Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-148-173

Полный текст:

Аннотация

Введение. Национальные системы образования и науки в условиях нарастающей глобализации все активнее интегрируются в международное научно-образовательное пространство. Результатом этих процессов является увеличение численности студентов в мире: если в 1970-е гг. в трехуровневой системе образования насчитывалось около 29 млн человек, то в 2000 г. – уже 100 млн, в 2005 г. – 139 млн, в 2010 г. – 181 млн, в 2012 г. – 196 млн. Согласно прогнозам Института статистики ЮНЕСКО, в 2025 г. количество таких студентов вырастет до 263 млн человек1. В Российской Федерации в 2016 / 17 учебном году обучалось 283 тыс. иностранцев (5% от общего количества обучающихся), в США в 2014 / 15 учебном году – около 1 млн человек.
Учитывая тенденции глобализации образования, Япония была вынуждена включиться в борьбу за иностранных студентов и экспорт образовательных услуг. Стимулирующими факторами интернационализации японских университетов и усиления участия страны в мировой конкурентной борьбе за привлечение иностранцев в национальную систему высшего образования являются такие негативные демографические тенденции, как падение рождаемости, старение населения, сокращение численности молодежи.
Целью исследования было выявление особенностей функционирования модели привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования Японии в условиях усугубления проблем старения населения и замедления экономического роста страны. Отчасти данная ситуация актуальна и для российского социально-экономического и демографического развития.
Материалы и методы. В статье использовались статистические данные ряда международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР, МОМ, Всемирного банка), Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, Японского фонда, государственных и частных университетов Японии. Был применен социологический метод. В ходе научной командировки в июле 2019 г. авторами статьи проведены три фокус-группы по стратегии и инструментам привлечения иностранных студентов в Японию. В настоящее время японская система высшего образования является одной из лучших не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Япония фактически стала одним из лидеров мирового рынка образовательных услуг, сюда стремятся абитуриенты из разных стран с целью овладеть наиболее востребованными специальностями.
Результаты. В ходе исследования выявлено, что система привлечения иностранных студентов в японские вузы основана на концепции внешней миграционной политики, то есть на продвижении геополитических и экономических интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В японских университетах обучаются выходцы из стран – стратегических партнеров Японии: КНР, Вьетнама, Непала, Южной Кореи, Таиланда, Тайваня. Важным элементом стратегии рекрутирования иностранцев является работа вузов, культурных и образовательных фондов, которые осуществляют продвижение японского языка и культуры за пределами страны.
Японская система высшего образования, несмотря на исторически свойственные ей традиционализм и консерватизм, постепенно интернационализируется и открывается миру через активный выход вузов на внешние образовательные рынки и каналы привлечения иностранных студентов. Университеты как основные элементы системы высшего образования стали проводниками внешней политики Японии, ориентированной прежде всего на страны АТР и расположенных в нем стратегических партнеров. Причем эти страны выбраны не только исходя из приоритетов японской геополитики и экономики, но и по объективным демографическим показателям (молодая возрастная структура, значительная численность населения). Взаимодействие со странами – миграционными партнерами подкрепляется реальными шагами со стороны японских властей: инвестициями, торговлей, контактами в сферах бизнеса и культуры. Опыт Японии может быть использован в России для организации работы по привлечению молодежи для обучения в высших учебных заведениях из стран – геополитических партнеров, прежде всего на территориях бывшего СССР.
Научная новизна. Выявлены особенности функционирования модели рекрутирования иностранной молодежи в систему высшего образования Японии в условиях усугубления проблем старения населения и замедления экономического роста.
Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего практического применения результатов авторского исследования особенностей японской модели привлечения иностранных студентов в систему высшего образования.

Об авторах

С. В. Рязанцев
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Россия
Рязанцев Сергей Васильевич – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, директор; заведующий кафедрой демографической и миграционной политики Москва


Т. К. Ростовская
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
Россия
Ростовская Тамара Керимовна – доктор социологических наук, профессор, заместитель директора; профессор кафедры социологии, политологии и нормативно-правового регулирования промышленного развития Москва


Н. С. Рязанцев
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Рязанцев Никита Сергеевич – стажер-исследователь 

Москва



Список литературы

1. Маркони Г. Международные магистранты и аспиранты: что нам говорит статистика [Электрон. ресурс] // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). 2016. № 13 (86). C. 8–10. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2016/07/11/1116350275/WHE_13_view.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

2. Петиненко И. А., Ткач А. А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? [Электрон. ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 2 (18). С. 174–178. Режим доступа: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000430775 (дата обращения: 20.08.2020).

3. Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование [Электрон. ресурс] // Экономика региона. 2019. № 2 (15). С. 420–435. Режим доступа: http://u55901.netangels.ru/content/zhurnal2019/ER_2/090219iRyazantsev.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

4. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 2-е изд. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. 348 c.

