Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
Аннотация
Введение. В настоящее время интернационализация выступает приоритетом развития высшего образования в качестве институциональной составляющей его академического функционирования как с точки зрения обеспечения качества образования, так и в связи с реализацией многоуровневой интеграционной повестки, в которую вовлечен современный университет. В целях повышения эффективности международного измерения высшего образования необходимо прояснить ряд теоретико-фундаментальных вопросов, среди которых один из наиболее важных - проблема институциональных условий академической среды, способствующих возникновению интернационализации. Фундаментальным условием может выступать массовая высшая школа, в связи с чем прояснение взаимозависимостей между массовизацией и интернационализацией высшего образования позволит расширить теоретическое понимание его актуальных процессов, предоставив необходимый исследовательский каркас для дальнейших прикладных изысканий.
Целью данной работы является исследование взаимозависимости между массовизацией и интернационализацией высшего образования для уточнения институциональных условий, способствующих развитию международного измерения современного университета.
Методология и методика исследования. С точки зрения методологического аппарата данного исследования избран социально-философский инструментарий. В частности, работа основана на ретроспективном анализе и философской деконструкции социально-исторического перехода высшей школы от элитарной модели к массовой. В качестве исследуемого материала выступают работы, содержащие как статистические, так и аналитические данные относительно национальных условий перехода к массовой высшей школе.
Результаты исследования. Массовизация высшей школы обусловлена эволюцией исторического развития социальных систем и является составной частью дальнейшего развития всемирного высшего образования. Выступая одним из источников эмансипации и демократизации общества, массовое высшее образование обеспечило переориентацию университетов с воспитательных нужд на нужды компетенций, тем самым став спутником разрушения империалистической повестки, включая снятие проблемы отчужденного труда. Институционально массовизация высшего образования стала возможной за счет объединения ресурсов государства и частного сектора. Оно имеет два варианта реализации: 1) за счет государственных субсидий в частное высшее образование; 2) за счет частных инвестиций в государственное высшее образование. Массовое высшее образование выступает институциональным фактором развития интернационализации: 1) формирует потребность в совершенствовании качества образования; 2) выступает инструментом имплементации интеграционной повестки.
Научная новизна. Установлена связь между массовизацией и интернационализацией высшего образования: массовое высшее образование выступает институциональным фактором формирования академического запроса на развитие процессов интернационализации: 1) формируя потребность в совершенствовании качества образования; 2) выступая одним из инструментов реализации интеграционной повестки. Отсутствие процессов массовизации и интернационализации в современной системе высшего образования может свидетельствовать о фундаментальных барьерах в национальном развитии того или иного государства.
Практическая значимость. Полученные результаты поспособствуют проведению дальнейших фундаментальных изысканий в философии и социологии образования, а также могут быть использованы в качестве теоретической основы для реализации практических исследований относительно современных процессов развития высшего образования.
Об авторе
Д. А. СмоляковКитай
Смоляков Дмитрий Анатольевич - кандидат философских наук, научный сотрудник Белорусско-китайского исследовательского центра философии и культуры Линнаньского педагогического университета.
Чжаньцзян.
Researcher ID AAY-2786-2020
Список литературы
1. De Wit H. Globalisation and internationalisation of higher education // Revista de universidad y sociedad del conocimiento. 2011. № 2 (8). P. 241-248. DOI: 10.7238/rusc.v8i2.1247
2. Смоляков Д. А. Интернационализация высшего образования: социально-философский аспект // Доклады Национальной академии наук Беларуси. 2020. № 3 (64). С. 371-378. DOI: 10.29235/1561-8323-2020-64-3-371-378
3. De Wit H. The history of internationalization of higher education // The SAGE handbook of international higher education / Ed.: D. Deardorff [et al.]. California, 2012. P. 43-60. DOI: 10.4135/9781452218397.n3
4. Knight J. Internationalization remodeled: definition, approaches, and rationales // Journal of Studies in International Education. 1997. № 1 (8). P. 5-31. DOI: 10.1177/1028315303260832
5. Дубовицка Л. Интернационализация высшего образования как часть Болонского процесса [Электрон. ресурс] // Научный диалог. 2013. № 2. С. 8-21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-kak-chast-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 10.11.2020).
