Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-114-139

Texto completo:

Resumen

Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена.

Цель статьи – анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи.

Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социально-психологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (2019–2020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников.

Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальнойуспешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях.

Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешности

De los autores

Г. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


П. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Денисова-Шмидт Е. В., Леонтьева Э. О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86–93.

2. Латов Ю. В., Ключарев Г. А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31–42.

3. Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49–58.

4. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29, № 2. С. 6–26.

5. Schuler H., Thornton G., Frintrup A., Mueller-Hanson R. AMI Achievement Motivation Inventory. Oxford: A Mogrefe Company, 2004. 55 p.

6. Abbott B., Gallipoli G., Meghir C., Violante G. Education policy and intergenerational transfers in equilibrium // IFS Working Papers. 2016. № 16 (04). Available from: http://hdl.handle.net/10419/173937 (date of access: 10.09.2020).

7. Cremer H., Pestieau P. Intergenerational Transfer of Human Capital and Optimal Education Policy // Journal of Public Economic Theory. 2006. Vol. 8, № 4. P. 529–545.

8. Altbach Ph. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2016. 352 p.

9. Habley W. R., Bloom J. L., Robbins S. Increasing Persistence: Research-Based Strategies for College Student Success. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2012. 512 p.

10. Славина Л. С. Трудные дети. Москва: Институт практической психологии, 1998. 492 с.

11. Абдуразаков М. А. Взаимодействие субъектов образования в информационно-образовательной среде: культура знаний, познания и информационной коммуникации // Педагогика. 2018. № 9. С. 39–46.

12. Поливанова К. Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 4. С. 19–30.

13. Завадская М. А. Академическая неуспеваемость как социологический феномен: перспективы микросоциологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 2. С. 102–118.

14. Донских О. А., Логунова Л. Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 4. С. 60–71.

15. Рощина Я. М. Чьи дети учатся в российских элитных вузах? // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 347–369.

16. Костенкова Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. Москва: Прометей, 2011. 139 с.

17. Юдин Н. В. Личностные ресурсы академической успешности студентов // Альманах современной науки и образования. 2012. № 4. С. 236–238.

18. Виндекер О. С., Клименских М. В. Психометрические грани антихрупкости: толерантность к неопределенности, жизнестойкость и рост // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 107–122.

19. Dekel S., Ein-Dor T., Solomon Z. Posttraumatic growth and posttraumatic distress: A longitudinal study // Psychological Trauma. Vol. 4, № 1. P. 194–101.

20. Константиновский Д. Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 16. Москва: ЦСПиМ, 2018. С. 171–191.

21. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в современном контексте. Москва: Юрайт, 2017. 224 с.

22. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с.

23. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 53–74.

24. Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 2. С. 71–86.

25. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92.

26. Heckman J. Policies to foster human capital // Research in Economics. 2000. Vol. 54. P. 3–56.

27. Obergriesser S., Stoeger H. The role of emotions, motivation, and learning behavior in underachievement and results of an intervention // High Ability Studies. 2015. Vol. 26, № 1. P. 167–190.

28. Bernasconi M., Profeta P. Public education and redistribution when talents are mismatched // European Economic Review. 2012. Vol. 56, № 1. P. 84–96.

29. Косарецкий С. Г., Груничева И. Г., Гошин М. Е. Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России. 2016. Т. 25, № 4. С. 115–135.

30. Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 5. С. 63–72.

31. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34.

32. Темницкий А. Л. Динамика терминальных и инструментальных ценностей учебы у студентов МГИМО // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 1. С. 221–231.

33. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

34. Куликова С. В. Социокультурный нигилизм в образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 41–45.

35. Яковлева И. В. Аксиологические противоречия современного образования и социокультурных реалий // Философия образования. 2018. Вып. 4, № 77. С. 103–113.

36. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–177.

37. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174–196.

38. Berkowitz R., Moore H., Astor R.A., Benbenishty R. A Research Synthesis of the Associations between Socioeconomic Background, Inequality, School Climate, and Academic Achievement // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87, № 2. P. 425–469.

39. Виндекер О. С., Луканин М. Е. Исследование структуры мотивации достижения у студентов в контексте их представлений об интеллекте и целях обучения // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 2. С. 146–157.

40. Бедность и развитие ребенка/Под ред. Д. А. Александрова, В. А. Иванюшиной, К. А. Маслинского. Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. 392 с.

41. Перевозова О. В., Крайнова Д. В. Корреляционная зависимость успешности выпускника и успешности вуза, факторы, влияющие на успешность выпускника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 128–132.


Recensión

Para cita:


Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Social context of educational failure of students. The Education and science journal. 2021;23(2):114-139. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-114-139

Número de consultas: 1271


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)