Преадаптация школьников к инновационной деятельности и образовательные практики работы с будущим
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-39-70
Resumen
Введение. Применяемые в разных странах подходы к реформам в системе образования предполагают высокую значимость адаптации школьников к изменениям в среде и к будущим её состояниям. При этом будущее прогнозируется как продолженное настоящее. Данный подход вступает в противоречие с происходящими в действительности изменениями, для которых характерны высокая степень многовариантности и рисков появления неожиданных сценариев развития. Поэтому важной научной проблемой становится поиск новых концепций развития образования на основе теоретических положений по преадаптации школьников к изменениям среды и проектированию механизмов встраивания в возможные модели будущего.
Цель исследования – разработать методологические основания и методические средства (образовательные практики) преадаптации школьников к инновационной деятельности и формирования практик работы с будущим.
Методология, методы и методики. Методологической базой, на которой выстраивается исследование, стали историко-эволюционный подход и методология футурологии. Они позволили провести исследование на принципах сочетания адаптации и преадаптации школьников к инновационной деятельности, важности развития практик работы с будущим, базирующихся на идеях футорологии.
Методы исследования – обобщение научных положений и логическое выведение нового знания; анализ практики с помощью метода case-study (изучено более 120 кейсов школ); экспериментальная проверка авторских разработок (проведено тестирование практик работы с будущим на базе 25 школ разных регионов России).
Результаты и научная новизна. Представлена авторская концепция роли и содержания процесса преадаптации школьников, разработаны методологические основы использования практик работы с будущим, описана таксономия практик работы с будущим. Развиты положения преадаптации школьников к инновационной деятельности и занятию активной позиции по отношению к будущему. Предложена методология использования практик работы с будущим, которая определяет роль этих практик, их содержание, технологию реализации, группировку и использование на трех уровнях: персональное становление, коммуникативное/социальное становление и деятельностное становление личности школьника. Результаты работы могут рассматриваться в качестве эволюционного развития положений традиционных адаптивных теорий.
Практическая значимость. Многолетний опыт авторов по созданию методологии и образовательных практик работы с будущим позволяет по-новому выстроить образовательную деятельность, успешно реализовать концепцию вариативного образования и формирования метапредметных компетенций, к которым относятся и компетенции по выстраиванию образа будущего и самоопределению в этом будущем.
De los autores
П. РабиновичRussian Federation
Л. Кремнева
Russian Federation
К. Заведенский
Russian Federation
Е. Шехтер
Russian Federation
С. Апенько
Russian Federation
Referencias
1. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные вопросы и новые вопросы. Москва: Астрель: CORPUS, 2010. 528 с.
2. Бейтсон Г. Разум и природа: Неизбежное единство. Москва: КомКнига, 2007. 244 с.
3. Алтухов Ю. П. Генетические процессы в популяциях. Москва: Наука, 1983. 279 с.
4. Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. Москва: Текст, 2016. 157 с.
5. Уоддингтон К. Х. Основные биологические концепции. На пути к теоретической биологии. Москва: Мир, 1970. Ч. I. 184 с.
6. Бауэр Э. С. Теоретическая биология. Москва – Ленинград: Изд-во ВИЭМ, 1935. 206 с.
7. Эшби У. Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Москва: Изд-во Иностранной литературы, 1962. 400 с.
8. Винер Н. Кибернетика. Москва: Наука, 1983. 344 с.
9. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Синергетика – психология – прогнозирование. Москва: Мир, 2004. 368 с.
10. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетика. Антология / Науч. ред., сост., автор переводов и вступительной статьи Е. Н. Князева. Москва – Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 416 с.
11. Кондратьев Н. Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Москва: Экономика. 2002. С. 341–400.
12. Ковалевич Д. А., Щедровицкий П. Г. Конвейер инноваций [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. 2012. Режим доступа: https://kb.asi.ru/conveyor-of-innovations (дата обращения: 01.12.2020).
13. Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Образование из будущего. ФГОС 4.0 – первый цифровой // Образовательная политика. 2020. № 83 (3). С. 60–73. DOI 10.22394/2078-838Х-2020-3-60-73
14. Лукша П. О., Кубиста Д., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образование для сложного общества // Сборник тезисов форума Global Education Leaders’ Partnership Moscow. Москва: Российский учебник, 2018. Режим доступа: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 01.12.2020).
15. Фрейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование. Москва: Точка, 2018. 235 с.
16. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 425 с.
17. Раутиан А. С., Жерихин В. В. Модели филоценогенеза и уроки экологических кризисов геологического прошлого // Журнал общей биологии. 1997. Т. 58, № 4. С. 20–47.
18. Гробстайн К. Стратегия жизни: Пер. с англ. Москва: Мир, 1968. 144 с.
19. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 3–11.
20. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 3–18.
21. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. Москва: Акрополь, 2018. 210 с.
22. Шмальгаузен И. И. Факторы эволюции: Теория стабилизирующего отбора. Москва: Наука, 1969. 396 c.