6. Zha Q. Internationalization of Higher Education: Towards a Conceptual Framework // Policy Futures in Education. 2003. № 1. P. 248-270. DOI: 10.2304/pfie.2003.1.2.5
7. Копылов А. В., Сергеев А. М., Рыжкова И. В. Некоторые герменевтические аспекты интернационализации высшего образования // Педагогика. 2020. № 5 (84). С. 16-23. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43036959 (дата обращения: 10.11.2020).
8. Чмыхало А. Ю., Ардашкин И. Б., Макиенко М. А. Интернационализация высшего образования как отражение ценностей культуры постмодерна: российская специфика [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24). С. 85-99. DOI: 10.17223/22220836/24/9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovani-ya-kak-otrazhenie-tsennostey-kultury-postmoderna-rossiyskaya-spetsifika (дата обращения: 10.11.2020).
9. Altbach P. Globalization and the university: realities in an unequal world // Tertiary Education and Management. 2004. Vol. 10. Р. 3-25. DOI: 10.1007/978-1-4020-4012-2-8
10. Смоляков Д. А. О генезисе интернационализации высшего образования // Образование и наука. 2019. № 8 (21). С. 9-28. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-9-286
11. Tight M. Mass Higher Education and Massification // High Education Policy. 2019. № 32. P. 93-108. DOI: 10.1057/s41307-017-0075-3
12. Giannakis M., Bullivant N. The Massification of Higher Education in the UK: aspects of service quality // Journal of Further and Higher Education. 2016. № 40 (5). P. 630-648. DOI: 10.1080/0309877X.2014.1000280
13. Yang Y. Higher Education in China: Massification, Accessibility, and Quality Issues // Collins C., Lee M., Hawkins J., Neubauer D. The Palgrave Handbook of Asia Pacific Higher Education. New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. 315-330. DOI: 10.1057/978-1-137-48739-1_21
14. Hornsby D. J., Osman R. Massification in higher education: large classes and student learning // High Education. 2014. № 67. P. 711-719. DOI: 10.1007/s10734-014-9733-1
15. Dias D. Has Massification of Higher Education led to more Equity? Clues to a reflection on Portuguese education arena // International Journal of Inclusive Education. 2015. № 19 (2). P. 103-120. DOI: 10.1080/13603116.2013.788221
16. Mok K. H., Wu A. Higher Education, Changing Labour Market and Social Mobility in the Era of Massification in China // Journal of Education and Work. 2016. № 29 (1). P. 77-97. DOI: 10.1080/13639080.2015.1049028
17. Абрамова М. А., Крашенинников В. В. Реформа высшего образования: от количества к качеству // Философия образования. 2016. № 2 (65). C. 44-52. DOI: 10.15372/PHE20160204
18. Пак Ю. Н., Кошебаева Г. К., Пак Д. Ю. Проблемы модернизации высшего образования в контексте обеспечения качества // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 12. С. 14-21. DOI: 10.20339/AM.12-19.014
19. Мох Т. О. Обусловленность массового высшего образования Республики Беларусь: исторический контекст [Электрон. ресурс] // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей / Под. ред. В. Ф. Беркова. Минск, 2017. Вып. 17. Ч. 1. С. 286-293. Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/184685 (дата обращения: 10.11.2020).
20. Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. C. 83-109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109
21. Пугач В. Ф. Массовое высшее образование в России: особенности динамики // Высшее образование в России. 2020. № 2. C. 74-82. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-74-82
22. Аникина Е. А., Иванкина Л. И., Сорокина Ю. С. Кризис высшего образования в России: проявления, причины, последствия [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24770 (дата обращения: 10.11.2020).
23. Баранова И. М., Пугин В. Б. Современные проблемы высшей школы: массовизация, гетерогенность, необучаемость // Дискуссия. 2017. № 10 (84). С. 74-79. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-vysshey-shkoly-massovizatsiya-geterogennost-neobuchaemost (дата обращения: 10.11.2020).
24. Перевозный А. В. Массовое высшее образование: истоки и проблемы организации [Электрон. ресурс] // Университетское управление. 2011. № 1. С. 28-33. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-vysshee-obrazovanie-istoki-i-problemy-organizatsii (дата обращения: 10.11.2020).