5. Лебедева И. П. Японский рынок труда в XXI веке. Экономические и социальные проблемы. Москва: Институт востоковедения РАН, 2019. 314 с.

6. Гугелев А. В., Семченко А. А. Управление качеством в системе высшего образования Японии // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2 (15). С. 65–71.

7. Белов А. В., Золотов А. В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии [Электрон. ресурс] // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 30–53. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2014/09/30/1100397070/2014-3_Belov-Zolotov.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

8. Tarumoto H. Why restrictive refugee policy can be retained? A Japanese case // Migration and Development. 2019. № 1 (8). P. 7–24. Available from: https://doi.org/10.1080/21632324.2018.1482642 (date of access: 20.08.2020).

9. Nakatani I. Drastic Change in Immigration Policy of the Japanese Election Agenda // East Asia Forum. 2013. Available from: https://www.eastasiaforum.org/2013/07/21/drastic-change-in-immigration-policy-off-thejapanese-election-agenda (date of access: 20.08.2020).

10. Hawkins J., Xu J. Mobility, migration and the road to the innovative university: implications for the Asia-Pacific region // Journal of Asian Public Policy. 2012. № 5 (3). P. 262–269. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17516234.2012.731167 (date of access: 20.08.2020).

11. Kondo A. Development of Immigration Policy in Japan // Asian and Pacific Migration Journal. 2002. № 4 (11) P. 415–436. Available from: https://doi.org/10.1177/011719680201100404 (date of access: 20.08.2020).

12. Анисимцев Н. В. Иммиграционная политика Японии: национальный вариант [Электрон. ресурс] // Россия и АТР. 2004. № 1 (43). С. 46–55. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_9025475_81560494.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

13. Анисимцев Н. В. Иммиграционная политика Японии: сохранение национальной идентичности в условиях глобализации [Электрон. ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2005. № 4. С. 113–125. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11699672_53925759.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

14. Карпова И. В., Карпов К. А. Правовой статус Иммиграционного бюро Японии [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7 (104). С. 141–147. Режим доступа: https://aprp.msal.ru/jour/article/view/1553 (дата обращения: 20.08.2020).

15. Шевцова Е. В. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России [Электрон. ресурс] // Вестник НГУЭУ. 2009. № 2. С. 60–67. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15176821_68761422.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

16. Молодякова Э. В. Трансформация иммиграционной политики Японии // Японский опыт для российских реформ. 2002. № 1. С. 54–62.

17. Рязанцев С. В. Внешняя миграционная политика России: концептуальное обоснование и инструменты реализации // Международные процессы. 2016. № 4 (14). С. 22–29. DOI 10.17994/IT.2016.14.4.47.2

18. Higuchi N. Brazilian migration to Japan: Trends, modalities and impact. Working Paper for UN Expert Group Meeting on International Migration and Development in Latin America and the Caribbean. Mexico City: Population Division Department of Economic and Social Affairs United Nations Secretariat. 2006. Available from: https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/unpd-egm_2005_11-12_p11_higuchi.pdf (date of access: 20.08.2020).

19. West J. Immigration Changes are Imperative for Japan // Migration Asia Century Institute. 2018. October 24. Available from: https://asiancenturyinstitute.com/migration/1464-immigration-changes-areimperative-for-japan (date of access: 20.08.2020).

20. Iguchi Yu. Prospects on migration policy reform from the standpoint of economic integration in East Asia // Migration Policy Review. 2009. № 1. P. 18–35.

21. Шалина И. В., Зыкова С. А. Особенности внешней политики Японии в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона // III Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в фокусе современности: материалы международной научной конференции. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. 541 с.

22. Iguchi Yu. Possibilities and Limitations of Japanese Migration Policy in the Context of Economic Partnership in East Asia. Working Paper for UN Expert Group Meeting on International Migration and Development. Population Division Department of Economic and Social Affairs United Nations Secretariat New York, 6–8 July 2005. P. 1–19. Available from: https://www.un.org/en/development/desa/population/events/pdf/expert/8/P07-iguchi.pdf (date of access: 20.08.2020).

23. Белов А. В. Япония: экономика и бизнес. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. 383 с.

24. Чертина З. С. Нужны ли иммигранты Японии? [Электрон. ресурс] // Преподаватель XXI век. 2015. № 4. С. 310–317. Режим доступа: https://drive.google.com/open?id=0Bww8v66PaPfWbjlJLWVGVk82Zkk (дата обращения: 20.08.2020).


Для цитирования:


Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Рязанцев Н.С. Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования. Образование и наука. 2020;22(9):148-173. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-148-173

For citation:


Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Ryazantsev N.S. Japanese Model of Attracting Foreign Youth in the Higher Education System. The Education and science journal. 2020;22(9):148-173. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-148-173

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)