Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-11-38
Resumen
Введение. Несмотря на все возрастающее значение системы профессионального образования и обучения, в развитых странах (за редким исключением) отсутствуют адекватные современным условиям инструменты стратегического управления. Система профессионального образования и обучения, являясь сложным и многомерным объектом, требует адекватных подходов для управления ее развитием. В статье описан один из таких подходов, основанный на прогнозировании возможных состояний системы в долгосрочной перспективе посредством выделения и сравнительной оценки альтернативных сценариев развития. Представлены и обоснованы требования к структуре и порядку описания сценариев развития региональных систем среднего профессионального образования, включая возможные параметры для выделения веера сценариев. Показаны преимущества подхода к прогнозированию, основанного на комплексном качественном описании возможных состояний региональной экосистемы среднего профессионального образования.
Цель статьи – представление научного подхода к разработке сценариев развития региональной системы среднего профессионального образования.
Методология и методики. Исследование основано на методологии системного анализа социальных объектов, использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа и моделирования социальных систем, метод сценариев, экспертные методы.
Результаты и научная новизна. В результате исследования разработана методология научного описания сценариев развития региональной системы среднего профессионального образования под влиянием комплекса вероятных факторов. Новизна результатов заключается в возможности построения ряда альтернативных сценариев с применением относительно устойчивых модулей модели.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в процессе стратегического планирования развития среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации, а также региональных систем профессионального образования других стран.
De los autores
В. БлиновRussian Federation
А. Сатдыков
Russian Federation
И. Сергеев
Russian Federation
Н. Родичев
Russian Federation
Referencias
1. Satdykov A. I. Comparative analysis of enterprise’s participation in the process of labor training in USA, Great Britain and Russia // Contemporary Problems of Social Work. 2019. № 2. P. 21–29.
2. Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Ковалева Н. В. [и др.] Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
3. Юрьев А. И., Шевякова Л. П., Бурикова И. С. [и др.] Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: учебное пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. Санкт-Петербург: Logos, 2006. 512 с.
4. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А. [и др.] Россия 2025: от кадров к талантам [Электрон. ресурс]. The Boston Consulting Group; Сбербанк, 2017. 69 с. Режим доступа: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 06.10.2020).
5. Poli R. A note on classification of future-related methods // European Journal of Future Research. December 2018. Available from: https://www.researchgate.net/publication/327675088_A_note_on_the_classification_of_future-related_methods (date of access: 01.10.2020).
6. Slaughter R. A. The Knowledge Base of Futures Studies, Vol. 1: Foundations; Vol. 2: Organisations, Practices, Products; Vol. 3: Directions and Outlooks. Melbourn: Futures Study Centre, 1996.
7. Bradfield R., Wright G. The origins and evolution of scenario techniques in long range business planning // Futures Research Quarterly. 2005. № 37. P. 795–812. Available from: https://core.ac.uk/download/pdf/22862852.pdf (date of access: 01.10.2020).
8. Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией / Пер. с англ. Москва: Олимп-Бизнес, 2009. 256 с.
9. Bishop P., Hines A., Collins T. The current state of scenario development: An overview of techniques // Foresight. 2007. № 9 (1). P. 5–25. Available from: https://www.researchgate.net/publication/228623754_The_current_state_of_scenario_development_An_overview_of_techniques (date of access: 19.09.2020). DOI: 10.1108/14636680710727516
10. Wright G., Cairns G. Scenario thinking. Practical approaches to the future. London: Palgrave Macmillan, 2011. 192 р. DOI: 10.1057/9780230306899
11. Bishop P. Baseline Analysis: The Epistemology of Scenario Support // World Futures Review. 2017. № 9 (2). P. 83–92. Available from: https://issuu.com/asap1/docs/creating_futures_scenario_planning__strategic_mana (date of access: 19.09.2020). DOI: 10.1177/1946756717705962
12. Dator J. Four Essays and One Book // World Futures Review. 2017. № 9 (2). P. 65–71. Available from: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1946756717708913 (date of access: 09.10.2020). DOI: 10.1177/1946756717708913
13. Godet M. Creating futures. Scenario planning as a strategic management tool. London. Economica, 2001. 349 p. Available from: https://issuu.com/asap1/docs/creating_futures_scenario_planning__strategic_mana (date of access: 09.10.2020).
14. Varum C., Melo C. Directions in scenario planning literature-A review of the past decades // Futures. 2010. Vol. 42 (4). P. 355–369. Available from: https://www.academia.edu/1583204/Directions_in_scenario_planning_literature_A_review_of_the_past_decades (date of access: 09.10.2020).
15. Van Notten P., Rotmans J., van Asselt M., Rothman D. An updated scenario typology // Futures. 2003. Vol. 35 (5). P. 423–443. Available from: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.475.6692&rep=rep1&type=pdf (date of access: 09.10.2020).
16. Börjeson, L., Höjer, M., Dreborg, K., Ekvall, T., Finnveden, G. Scenario types and techniques: towards a user’s guide // Futures. 2006. Vol. 38. P. 723–739. Available from: https://www.academia.edu/15637794/Scenario_types_and_techniques_Towards_a_users_guide (date of access: 09.10.2020).
17. Блинов В. И. Педагогический потенциал модульно-компетентностного подхода в практике модернизации профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1 (3). С. 10–12.
18. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Среднее профессиональное образование: сценарии возможного будущего и перспективы развития // Техник транспорта: образование и практика. 2020. № 1 (1-2). С. 21–27.
19. Батрова О. Ф., Блинов В. И., Волошина И. А. [и др.] Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: рекомендации. Москва: ФИРО, 2008. 14 с.
20. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 263 c. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/04/1189087588/SPO_text_print.pdf (дата обращения: 19.09.2020).
21. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 2020–2035 // Образовательная политика. 2020. № 81 (1). С. 76–86.
22. Saussois J. M. Scenarios, international comparisons, and key variables for educational scenario analysis // Think Scenarios, Rethink Education. Paris, France: Organisation for Economic Co-operation and Development Centre for Educational Research and Innovation, 2006. P. 53–69. Available from: https://www.oecd.org/site/schoolingfortomorrowknowledgebase/futuresthinking/trends/37811524.pdf (date of access: 09.10.2020).
23. Вишневская Н. Т. Модели первичной профессиональной подготовки в современных экономиках // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 5–29.
24. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4–22.
Recensión
Para cita:
Blinov V.I., Satdykov A.I., Sergeev I.S., Rodichev N.F. The methods of scenario designing for the development of regional systems of vocational education and training. The Education and science journal. 2021;23(2):11-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-11-38