25. Арсентьев Н. М. Ивлева А. Ю. Массовизация высшего образования в России: угрозы и перспективы [Электрон. ресурс] // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2010. № 3 (11). С. 76-82. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/massovizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-ugrozy-i-perspektivy (дата обращения: 10.11.2020).
26. Титаренко Л. Г. Гендерный дисбаланс или рост гендерного равенства? // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 17-28. DOI: 10.201064/WinRS.2020.1.2
27. Ставцева Т. И., Белоусова Е. А., Логвинова Т. Э. К вопросу о социальной значимости высшего профессионального образования в условиях его массовизации // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 59-63. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sotsialnoy-znachimosti-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-massovizatsii (дата обращения: 10.11.2020).
28. Максимов А. Г., Тележкина М. С. Эконометрический анализ феномена массови-зации высшего образования // Прикладная эконометрика. 2019. № 3 (55) С. 91-112. DOI: 10.24411/1993-7601-2019-10012
29. Gumport P. J. The United States Country Report: Trends in Higher Education from Massification to Post-Massification. 1997. 50 p. Available from: http://course.napla.coplacdigital.org/wp-content/uploads/2016/09/Trends-in-Higher-Education-from-Massifica-tion-to-Post-Massification.pdf (date of access: 10.11.2020).
30. Mok K. H., Chan S. J. After Massification and Response to Internationalization: Quality Assurance of Higher Education in Taiwan and Hong Kong // Collins C., Lee M., Hawkins J., Neubauer D. The Palgrave Handbook of Asia Pacific Higher Education. New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. 423-438. DOI: 10.1057/978-1-137-48739-1_28
31. Tierney W. G., Ward J. D. The transformation of the system of postsecondary education in the United States // Altbach P. G., Reisberg L., De Wit H. Massification Differentiation in Postsecondary Education Worldwide. Hamburg: Korber-Stiftung, 2017. 170 p. Available from: https://www.academia.edu/32151024/The_Transformation_of_the_System_of_Postsec-ondary_Education_in_the_United_States (date of access: 10.11.2020).
32. Pan M., Luo D. A comparative analysis on models of higher education massification // Frontiers of Education in China. 2008. № 3. P. 64-78. DOI: 10.1007/s11516-008-0004-8
33. Gao Y. Massification of Higher Education in China: Problems and Solutions // Wu A., Hawkins J. Massification of Higher Education in Asia. Higher Education in Asia: Quality, Excellence and Governance. Singapore: Springer, 2018. P. 9-19. DOI: 10.1007/978-981-13-0248-0_2
34. Wu A. M. Hawkins J. N. Massification of Higher Education in Asia. Singapore: Springer, 2018. 147 p. DOI 10.1007/978-981-13-0248-0
35. Chisick H. The Limits of Reform in the Enlightenment: Attitudes Toward the Education of the Lower Classes in Eighteenth-Century France. Princeton: Princeton University Press, 2014. 332 p. Available from: https://archive.org/details/limitsofreformin0000chis (date of access: 10.11.2020).
36. Melton J. V. H. Absolutism and the Eighteenth-Century Origins of Compulsory Schooling in Prussia and Austria. New York: Cambridge University Press, 1988. 260 p. Available from: https://archive.org/details/absolutismeighte0000melt (date of access: 10.11.2020).
37. Suchodolski B. Komisja Edukacji Narodowej na tle roli oswiaty w dziejowym rozwoju Polski. Wyd. 2. Warszawa: Wiedza Powszechna, 1973. 263 р. Available from: https://books.google.ru/books/about/Komisja_Edukacji_Narodowej_na_tle_roli_o.html?id=0W4nAAAAMAA-J&redir_esc=y (date of access: 10.11.2020).
38. Schleunes K. A. Enlightenment, Reform, Reaction: The Schooling Revolution in Prussia // Central European History. 1979. № 4 (12). P. 315-342. Available from: https://www.cambridge.org/core/journals/central-european-history/article/abs/enlightenment-reform-reaction-the-schooling-revolution-in-prussia/247CB45BE41BDC18E0D92F07B991CB-DA (date of access: 10.11.2020).