23. Алтухов Ю. П. Генетические процессы в популяциях. Москва: Академкнига, 2003. 431 с.
24. Алексеев В. П. Человек: эволюция и таксономия. Москва: Наука, 1985. 286 с.
25. Dobzhansky Th. Evolution, genetics and man. N. Y.: Wiley; 1955. 398 р.
26. Eldredge N., Gould S. J. Punctuated equilibria: an alternative to phyletic gradualism // Models in Paleobiology. San Francisco: Freeman Cooper, 1972. P. 82–115
27. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. Москва: Просвещение, 2012. 447 с.
28. Fidler D. “Future skills”. Update and literature review. Prepared for ACT Foundation and The Joyce Foundation. Institute for the Future. Available from: https://www.iftf.org/fileadmin/user_upload/downloads/wfi/ACTF_IFTF_FutureSkills-report.pdf (date of access: 01.12.2020).
29. Ehlers U.-D. Future skills: lernen der zukunfthochschule der zukunft. Wiesbaden: Springer VS, 2020. 316 p. DOI: 10.1007/978-3-658-29297-3
30. Slaughter R. A. Road testing a new model at the Australian Foresight Institute // Futures, 2004. Vol. 36 (8). P. 837–852.
31. Fien J. Teaching and Learning for a Sustainable Future. Paris: UNESCO, 2002. 86 р.
32. Pouru L., Wilenius M. Еducating for the future: how to integrate futures literacy skills into secondary education // Session futures proficiency for society. 6th International Conference on Future-Oriented Technology Analysis (FTA). Future in the Making. Brussels, 2018. P. 6–8.
33. Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего [Электрон. ресурс] // Концепт. 2016. № 1. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm (дата обращения: 01.12.2020).
34. Heinonen S., Ruotsalainen J. Futures Clinique–method for promoting futures learning and provoking radical futures // European Journal of Futures Research. 2013. Vol. 1 (1). P. 5–8.
35. Miller R. From trends to futures literacy. Centre for Strategic Education. Seminar Series Paper. Melbourn, 2006. 20 p.
36. Nuttin J., Lens W. Future time perspective and motivation: Theory and research method. Mahwah, N. J: Erlbaum Hillsdale, 1985. 236 p.
37. Husman J., Lens W. The role of the future in student motivation // Educational Psychologist. 1999. P. 113–125. DOI: 10.1207/s15326985ep3402_4
38. Herrera Paredes D. I. Future Time Perspective and its Motivational Relevance in Different Educational Contexts // Journal of Educational Psychology. 2019. № 7. P. 17–23. DOI: 10.20511/pyr2019.v7nSPE.348
39. Andre L. van Vianen A. E. M., Peetsma T. T. D., Oort F. J. Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 20. P. 209–225. Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492 (date of access: 09.12.2020).
40. De Voider M. L., Lens W. Academic Achievement and future time perspective as a cognitive-motivational concept // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42(3). P. 566–571.
41. Darling M., Guber H., Smith J., Stiles J. Emergent learning: A framework for whole-system strategy, learning, and adaptation // The Foundation Review. 2016. Vol. 8 (1). P. 59–73. DOI: 10.9707/1944-5660.1284
42. Mueller S., Toutain O. The outward looking school and its ecosystem // Entrepreneurship 360. Thematic paper, OECD. 2015. P. 7–22.
43. Prince С. Innovating Toward a Vibrant Learning Ecosystem: Ten Pathways for Transforming Learning [Электрон. ресурс] // KnowledgeWorks Forecast 3.0. 21 October 2014. P. 2–6. Ava ilab le from: https://knowledgeworks.org/wp-content/uploads/2018/01/innovation-pathways-transforming-learning.pdf (date of access: 04.12.2020)
44. Valerie H., Louise T., Ward S., Beresford T. Local Learning Ecosystems: Emerging Models. WISE report series in Partnership with Innovation Unit. 2019. Available from: https://static1.squarespace.com/static/5b4ce0ef25bf02418c85ea24/t/5d0bc1bc48dc590001c42591/1561051602478/WISE_ecosystems_PRINT.pdf (date of access: 09.12.2020).
45. Inayatullah S. Futures studies: theories and methods // There’s a future: Visions for a better world. 2013. P. 36–66. Ava ilab le from: https://www.researchgate.net/publication/281595208_Futures_Studies_Theories_and_Methods (date of access: 04.12.2020)
46. Рабинович П. Д., Заведенский К. Е., Самойлов Н. Е. Школа проектных технологий: интернет вещей в межпредметном обучении // Информатика и образование. 2020. № 9. С. 6–39.
47. Заведенский К. Е., Рабинович П. Д. Проектные и цифровые технологии в школе: мотивация, познание, компетенции // Информатика и образование. 2020. № 7. С. 6–16.
Recensión
Para cita:
Rabinovich P.D., Kremneva L.V., Zavedenskiy K.E., Shekhter E.D., Apenko S.N. Preadaptation of students to innovation activity and formation of practices of futures scenario building. The Education and science journal. 2021;23(2):39-70. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-39-70