Девиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемы
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-164-192
Аннотация
Введение. Данная работа продолжает линию исследований, касающихся различных форм проявления аномии в российском обществе. В предлагаемом исследовании рассмотрены индивидуальные формы проявления аномии на примере девиантного поведения подростков (обучающихся 13-17 летнего возраста) в зависимости от гендера и механизмы его восприятия педагогами образовательных организаций (ментальная репрезентация явления).
Цель исследования - выявить основные формы проявления индивидуальной аномии (как девиации поведения подростков) с позиций восприятия поведения обучающихся педагогами образовательных организаций (ментальная репрезентация поведения подростков в зависимости от фактора их пола и девиантного/просоциального типа поведения).
Методология и методы. В качестве методов сбора социологической информации использовались следующие: анкетный опрос, фокусированное интервью, тестирование. Далее полученные результаты обрабатывались методами математической обработки (дисперсионный факторный анализ по Фишеру (тип III SS, полиномиальный эффект)). Рассматривались влияния и взаимодействия факторов гендера и типа девиантного/просоциального поведения у подростков (через ментальную репрезентацию этого явления педагогами образовательных организаций). В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 1 643 человека и 832 педагога.
Результаты и научная новизна. Было определено, что наиболее выраженными формами девиантного поведения современных подростков в восприятии педагогов образовательных организаций являются: (а) курение, (б) прогулы учебных занятий. Данное девиантное поведение подростков в возрасте 13-17 лет можно рассматривать как проявление индивидуальной аномии (в восприятии педагогов как «безнормие»). Структура девиантного поведения подростков «девиантной» группы отличается от структуры поведения подростков «просоциальной» группы большей версатильностью. Фактор гендера участников исследования оказывает значимое влияние на структуру восприятия педагогами образовательных организаций поведения подростков как в группе «девиантного», так и в группе «просоциального» типа поведения.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые девиантное поведение подростков рассмотрено как проявление индивидуальной аномии. Авторами была исследована структура девиантного поведения подростков в возрасте 13-17 лет (с дифференциацией по гендерному фактору) и выявлены особенности «нормы» поведения подростков РФ в восприятии педагогами образовательных организаций. Это позволяет выявить системообразующие факторы, оказывающие влияние на отнесение поведения подростка к категории «нормы/безнормности» (как проявления аномии), и рассмотреть механизмы ментальной репрезентации «девиантного/просоциального» типа их поведения педагогами образовательных организаций в зависимости от гендера.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. УсоваРоссия
Усова Ольга Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом Уральского института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
Екатеринбург.
В. В. Усов
Россия
Усов Виктор Витальевич - аспирант кафедры социологии управления Уральского института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
Екатеринбург.
Н. Б. Костина
Россия
Костина Наталья Борисовна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления Уральского института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
Екатеринбург.
Т. В. Дуран
Бельгия
Дуран Татьяна Валентиновна - докторант Льежского университета; доцент кафедры управления персоналом и социологии УрГУПС.
Екатеринбург.
Список литературы
1. Ковригина Г. Д. Социальная солидарность в теории фреймов З. Линденберга // Вестник развития науки и образования. 2018. № 9. С. 47-53.
2. Усова О. В., Чевтаева Н. Г., Никитина А. С., Скаво К. Социальная репрезентация благополучия/неблагополучия современной российской семьи и поведение обучающегося: восприятие явления педагогами // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 102-136. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-102-136
3. Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. Москва: Научный эксперт, 2013. 56 с.
4. Sztompka P. Civilizational Incompetence: The Trap of Post-Communist Societies // Zeitschrift fur Soziologie, Jg. 22, Heft 2, April 1993, P. 85-95.
5. Жевелик О. Д., Долгицкий О. Д. Аномия как источник физиологической адаптации // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2016. № 2. С. 52-54.
6. Плетнев А. В. Эвристический потенциал теории аномии в современной криминологии [Электрон. ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 9 (41). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskiy-potentsial-teorii-anomii-v-sovremennoy-kriminologii (дата обращения: 30.03.2021).