39. Ngugi W. T. Decolonizing the mind: the politics of language in African literature. Oxford: James Currey Ltd., 2005. 114 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/317678104_NGUGI_WA_THIONG'O'NUN_DECOLONIZING_THE_MIND_THE_POLITICS_OF_LANGUAGE_IN_AFRICAN_LITERATURE_ADLI_ESERININ_SOMURGECILIK_-_DIL_ILISKISI_ACISINDAN_INCELENMESI (date of access: 10.11.2020).
40. Ильенков Э. В. К вопросу о диалектико-материалистической критике объективного идеализма. Диалектическая логика. Очерки, истории и теории. Изд. 2, доп., 1984. 320 с. Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/N/iljenkov-evaljd-vasiljevich/dialekticheskaya-logika-ocherki-istorii-i-teorii/11 (дата обращения: 10.11.2020).
41. Stubbs R. War and Economic Development: Export-Oriented Industrialization in East and Southeast Asia // Comparative Politics. 1999. № 3. P. 337-355. DOI: 10.2307/422343
42. Roser M., Ortiz-Ospina E. Tertiary Education. Available from: https://ourworldin-data.org/tertiary-education (date of access: 10.11.2020).
43. Mok K. H., Jiang J. Massification of higher education and challenges for graduate employment and social mobility: East Asian experiences and sociological reflections // International Journal of Educational Development. 2018. № 63. P. 44-51. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.02.003
44. Ding X. China's Higher Education Market // DIFID WB Collaboration on Knowledge and Skills in the New Economy. 2004, January. Available from: https://www.researchgate.net/publication/337589737_Understanding_Vocational_Education_Market_in_China (date of access: 10.11.2020).
45. Капезина Т. Т. Тенденции развития российского высшего образования [Электрон. ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки, 2016. № 4 (8). C. 38-41. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.11.2020).
46. Avdeeva T. I., Kulik A. D., Kosareva A. N., Zhilkina T. A. Belogurov A. Yu. Problems and Prospects of Higher Education System Development in Modern Society // European Research Studies Journal. 2017. № 4B (20). P. 112-124. DOI: 10.35808/ERSJ/878
47. Голиусова Ю. В., Фенглианг Ли. Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России [Электрон. ресурс] // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник. Москва: Новый хронограф, 2015. С. 270-286. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya-izbytochnogo-obrazovaniya-v-kitae-i-rossii (дата обращения: 10.11.2020).
48. Guri-Rosenblit S., Teichler U. Massification and diversity of higher education systems: interplay of complex dimensions // Globalizing Knowledge: European and North American regions and policies addressing the priority issues of other UNESCO regions. 5-6 March 2007, Paris: UNESCO Headquarters, 2007. P. 373-389. Available from: https://www.researchgate.net/publication/32029702_Massification_and_Diversity_of_Higher_Education_Systems_Interplay_of_Complex_Dimensions (date of access: 10.11.2020).
49. Teichler U. Changing Patterns of the Higher Education Systems. London: Jessica Kingsley Publishers, 1988. 144 p. Available from: https://eric.ed.gov/?id=ED334953 (date of access: 10.11.2020).
50. Sainta W. Higher education in Nigeria: a status report // Higher Education Policy. 2003. № 3 (16). P. 259-281. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300021
51. Reddy K. S., Xie E., Tang Q. Higher education, high-impact research, and world university rankings: A case of India and comparison with China // Pacific Science Review B: Humanities and Social Sciences. 2016. № 1 (2). P. 1-21. DOI: 10.1016/j.psrb.2016.09.004
52. Mu R., Wan Q. The Development of Science and Technology: a Comparison with India and the United States // Technology in Society. 2008. № 30 (3-4). P. 319-329. DOI: 10.1016/j.techsoc.2008.04.023
Рецензия
Для цитирования:
Смоляков Д.А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа. Образование и наука. 2021;23(5):11-37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
For citation:
Smaliakou D.A. Institutional conditions of internationalisation of higher education: Mass higher school. The Education and science journal. 2021;23(5):11-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-11-37