Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Развитие цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-216-245

Texto completo:

Resumen

В статье рассматривается проблема развития цифровых компетенций будущих учителей в области разработки мультимедийных учебных пособий по иностранному языку, а также представлены результаты соответствующих исследований, проведенных авторами. В контексте цифровизации образования мультимедийные учебные пособия по иностранному языку представляют собой эффективное средство для организации аутентичных аудио- и видеоматериалов и их интеграции в учебный процесс. Тем не менее в настоящее время учителя иностранных языков сталкиваются с проблемой недостаточного уровня развития компетенций, в том числе цифровых, необходимых для создания эффективных мультимедийных учебных пособий, которые невозможно спроектировать без знания методологических основ их разработки, а также владения соответствующими программными инструментами.

Цель исследования состоит в выявлении эффективности курса подготовки будущих учителей к разработке мультимедийных учебных пособий по иностранному языку на основе аутентичных аудио- и видеоматериалов, проведенного среди 30 студентов выпускного курса на базе Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова.

Методология и методы исследования. В основу исследования положено выделение 4 уровней подготовки в области разработки мультимедийных учебных пособий по иностранному языку: распознавательного, адаптивного (репродуктивного), эвристического (продуктивного), творческого.

Результаты и научная новизна. Разработанный авторский курс доказал свою эффективность в повышении уровня развития цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных образовательных ресурсов. Результаты проведенного исследования показали, что 80 % участников достигли эвристического уровня в области разработки цифровых образовательных ресурсов, а именно мультимедийных учебных пособий, набрав требуемые 60 % и более баллов (по В. П. Беспалько) в итоговом оценивании учебных достижений.

Практическая значимость. Экспериментальный учебный курс в рамках исследования вносит вклад в решение проблемы развития цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий и формирования навыков использования соответствующего программного обеспечения для создания мультимедийных образовательных ресурсов.

De los autores

Г. Смагулова
Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова
Kazakhstan


Г. Саржанова
Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова
Kazakhstan


Г. Тлеужанова
Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова
Kazakhstan


Н. Станчу
Белградский Университет



Referencias

1. Cedefop. The great divide: Digitalization and digital skill gaps in the EU workforce. 2016. Available from: https://www.cedefop.europa.eu/files/esj_insight_9_digital_skills_final.pdf (date of access: 15.01.2021).

2. European Commission. Commission staff working document ‘Europe’s Digital Progress Report2017’. Available from: https://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/10102/2017/EN/SWD-2017-160-F1-EN-MAIN-PART-18.PDF (date of access: 15.01.2021).

3. Cachia R., et al. Creative Learning and Innovative Teaching: Final Report on the Study on Creativity and Innovation in Education in the EU Member States. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010. 59 p.

4. Bulman G., Fairlie, R. W. Technology and Education: Computers, Software, and the Internet // In: E. A Hanushek, S. Machinand and L. Woessmann, eds., Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: Elsevier. 2016. Vol. 5. P. 239-280.

5. Escueta M., et al. Education technology: An evidence-based review. NBER Working Paper; 2017. 102 p. No. 23744. Available from: https://www.nber.org/papers/w23744.pdf (date of access: 15.01.2021).

6. Blossfeld, H. P., et al. Digitale Souveranitat und Bildung. Munster: Waxmann Verlag GmbH, 2018. 280 p.

7. Süss D., Lampert C. and Wijnen C. Mediensozialisation: Aufwachsen in mediatisierten Lebenswelten // In: D. Süss., C. Lampert and C. Wijnen, eds., Medienpädagogik. Studienbücher zur Kommunikations- und Medienwissenschaft. Wiesbaden: Springer VS, 2013. P. 19-45.

8. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: Dig-CompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 95 p.

9. Conrads J., et al. Digital Education Policies in Europe and Beyond: Key Design Principles for More Effective Policies. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 202 p.

10. Bransford J., Brown A., Cocking R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, DC: National Academy Press, 1999. 384 p.

11. Pachler N. Connecting schools and pupils: To what end? Issues related to the use of ICT in school-based learning // In: M. Leask (ed.) Issues in teaching using ICT. London: Routledge Falmer. 2001. P. 15-30. Available from: https://doi.org/10.4324/9780203185117-2 (date of access: 15.01.2021).

12. Marsh D. CLIL/EMILE: The European dimension - Actions, trends and foresight potential. 2002. Available from: http://europa.eu.int/comm/education/policies/lang/ languages/download/david_marshreport.pdf (date of access: 15.01.2021).

13. Redeker K., Poonie J. European framework for the digital competence of teachers: DigCompEdu. Brussels: Joint Research Center, European Union; 2017. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcompedu (date of access: 15.01.2021).

14. European e-Competence Framework 3.0: A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234:2014 Part 1. CEN-CENELEC publications, 2014. 52 p.

15. Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. Turin: European Training Foundation, 2008.

16. UNESCO. Digital skills critical for jobs and social inclusion. 2018 Mar 15. Available from: https://en.unesco.org/news/digital-skills-critical-jobs-and-social-inclusion (date of access: 15.01.2021).

17. European Commission, Strategic Policy Forum on Digital Entrepreneurship, Fuelling Digital Entrepreneurship in Europe - Background Paper. 2014. Available from: https://docplayer.net/18546997-Strategic-policy-forum-on-digital-entrepreneurship-fuelling-digital-entrepreneurship-in-europe-background-paper.html (date of access: 15.01.2021).

18. Krumsvik R. J. Situated learning and teachers’ digital competence // Education and Information Technologies. 2008. Vol. 13 (4). P. 279-290.

19. Milliner B., Cote T., Ogane E. Tertiary EFL Teachers’ Digital Literacy: Is CALL training still needed? // Eurocall 2016. Limassol, Cyprus. DOI: 10.13140/RG.2.2.17408.84482

20. Гущина О. М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов [Электрон. ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. Т. 2 (11). С. 49-52. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-vsozdanii-informat-sionno-obrazovatelnoy-sredy-priobreteniya-znaniy-s-ispolzovaniem-elektronnyh-resursov (дата обращения: 15.01.2021).

21. Yachina N. P., Valeeva L. A., Sirazeeva A. F. E-Teaching Materials as the Means to Improve Humanities Teaching Proficiency in the Context of Education Informatization // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11 (4). P. 433-442.

22. Põldoja H., Valjataga T., Laanpere M., Tammets K. Web-based self-and peer-assessment of teachers’ digital competencies // World Wide Web. 2014. Vol. 17 (2). P. 255-269.

23. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. Seville: European Commission, Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies, 2013. 48 p.

24. Quarles A. M, Conway C. S., Harris S., Osler J., Rech L. Integrating digital/mobile learning strategies with students in the classroom at the historical black college/university (HBCU) // Handbook of Research on Digital Content, Mobile Learning, and Technology Integration Models in Teacher Education. 13 July, 2017. P. 390-408.

25. Шмакова А. П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий [Электронный ресурс]. Москва: ФЛИНТА, 2013. 184 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462991 (дата обращения: 15.01.2021).

26. Федотова Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с.

27. Maxwell A. Mobile learning for undergraduate course through interactive apps and a novel mobile remote shake table laboratory (Conference Paper) // In: Maxwell A., Jiang Z., Chen C. (eds.) Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 24th ASEE Annual Conference and Exposition; Columbus; United States; 2017 Jun 25 - 2017 Jun 28. 2017. Vol. 24. P. 18268-18283.

28. Demarle-Meusel H. The teaching-learning-lab: Digital literacy & computational thinking for everyone. In: Demarle-Meusel H., Sabitzer B., Sylle J. // CSEDU 2017 - Proceedings of the 9th International Conference on Computer Supported Education. 9th International Conference on Computer Supported Education, CSEDU 2017; Porto; Portugal; 2017 Apr 21 -2017 Apr 23. 2017. Vol. 2. P. 166-170.

29. Blake R. New trends in using technology in the language curriculum // Annual Review of Applied Linguistics. 2001. Vol. 27. P. 76-97. Available from: DOI: 10.1017/S0267190508070049 (date of access: 15.01.2021).

30. Jones A. Reaching beyond an online/offline divide: invoking the rhizome in higher education course design / A. Jones, R. Bennett // Technology, Pedagogy and Education. Journal. 2017. Vol. 26 (2). P. 193-210.

31. Berk E., Devlin J. Hypertext/hypermedia Handbook. New York: McGraw Hill, 1991. 646 p.

32. Fox E. A., Heller R. S., Long A., Watkins D. CRIM: curricular resources in interactive multimedia // Proceedings in ACM Multimedia’99. Part 2. 1999. Vol. 2. P. 85-90.

33. Mayer R. E. Multimedia Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 304 p.

34. Gilakjani A. P., Ahmadi, S. M. Multimedia and its effects on the quality of English language teaching // A Journal of Culture, English Language Teaching & Literature. 2015. Vol. 11 (1). P. 14-35.

35. LeLoup J., Ponterio R. On the net: Using WWW multimedia in the foreign language classroom: Is this for me? // Language Learning & Technology. 1998. Vol. 2 (1). P. 4-10.

36. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. 2006. № 1. С. 118-128.


Recensión

Para cita:


Smagulova G.Zh., Sarzhanova G.B., Tleuzhanova G.K., Stanciu N. The development of future foreign language teachers’ digital competences in creating multimedia tutorials. The Education and science journal. 2021;23(6):216-245. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-216-245

Número de consultas: 2408


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)