychology, Health & Medicine. 2019. № 24. P. 570–577.
14. Zhou M. M. The role of personality traits and need for cognition in active procrastination // Acta Psychologica. 2019. Vol. 199. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S000169181830297X-?via%3Dihub (date of access: 23.10.2019).
15. Gustavson D., Miyake A. Academic Procrastination and Goal Accomplishment: A Combined Experimental and Individual Differences Investigation // Learning and Individual Differences. 2017. № 54. Р. 160–172.
16. Ильченко А. М. Психологические предикаты прокрастинации студентов // Смальта. 2017. № 4. С. 20–24.
17. Сморкалова Т. Л., Повалкович Т. Г., Яворский А. А. Связь уровня выраженности прокрастинации и смысложизненных ориентаций у юношей и девушек // Человеческий капитал. 2017. № 7 (103). С. 97–99.
18. Забродина Л. А., Мухина Ю. Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3. С. 311–315.
19. Солынин Н. Э., Лингурарь А. В. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 184–188.
20. Скавинская Е. Н. Исследование связи прокрастинации с копинг-стратегиями бдительности, сверхбдительности и избегания в студенческой среде // Образование и наука в современных реалиях: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 т. 4 июня 2017 г. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 239–243.
21. Камалян А. С. Взаимосвязь стрессочувствительности и прокрастинации личности в студенческом возрасте // Экономическая психология: проблемы и возможности: материалы панельной дискуссии. Москва, 24 мая 2017 г. Реутов: ООО «СВИВТ», 2017. С. 152–157.
22. Гончарова С. С., Гвоздь Ю. М. Академическая прокрастинация у студентов разных курсов // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 8. С. 191–196.
23. Мирошниченко Л. В., Аваев И. К., Мунхбаяр Т. Особенности прокрастинации у студентов разных национальностей (на примере сравнения прокрастинации у российских и монгольских студентов) // Культура и искусство: поиски и открытия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22 апреля 2016 г. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. С. 289–296.
24. Неn M. Academic procrastination and feelings toward procrastination in LD and non-LD students: Preliminary insights for future intervention // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. № 46 (2). P. 199–212.
25. Yurtseven N., Doğan S. Structural relationships among academic procrastination, academic motivation, and problem solving skill in prep class college students // Pegem Eğitim ve Öğretim Dergisi. 2019. № 9 (3). P. 849–876. Available from: http://dx.doi.org/10.14527/pegegog.2019.027 (date of access: 23.10.2019).
26. Рожина И. Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы ее преодоления // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы LXXV–LXXVIII Международной научно-практической конференции. 19 июля 2017 г. Новосибирск: СибАК, 2017. С. 23–28.
27. Yeh Y. C., Wang P. W., Huang M. F., Lin P. C., Chen C. S., Ko C. H. The procrastination of Internet gaming disorder in young adults: The clinical severity // Psychiatry Research. 2017. Apr 26; 254. P. 258–262. DOI: 10.1016/j.psychres.2017.04.055
28. Westgate E. C., Wormington S. V., Oleson K. C., Lindgren K. P. Productive procrastination: academic procrastination style predicts academic and alcohol outcomes // Journal of Applied Social Psychology. 2017. № 47 (3). P. 124–135.
29. Rebetez M. M. L., Rochat L., Barsics C., Van der Linden M. Procrastination as a Self-Regulation Failure: The Role of Impulsivity and Intrusive Thoughts // Psychological Report. 2018. № 121 (1). P. 26–41.
30. Fernie B. A., Bharucha Z., Nikčević A. V., Spada M. M. The Unintentional Procrastination Scale // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2017. № 35 (2). P. 136–149.
31. Зверева М. В. Особенности академической прокрастинации у учащихся гуманитарных и технических вузов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: материалы I Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 10–11 октября 2018 г. Ч. 1. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 59–65.
32. Hatem D. S., Halpin T. Becoming Doctors: Examining Student Narratives to Understand the Process of Professional Identity Formation Within a Learning Community // Journal of Medical Education and Curricular Development. 2019. № 6. Р. 1–7. DOI: 10.1177/2382120519834546
33. Olive K. E., Abercrombie C. L. Developing a Physician’s Professional Identity Through Medical Education // The American Journal of the Medical Sciences. 2017. № 353 (2). Р. 101–108.
34. Hedy S., Anthony D., Hutchinson T. A., Smilovitch M., Donato A. A. Professional Identity Formation in Medical Education for Humanistic, Resilient Physicians: Pedagogic Strategies for Bridging Theory to Practice // Academic Medicine. 2015. Vol. 90, № 6. Р. 753–760.
35. Валиуллина Е. В. Исследование кризисов профессионального самоопределения у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 377–384.
36. Толстолес Е. С. Формирование личностных компетенций в профессиональном обучении медиков // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы IV международной научно-практической конференции. 23–24 ноября 2017 г. Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2017. С. 41–48.
37. Виндекер О. С., Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2014 № 1 (30). С. 116–126.
38. Верещагина Л. А. Определение направленности «на себя» – «на дело» – «на взаимодействие» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. Санкт-Петербург, 2003. 448 с.
Рецензия
Для цитирования:
Воронова Т.А., Дубровина С.В., Чепурко Ю.В. Прокрастинация у студентов медицинского вуза с различной направленностью личности. Образование и наука. 2020;22(9):86-106. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-86-106
For citation:
Voronova T.A., Dubrovina S.V., Chepurko Yu.V. Procrastination in Medical University Students with Different Personality Orientation. The Education and science journal. 2020;22(9):86-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-86-106