7. MacIver R. M. The Ramparts We Guard. New York, Macmillan, 1950. 152 p.
8. Гюйо Ж. М. Безверие будущего. Социологическое исследование. С биографической заметкой о Гюйо Ал. Фуллье и с предисловием Д. Н. Овсянико-Куликовского / Пер. с франц. (11 издание) под ред. Я. Л. Сакера. Санкт-Петербург, 1908. 518 с.
9. Болдина М. А., Никонов Ю. С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема // Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 1. С. 98-101.
10. Долгова А. И. Криминология: Учебник для вузов. Москва: Норма, 2005. 912 с.
11. Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 273 с.
12. Chikwature W., Oyedele V., Ganyani I. Effects of deviant behavior on academic performance in Mutare Urban primary school in Mutary district // European Journal of Psychological Research. 2016. Vol. 3. № 1. Available from: https://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2016/02/Full-Paper-EFFECTS-OF-DEVIANT-BEHAVIOR-ON-ACADEM-IC-PERFORMANCE-IN-MUTARE-URBAN.pdf (date of access: 30.03.2021).
13. Мицык Т. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 125-139.
14. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Москва: Издательство РГСУ, 2013. 500 с.
15. Пруцкова Е. А. Профилактика девиантного поведения среди подростков в образовательных учреждениях // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (05) C. 39-41.
16. Мельникова М. И. Зарубежный опыт изучения проблемы девиантного поведения [Электрон. ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. 37 (6) Часть 4. С. 26-27. Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/zarubezhnyj-opyt-izucheniya-problemy-deviantnogo-povedeniya (дата обращения: 30.03.2021).
17. Гут Ю. Н., Кабардов М. К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 80-90. DOI:10.17759/pse.2018230408
18. Thorlindsson T., Bernburg G. Durkheim's theory of social order and deviance: a multi-level test // European Sociological Review. 2004. № 20. Р. 271-285.
19. Зигмунт О. А., Энцманн Д. Различия и особенности преступности несовершеннолетних в России и Германии: их значимость для теории аномии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2006. № 1 (10). С. 97-109.
20. Siegmunt O., Wetzels P. Social Values and Delinquency of Russian Youth // International Journal of Comparative and Applied Criminal Justice. № 41 (3). P. 211-230. Available from: http://dx.doi.org/10.1080/01924036.2017.1322113 (date of access: 30.03.2021).
21. Фомина Н. А., Теняева О. В. Гендерные различия психологической структуры ответственности подростков с девиантным поведением // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. №3. С. 10-15.
22. Долгицкий О. Д. Социальное отчуждение как источник аномии // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Том 6. № 4 А. С. 104-119.
23. Курбатов В. И. Социальная работа [Электрон. ресурс]. Ростов-на-Дону; Москва, 2000. С. 382. Режим доступа: https://library.lib.sfedu.ru/media/upload/images/show/kurb/17/17.pdf (дата обращения: 30.03.2021)
24. Kohlberg L. Education, Moral Development and Faith // Journal of Moral Education. 1974. № 4 (1). P. 5-16. DOI:10.1080/0305724740040102
25. Siegmunt O. A. Juveniles' violent crime in Germany and Russia: differences and factors of influence // Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2018. № 3. P. 170-179. DOI:10.24866/1813-3274/2018-3/170-179
26. Muftic Lisa R. Advancing institutional anomy theory: A microlevel examination connecting culture, institutions, and deviance // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2006. № 50. Р. 630-653. DOI: 10.1177/0306624X06287284
27. Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков [Электрон. ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 14-23. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-sotsialnopedagogicheskih-fenomenov-deviantnoe-povedenie-i-delinkventnoe-povedenie-podrostkov_ (дата обращения: 27.11.2020).
28. Зигмунт О. А. Преступность несовершеннолетних в России и Германии: роль современной семьи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 4. С. 173-182. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-4-173-182
Рецензия
Для цитирования:
Усова О.В., Усов В.В., Костина Н.Б., Дуран Т.В. Девиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемы. Образование и наука. 2021;23(5):164-192. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-164-192
For citation:
Usova O.V., Usov V.V., Kostina N.B., Duran T.V. Deviant behaviour of adolescents as a manifestation of individual anomie: Social and gender aspects of the problem. The Education and science journal. 2021;23(5):164-192. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-164-192